прочие исковые



Судья Копин С.А.                                                                                           № 33-1572/2011

 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«03» июня 2011 года г. Петрозаводск

         Судебная коллегия по гражданским делам

         Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Коваленко С.В.

и судей Роговой И.В., Колбасовой Н.А.

при секретаре Сидорове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 07 апреля 2011 года по делу по иску Прокурора Пудожского района РК в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Куганаволокского сельского поселения Пудожского муниципального района об обязании совершить определенные действия.

            Заслушав доклад судьи Роговой И.В., объяснения прокурора Панасенко Н.В., возражавшей по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия

                                                 УСТАНОВИЛА:

Прокурор Пудожского района Республики Карелия обратился в Пудожский районный суд РК с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Куганаволокского сельского поселения Пудожского муниципального района об обязании совершить определенные действия. Иск мотивирован тем, что в  ходе проверки исполнения ответчиком требований законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, противодействия коррупции, установлено, что в нарушение ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - в т.ч. Федеральный закон №8-ФЗ) ответчик не имеет официального сайта в сети Интернет, в связи с чем информация о деятельности органа местного самоуправления, предусмотренная законодательством, не размещена, что нарушает права неопределенного круга лиц в части получения и доступности сведений о деятельности органов местного самоуправления, установленные ч.2 ст.24 Конституции РФ, ст.т. 3,8 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст. 4,6,8 Федерального закона № 8-ФЗ. Прокурор Пудожского района Республики Карелия просил суд обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить в сети Интернет сведения, предусмотренные ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ, а именно:  информацию о структуре Администрации сельского поселения; информацию о перечне законов и иных нормативных актах, определяющих задачи, функции и полномочия Администрации сельского поселения; информацию о муниципальных правовых актах, изданных Администрацией, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган муниципального образования; информацию об административных регламентах, стандартах муниципальных услуг; информацию об установленных формах обращений, заявлений и иных документов, принимаемых Администрацией к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; информацию о порядке обжалования муниципальных правовых актов; информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах;           информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них; информацию о результатах проверок, проведенных Администрацией, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в Администрации, подведомственных организациях; информацию о деятельности Администрации, а именно: статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; информацию о кадровом обеспечении Администрации, а именно: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; информацию о работе Администрации с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а именно: порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; обзоры обращений лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

В судебном заседании прокурор Пандас P.O. исковое заявление поддержал, уточнил исковые требования в части срока исполнения решения суда, просил суд обязать ответчика совершить указанные в иске действия в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, просил обязать Администрацию Куганаволокского сельского поселения разместить в сети Интернет сведения, предусмотренные ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Представитель ответчика Администрации Куганаволокского сельского поселения Жуков В.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что федеральное законодательство не содержит императивных норм, обязывающих органы местного самоуправления публиковать информацию в сети Интернет. Это лишь один из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. В настоящее время Администрация обеспечивает доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления через средства массовой информации, в частности, через газету «....». Кроме того, для того, чтобы размещать всю необходимую информацию в сети Интернет, необходимо создавать рабочее место, потребуются дополнительные финансовые вложения, тогда как денежных средств у поселения на данные нужды не имеется. Просил суд в иске отказать.

