прочие исковые



Судья Черонко Е.В.                                                                                      № 33-1515/2011

 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«27» мая 2011 года г. Петрозаводск

         Судебная коллегия по гражданским делам

         Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Рочевой Е.С.

и судей Роговой И.В., Колбасовой Н.А.

при секретаре Зариповой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 марта 2011 года по делу по искам Федоровой Г.К., Богдановой С.В., Косиновой Л.Н. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании совершить действия.

            Заслушав доклад судьи Роговой И.В., объяснения представителя ответчика Администрации Петрозаводского городского округа Дедова И.Л., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения истцов Федоровой Г.К., Богдановой С.В., возражавших по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия

                                                 УСТАНОВИЛА:

Федорова Г.К., Богданова С.В., Косинова Л.Н. обратились в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с исками к Администрации Петрозаводского городского округа о признании действий по прекращению выплаты им ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы незаконными, обязании возместить причиненный им вред в виде ежемесячной недоплаты надбавки к пенсии за стаж муниципальной службы с .... г.: Федоровой Г.К. в размере .... руб., Богдановой С.В. в размере .... руб., Косиновой Л.Н. .... руб., продолжить с .... г. выплату ежемесячной доплаты к пенсии за стаж муниципальной службы: Федоровой Г.К. .... % должностного оклада с коэффициентом .... в размере .... руб., Богдановой С.В. .... % должностного оклада с коэффициентом .... в размере .... руб., Косиновой Л.Н. .... % должностного оклада с коэффициентом .... в размере .... руб., а также взыскать с ответчика неустойку, компенсацию морального вреда. Иски мотивированы тем, что истицы вышли в добровольную отставку с муниципальной службы, при этом им была назначена доплата за стаж муниципальной службы к трудовой пенсии по старости: Федоровой Г.К. в размере ....% месячного должностного оклада, Богдановой С.В. в размере ....% месячного должностного оклада, Косиновой Л.Н. в размере ....% месячного должностного оклада, предусмотренная Законом РК «О муниципальной службе в Республике Карелия». Выплата указанной доплаты ответчиком прекращена, так как в связи с увеличением размера трудовой пенсии по старости сумма пенсии и доплаты достигла установленного процента. Между тем, полагают истицы, новой редакцией ст. 11 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» (в редакции от 28.05.2010 г.), ст. 56 Устава Петрозаводского городского округа подтверждено право муниципальных служащих на получение доплаты по аналогии с государственными служащими Республики Карелия. Невыплата доплаты по новым условиям в ответе на заявления истиц в адрес ответчика мотивирована тем, что новая редакция Устава Петрозаводского городского округа не содержит порядка назначения, перерасчета и выплаты такой надбавки. Истицы считают, что подобный подход неправомерен, поскольку противоречит Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Карелия и умаляет их право на социальное обеспечение, равное по аналогии объему пенсионного обеспечения государственных служащих Республики Карелия.

Впоследствии истицы исковые требования уточнили, просили признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по прекращению выплаты им ежемесячной доплаты к пенсии за стаж муниципальной службы незаконными, кроме того:

Федорова Г.К. просила возместить ей с .... г. с учетом норм Закона РК от 28.05.2010 г. № 1388-ЗРК «О внесении изменений в статью 11 Закона РК от 24.07.2007 г. № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» причиненный вред в виде ежемесячной недоплаты (за период с .... г. по .... г.) к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы в размере .... руб., продолжить с .... г. выплату ежемесячной доплаты к пенсии за стаж муниципальной службы в размере ....% должностного оклада с коэффициентом .... в сумме .... руб., сохранить перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии за стаж муниципальной службы в связи с изменением (повышением) должностного оклада по занимаемой ею должности на момент увольнения с муниципальной службы в соответствии с п. 4 ст. 17 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 05.12.1996 г. № 160-ЗРК;

Богданова С.В. просила взыскать с ответчика причитающуюся ей ежемесячную доплату к трудовой пенсии в размере ....% месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за период с .... г. по .... г. в размере .... руб., обязать ответчика выплачивать ей с .... г. ежемесячную доплату к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы в размере ....% месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер которой пересчитывать при увеличении в централизованном порядке месячного должностного оклада по соответствующей должности муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

Косинова Л.Н. просила возместить причиненный ей вред в виде ежемесячной недоплаты за период с .... г. по .... г. к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы в размере .... руб., продолжить с .... г. выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере ....% должностного оклада с коэффициентом .... в размере .... руб., пересчитывать (индексировать) размер ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении в централизованном порядке месячного должностного содержания по соответствующей должности муниципального служащего.

