пенсионные споры



Судья Орлова А.А.                                                                                                        № 33-1872/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2011 года г. Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Сильченко Р.П.

судей Переплесниной Е.М., Савина А.И.

при секретаре Спиридоновой И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 мая 2011 года по иску Свидского С.А. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании к выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., объяснения истца, возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия

установила:

Свидский С. А. обратился в суд с иском к  Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании сумм невыплаченной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости и возобновлении такой выплаты, предусмотренной ст. 17 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия»; взыскании компенсации морального вреда.

В судебном заседании Свидский С. А. уточнил предмет иска, просил обязать ответчика возместить причиненный вред в виде ежемесячной недоплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы в размере согласно расчета ХХ руб. (ХХ% от оклада х 1,65) ежемесячно за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ.; продолжить с ХХ.ХХ.ХХ. выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы в размере ХХ% должностного оклада с коэффициентом 1,65. Настаивал на возмещении морального вреда, указывая на длительный характер нарушения и непринятие ответчиком мер по нормативному урегулированию спорных правоотношений. Полагал, что принятый и действующий с 06.05.2011г. Порядок назначения, перерасчета и выплаты доплаты... к ним не применим, так как придание обратной силы закону, ухудшающему положение, не допускается.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.

Решением суда иск удовлетворен частично.

Суд взыскал с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Свидского С.А. ХХ рублей ХХ копейки недополученной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. включительно.

Обязал Администрацию Петрозаводского городского округа с ХХ.ХХ.ХХ. производить выплату Свидскому С.А. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере ХХ % должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В остальной части иска отказал.  

С решением суда не согласен ответчик. Администрация Петрозаводского городского округа в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на незаконность и необоснованность постановленного по делу решения суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, выводы суда не основаны на действующем законодательстве. Полагает, что  удовлетворение исковых требований по ежемесячной доплате к пенсии в размере 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки без учета суммы пенсии противоречит нормам Закона РК от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», который не предусматривает конкретного порядка определения размера доплаты.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение в силу статьи 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации и согласно пункту 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

Реализуя свои дискреционные полномочия, законодатель субъекта Российской Федерации в ст. 11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107- ЗРК в редакции Закона РК от 28.05.2010 № 1388-3PK «О муниципальной службе в Республике Карелия» предусмотрел, что муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее также - ежемесячная доплата). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уставом муниципального образования может предусматриваться минимальный размер ежемесячной доплаты. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года и проживающим на территории Республики Карелия. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.

Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 г. № XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

После принятия 28.05.2010 г. действующей в настоящее время редакции ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» Решением Петросовета от 02.09.2010 N 26/44-875 в ст. 56 Устава внесены изменения, вступившие в силу с 10.09.2010г., согласно которым при сохранении права на получение доплаты порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Свидский С. А., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, уволен с муниципальной службы ХХ.ХХ.ХХ. в связи с выходом в отставку, и, имея стаж муниципальной службы ХХ полных лет, на основании ст. 17 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» через Администрацию Петрозаводского городского округа получал ежемесячную доплату к пенсии по старости, установленную распоряжением главы самоуправления города от ХХ.ХХ.ХХ.. № ХХ до размера ХХ процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к размеру трудовой пенсии. Доплата производилась в соответствии с порядком, установленным Уставом Петрозаводского городского округа, ее размер на ХХ.ХХ.ХХ. составлял ХХ руб. С ХХ.ХХ.ХХ. доплата ответчиком не выплачивается.

В обоснование невыплаты доплаты Администрация Петрозаводского городского округа в уведомлении, направленном истцу ХХ.ХХ.ХХ.., ссылается на то, что действующей с ХХ.ХХ.ХХ.. редакцией статьи 56 Устава ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены, а нормы законодательства о муниципальной службе в данной части не императивны.

Признав подобный подход в отношении истца неправомерным, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования. При отсутствии надлежащего правового регулирования исчислил размер доплаты к пенсии муниципального служащего, исходя из аналогии закона о расчете и выплате такой доплаты пенсионерам – бывшим государственным служащим.

Такое право вытекает из действующего в системной связи законодательства Российской Федерации и субъекта РФ - Республики Карелия.

Суд подробно проанализировал подлежащее применению к спорным правовым отношениям законодательство о муниципальной службе, соотнеся его с законодательством, регулирующим сходные правоотношения по государственной службе. О необходимости единообразного подхода к рассмотрению данных вопросов неоднократно говорил Конституционный Суд РФ в своих решениях.

В частности, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 1 декабря 1999 г. № 189-0 по жалобе гражданина В.Т.Клинцова на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми «О государственной службе Республики Коми», предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Таким образом, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции РФ. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой ст. 1 и ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 года по делу «Праведная против Российской Федерации» и от 25 октября 2005 года по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»).

Учитывая вышеприведенные нормы материального права, правовые позиции Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, истец не может быть лишен данного права, в связи с чем суд правомерно удовлетворил его иск в данной части.

Суд правильно обязал ответчика возобновить выплату доплаты с момента установления нового законодательного регулирования данного вида социальной гарантии, обосновав в решении расчет взыскиваемых сумм.

 Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Вместе с тем, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Решением Петрозаводского городского Совета 27.04.2011 г. № 27/02-39 был принят новый Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, который вступил в силу 06.05.2011 года, а потому является нормативным правовым актом, регулирующим спорные правовые отношения и подлежащим обязательному применению.

Настоящим Порядком установлены правила назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа. Право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности имеют лица, проходившие муниципальную службу в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, вышедшие на трудовую пенсию по старости, трудовую пенсию по инвалидности и имеющие стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин. Ежемесячная доплата устанавливается в размере 20 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного в пункте 2 настоящего Порядка стажа муниципальной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 и 29 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Учитывая право органов местного самоуправления корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, Конституционный Суд Российской Федерации признает не нарушающим право граждан на социальное и пенсионное обеспечение (определения от 13.10.2009  № 1190-О-О; от 11 мая 2006 года, от 3 апреля 2007 года, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О).

В соответствии с названным Порядком, с учетом стажа муниципальной службы Свидского С.А. – ХХ лет - ежемесячная доплата к его трудовой пенсии по старости подлежит выплате в размере ХХ % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, с которой он вышел на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 3 Порядка).

Учитывая указанные обстоятельства, с момента вступления в законную силу вышеназванного Порядка – с 06 мая 2011 года – ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости Свидского С.А. должна производиться в соответствии с новым Порядком, о чем следует дополнить третий абзац резолютивной части решения суда.

Доводы кассационной жалобы о неправомерности взыскания в пользу истца недовыплаченных сумм доплаты к трудовой пенсии в силу вышеизложенного являются несостоятельными.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Петрозаводского городского суда РК от 24 мая 2011 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Дополнить абзац третий резолютивной части решения вторым предложением следующего содержания:

«С 06 мая 2011 года такую доплату Свидскому С.А. производить в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета 27.04.2011 г. № 27/02-39, в размере ХХ % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, с которой он вышла на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Председательствующий:

Судьи:

Деперсонификацию выполнил помощник судьи

 ____________________ (Саврук Ю.Л.), _____ _________________ 2011г.

«Согласовано» судья Верховного суда РК

____________________ (Переплеснина Е.М.), _____ _________________ 2011г.

«Разместить на сайте» Председательствующий судья Верховного суда РК

____________________ (Сильченко Р.П.), ______ _________________ 2011 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200