Суд постановил решение об удовлетворении иска. Обязал Администрацию МО «Куганаволокское сельское поселение» разместить в сети Интернет сведения, предусмотренные ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в течении шести месяцев с момента вступления решения в законную силу. С таким решением суда не согласен ответчик. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда. В обоснование доводов кассационной жалобы указывают, что решение суда противоречит Конституции Российской Федерации, не соответствует законодательству Российской Федерации, ухудшает положение жителей поселения по обеспечению защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению пожарной безопасности, нарушает права населения поселения и органов местного самоуправления, закрепленные в ст. 12, главе 8 Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе № 131-Ф3 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Суд, удовлетворив требования прокуратуры, ограничил право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливают обязанность органов местного самоуправления обеспечить доступ к информации, однако не предусматривают, что доступ необходимо осуществить обязательно через сеть Интернет. Доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться многими способами, одним из которых является сеть Интернет. Полагают, что вывод суда о том, что закон обязывает органы местного самоуправления создавать в сети Интернет свои официальные сайты, не основан на законе, ошибочен, суд неправильно истолковал закон. Выводы суда не соответствуют содержанию письма Председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Российской Федерации .... № .... от .... г. В поселении телефонная станция старого образца и обеспечивает работу .... телефонов внутри поселения, имеет только четыре выхода на внешнюю связь за пределы поселения, Администрация поселения в рабочее время не может выйти на связь даже с г. .... по полчаса и более, вечером это время значительно увеличивается. При чрезвычайной ситуации не будет возможности сообщить об этом в соответствующие органы в короткое время, если жители будут пользоваться сетью «Интернет» для получения информации о деятельности органов местного самоуправления, то это время значительно увеличится, данные обстоятельства не нашли отражения в решении суда. В поселении проживают постоянно .... человек, доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления они получают другими способами, предусмотренными в Федеральном законе № 8-ФЗ от 09.02.2009 г., жалоб от жителей о том, что они не могут получить информацию через сеть «Интернет» не поступало.

В возражениях относительно кассационной жалобы Прокуратура Пудожского района, полагая доводы жалобы несостоятельными, указывает, что официального сайта у Администрации МО «Куганаволокское сельское поселение» не имеется, на сайте районной Администрации, а также официальном сайте субъекта надлежащая информация о деятельности органа местного самоуправления, предусмотренная ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ, на момент проверки прокуратурой района в сети Интернет размещена не была. Неразмещение Администрацией информации, предусмотренной ст. 13 Фе­дерального закона № 8-ФЗ, нарушает права неопределенного круга лиц в части получения и доступности сведений о деятельности органов местного само­управления, установленные ч.2 ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, ин­формационных технологиях и о защите информации», ст.ст.4, 6, 8 Федерального закона № 8-ФЗ. Информацию о деятельно­сти органов местного самоуправления вправе получать не только жители сель­ского поселения, .... района, а также население субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе посредством сети Интернет, к информации о своей деятельности. Реализация требований о размещении указанной информации возможна и без наличия постоянно стабильного подключения к сети Интернет в поселении. Размещение и обновление информации в сети Интернет возможно также путем доставления данной информации на электронном носителе в администрацию района, куда главы поселений района приезжают регулярно.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч.2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со ст.3 Федерального Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции.

Одними из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренных ст.4 Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», являются принципы открытости и доступности информации о деятельности указанных органов, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации об их деятельности любым законным способом, а к таковым, согласно ст.6 данного Закона, относится и размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.

Статья 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусматривает право граждан и организаций осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Частью 5 данной нормы предусмотрено, что государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в т.ч. с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления (ч.1). Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления (ч.2).

Согласно ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Перечень сведений, содержащих информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, подлежащих опубликованию в сети Интернет, определен в ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Администрация Куганаволокского сельского поселения официального сайта не имеет, информация, предусмотренная ст. 13 Федерального закона 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в отношении деятельности Куганаволокского сельского поселения ни на каком ином официальном сайте органа местного самоуправления, субъекта РФ не размещалась, что ответчиком не опровергается.

Оценив доводы сторон, представленные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что законодательство обязывает органы местного самоуправления создавать в сети Интернет официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователь информацией может направить запрос для получения информации о деятельности соответствующего органа. Анализ указанных правовых норм свидетельствует об ошибочном толковании ответчиком норм материального права и несостоятельности доводов жалобы ответчика.

Исследованные судом в совокупности доказательства, приведенные в судебном решении, свидетельствуют о наличии возможности ответчика обеспечить доступ, в том числе посредством сети Интернет, к информации о своей деятельности.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Выводы суда по делу мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными нет.

Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, считает, что решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального законодательства, судом исследованы доказательства, представленные сторонами, им дана правильная оценка. Оснований к отмене решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 07 апреля 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200