От требований о взыскании неустойки и компенсации морального вреда истицы отказались. Определением суда производство по делу в этой части прекращено.

В судебном заседании истцы Федорова Г.К., Богданова С.В., Косинова Л.Н. уточненные исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен, представлен отзыв на исковые заявления, в котором указано, что Законом РК от 28.05.2010 г. № 1388-ЗРК были внесены изменения в ст. 11 Закона РК от 24.07.2007 г. № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия». Новой редакцией данной статьи органам местного самоуправления предоставлено право в уставах муниципальных образований за счет средств местного бюджета предусматривать муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. В соответствии с требованиями закона размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В целях приведения Устава Петрозаводского городского округа в соответствие с Законом РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» решением Петрозаводского городского Совета от 02.09.2010 г. № 26/44-875, вступившим в силу 10.09.2010 г., в ст. 56 Устава были внесены изменения. Действующей редакцией ст. 56 Устава ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены. При этом определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к   трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета, который до настоящего времени не установлен. Таким образом, с момента внесения изменений в Устав Петрозаводского городского округа у Администрации отсутствуют законные основания для осуществления выплаты доплаты истицам, в связи с чем им было сообщено о приостановлении выплаты ежемесячной доплаты. Ответчик полагал, что норма об установлении органами местного самоуправления дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и норма о возможности установления ее минимального размера не носят императивного характера и не устанавливают обязанностей органов местного самоуправления.

Суд постановил решение о частичном удовлетворении исков. Признал действия Администрации Петрозаводского городского округа по прекращению с .... года выплаты Федоровой Г.К., Богдановой С.В., Косиновой Л.Н. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы незаконными. Взыскал с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Федоровой Г.К. .... руб. недополученной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с .... года по .... года включительно. Обязал Администрацию Петрозаводского городского округа с .... года производить выплату Федоровой Г.К. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере ....% должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Взыскал с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Богдановой С.В. .... руб. недополученной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с .... года по .... года включительно. Обязал Администрацию Петрозаводского городского округа с .... года производить выплату Богдановой С.В. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере ....% должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Взыскал с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Косиновой Л.Н. .... руб. недополученной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с .... года по .... года включительно. Обязал Администрацию Петрозаводского городского округа с .... года производить выплату Косиновой Л.Н. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере .... % должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В остальной части исков отказал.

С таким решением суда не согласен ответчик Администрация Петрозаводского городского округа. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда. В обоснование доводов кассационной жалобы указывают на незаконность и необоснованность постановленного по делу решения суда, выводы суда не основаны на действующем законодательстве, в частности вывод суда о трансформации ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в пенсию за выслугу лет на муниципальной службе и ее сходства с правовым регулированием соответствующей доплаты госслужащим РК, а также в части того, что Петросовет обязан своим нормативным правовым актом установить, что размер ежемесячной доплаты не может быть ниже 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки. По мнению ответчика, удовлетворение требований истиц таким образом, чтобы сумма доплаты, а не сумма пенсии и ежемесячной доплаты, составляла 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки, противоречит нормам Закона РК от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», поскольку данный закон не предусматривает конкретного порядка определения размера доплаты, а также ограничивает права Петросовета на осуществление самостоятельного правового регулирования данного вопроса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда по существу правильным и не подлежащим отмене.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1), в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2). В силу ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Федорова Г.К. .... года рождения..... уволена с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, ей была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости в размере ....% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с Законом РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» № 160-ЗРК от 05.12.1996 г., получала ежемесячную доплату к пенсии по старости, установленную распоряжением главы самоуправления города, ее размер на .... г. составлял .... руб., последняя выплата произведена в .... года. Богданова С.В., .... года рождения, .... г. уволена с муниципальной службы в связи с выходом в добровольную отставку по ст. 80 ТК РФ, п. 1 ст. 26 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия», ей установлена ежемесячная доплата к пенсии по старости в размере ....% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с Законом РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» № 160-ЗРК от 05.12.1996 г., получала ежемесячную доплату к пенсии по старости на основании распоряжений главы самоуправления города, последняя выплата произведена в .... года, размер которой составил .... руб. Косинова Л.Н., .... года рождения, .... г. уволена с муниципальной службы в связи с выходом в добровольную отставку по п. 1 ст. 26 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия», ей установлена ежемесячная доплата к пенсии по старости в размере ....% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с Законом РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» № 160-ЗРК от 05.12.1996 г., получала ежемесячную доплату на основании распоряжений главы самоуправления города, последняя выплата произведена в .... г., размер которой составил .... руб.

Суд, оценив доводы сторон, представленные по делу доказательства, разрешая спор по существу, правильно применил положения ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 года № 1107-ЗРК (с последующими изменениями и дополнениями, в т.ч. в ред. от 28.05.2010 г.), ст. 56 Устава Петрозаводского городского округа (принят решением Петросовета от 19.10.1999 г., в ред. от 04.03.2008 г., с последующими изменениями и дополнениями, в т.ч. от 02.09.2010 г.) в их системной взаимосвязи с положениями ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и ст.ст. 5, 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 21 Закона РК «О государственной службе Республики Карелия», а также правовыми подходами Конституционного суда Российской Федерации, изложенными в Определении от 01.12.1999 г. № 189-О, Постановлении от 24.05.2001 г. № 8-П, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исков.

При указанных обстоятельствах, правомерны выводы суда о том, что предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии предполагает и его обязанность, в случае установления таковой, разработать механизм реализации такого права. Само по себе внесение соответствующих изменений в Устав, вступивших в силу с 10.09.2010 г., подтверждает право на дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения для муниципальных служащих, при этом отсутствие механизма реализации такого права (отсутствие принятого представительным органом порядка назначения, перерасчета и выплаты такой доплаты к пенсии), как правильно указано судом, не может оправдывать бездействие ответчика, поскольку правоотношения и обязательства ответчика по выплате истцам доплаты возникли до 10.09.2010 г., а право на получение соответствующей доплаты было установлено ранее и не утрачено в рамках действующего правового регулирования. При этом, возможность применения по аналогии норм Закона РК «О государственной службе Республики Карелия» в части механизма расчета размера доплаты, которую обоснованно применил суд, обусловлена характером регулируемых правоотношений и их сходством.

Т.о. удовлетворяя исковые требования о взыскании в пользу истиц сумм ежемесячной доплаты с момента действия новой редакции ст. 11 Закона РК «О муниципальной службе в РК» и п. 56 Устава Петрозаводского городского округа, суд первой инстанции правомерно исходил из гарантированного права истиц на получение данной доплаты и аналогии права.

Ввиду отсутствия надлежащего правового регулирования по порядку расчета размера доплаты с учетом стажа работы по муниципальной должности суд правомерно обязал Администрацию Петрозаводского городского округа с .... года производить выплату Федоровой Г.К. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере .... % должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Богдановой С.В. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере .... % должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Косиновой Л.Н. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере .... % должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы, которые были предметом исследования и в суде первой инстанции и по мотивам, приведенным в судебном решении, правомерно признаны необоснованными, не имеется.

Вместе с тем после рассмотрения дела в суде первой инстанции, но до вступления решения суда в законную силу, был принят и опубликован новый Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа (опубликован 06.05.2011 года).

В соответствии с названным Порядком, с учетом стажа муниципальной службы Федоровой Г.К. (.... полных лет), Богдановой С.В. (.... полных лет), Косиновой Л.Н. (.... полных лет), ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости подлежит выплате в размере: Федоровой Г.К.- .... %  месячного должностного оклада муниципального служащего по должности муниципальной службы, занимаемой на день прекращения муниципальной службы, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п.п.3,6 Порядка);  Богдановой С.В.- .... % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности муниципальной службы, занимаемой на день прекращения муниципальной службы, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; Косиновой Л.Н. -.... %  месячного должностного оклада муниципального служащего по должности муниципальной службы, занимаемой на день прекращения муниципальной службы, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Учитывая право органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, Конституционный Суд Российской Федерации признавал не нарушающим право граждан на социальное и пенсионное обеспечение (определения от 13.10.2009 № 1190-О-О; от 11 мая 2006 года №88-О, от 3 апреля 2007 года №332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О).

Учитывая указанные обстоятельства, с .... года ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости Федоровой Г.К., Богдановой С.В., Косиновой Л.Н. должна производиться в указанном выше размере, с учетом п.3 обозначенного Порядка, о чем следует дополнить резолютивную часть решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 марта 2011 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Дополнить четвертый абзац резолютивной части решения предложением следующего содержания:

С .... года такую доплату производить Федоровой Г.К. в размере .... % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности муниципальной службы, занимаемой на день прекращения муниципальной службы, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Дополнить шестой абзац резолютивной части решения предложением следующего содержания:

С .... года такую доплату производить Богдановой С.В. в размере .... % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности муниципальной службы, занимаемой на день прекращения муниципальной службы, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Дополнить восьмой абзац резолютивной части решения предложением следующего содержания:

С .... года такую доплату производить Косиновой Л.Н. в размере .... % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности муниципальной службы, занимаемой на день прекращения муниципальной службы, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200