Дела, вытекающие из публичных правотношений



Судья Летунова В.Н.                                                                                                                                     № 33-1848/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2011 года гор. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Фаткуллиной Л.З.

и судей Степановой Т.Г., Злобина А.В.

при секретаре Петровой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 18 мая 2011 года по заявлению Анискевича И.А. об оспаривании решения (действия) должностного лица.

Заслушав доклад председательствующего, пояснения представителя заявителя – Федотова А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Анискевич И.А. обратился с заявлением, оспаривая решение ОГИБДД МОВД «Сортавальский» от 16.02.2011 об исчислении в отношении него срока лишения права управления транспортными средствами. Требования мотивированы тем, что 04.02.2009 постановлением мирового судьи он был лишён права управления транспортным средством на срок 1 год 8 месяцев, согласно части 1 статьи 32.7 КоАП РФ срок лишения данного права заканчивается 14.10.2010. Согласно оспариваемого решения ОГИБДД МОВД «Сортавальский» срок лишения будет исчисляться с 25.01.2011, поскольку в указанный день от него поступило заявление об утере водительского удостоверения. Однако 24.01.2009 в момент оформления протокола об административном правонарушении за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения он заявлял инспектору ДПС об утере водительского удостоверения, следовательно, он не совершал действий по уклонению от сдачи указанного документа. Заявитель считал, что оспариваемое решение не соответствует статье 31.9. КоАП РФ; просил его отменить, устранив в полном объёме допущенное нарушение путём возложения на ОГИБДД МОВД «Сортавальский» обязанности по выдаче водительского удостоверения.

В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён. Его представитель, действующий по доверенности Федотов А.А., в судебном заседании заявленные требования поддержал. Указал, что Анискевич И.А. проживал в Финляндии, срок лишения права управления транспортным средством у Анискевича И.А. по постановлению мирового судьи истёк, 21.01.2011 он обратился в ОГИБДД с заявлением об утере водительского удостоверения и с просьбой об исчислении срока лишения права управления транспортным средством с момента вступления в законную силу постановления мирового судьи. Полагал, что поскольку фактически постановление мирового судьи о лишении права управления исполнено не было, то в соответствии со статьей 31.9. КоАП РФ оно не подлежит исполнению.

Представитель МОВД «Сортавальский», действующий по доверенности Ишеев Е.С., в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что у ОГИБДД МОВД «Сортавальский» не имелось информации об утере Анискевичем И.А. водительского удостоверения в январе 2009 года, либо сведений о сдаче заявителем данного удостоверения. Заявитель проживал в Финляндии, по данным УФМС не имел места жительства в России, ОГИБДД направляло сведения об Анискевиче И.А. в отдел международных связей МВД РК, также в таможню. Кроме того, имелись сведения о том, что заявитель получал водительское удостоверение в Финляндии. 11.01.2011 стало известно, что заявитель проживает в гор. С., ему было вручено уведомление о необходимости сдачи водительского удостоверения и после этого 21 января 2011 года Анискевич И.А. заявил об утрате водительского удостоверения.

Решением суда заявление оставлено без удовлетворения.

С таким решением суда не согласен заявитель, в кассационной жалобе просит его отменить, и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что ссылка в решении суда на письмо датированное 15.07.2010, указывает на то, что ОГИБДД предпринял действие, направленное на исполнение постановления от 04.02.2009 по истечении 1,5 лет со дня вступления постановления в законную силу, что является нарушением части 1 статьи 31.9. КоАП РФ. Считает, что судом неверно истолкована действующая на тот период времени часть 1.1. статьи 32.7. КоАП РФ, которая касается лишения прав на эксплуатацию радиоэлектронных средств и прав на охоту. Указывает, что на тот период времени КоАП РФ не предъявлял водителям транспортных средств, лишённых водительского удостоверения, требование по его сдаче. Считает, что согласно части 1 статьи 32.7. КоАП РФ после вступления в силу постановления мирового судьи о лишении его права управления транспортным средством на 1 год и 8 месяцев, а именно 14.02.2009, срок окончания лишения права управления транспортными средствами заканчивается 14.10.2010.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Судом установлено, что вступившим в законную силу постановлением мирового судьи от 04.02.2009 Анискевич И.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8. КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения) в виде лишения права управления транспортным средством на срок 1 год и 8 месяцев. 25.01.2011 Анискевич И.А. обратился в МОВД «Сортавальский» с заявлением об утере водительского удостоверения, просил считать удостоверение утраченным с 24.01.2009 (с момента заявления об этом инспектору ГИБДД при составлении протокола об административном правонарушении), срок лишения права управления транспортным средством исчислять с момента вступления постановления мирового судьи в законную силу. 16 февраля заявителю дан ответ, согласно которому срок лишения данного специального права будет исчисляться с 25.01.2011.

Рассматривая заявленные требования, суд правильно исходил из того, что действия (бездействие) должностного лица, исполнявшего административное наказание в порядке статьи 32.6. КоАП РФ и отказавшегося вернуть документы, подтверждающие специальное право, подлежат обжалованию по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Однако, отказывая в удовлетворении заявления, суд, ссылаясь на часть 1.1. статьи 32.7. КоАП РФ, исходил из того, что на момент привлечения заявителя к административной ответственности КоАП РФ предъявлял водителю, лишенному права управления транспортным средством, обязательное требование о сдаче водительского удостоверения в орган, исполняющий этот вид административного наказания, в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. Поскольку Анискевич И.А. уклонился от исполнения такой обязанности срок лишения специального права прервался.

Судебная коллегия не может с этим согласиться, поскольку суд в данном случае применил положения части 1.1. статьи 32.7. КоАП РФ в редакции Федерального закона от 01.07.2010 года № 145, которые распространяются на отношения, возникшие после введения в действие указанного закона, тогда как заявитель был привлечен к административной ответственности 04.02.2009.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования Анискевича И.А. по существу правильным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 32.6. КоАП РФ исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения.

Согласно части 1 статьи 32.7. КоАП РФ течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.

В силу части 2 статьи 32.7. КоАП РФ в случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения срок лишения специального права прерывается.

Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела.

Анискевич И.А. проживал в Финляндии, 24.01.2009 на территории гор. С. совершил административное правонарушение в виде управления транспортным средством в состоянии опьянения, при составлении протокола по делу об административном правонарушении 24.01.2009 водительское удостоверение у него не было изъято, виду того, что он управлял автомобилем без указанного документа, водительское удостоверение не было им сдано в органы ГИБДД, 24.01.2009 и в последующем (до 25.01.2011) он не заявлял об утере водительского удостоверения.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что в данном случае действия Анискевича И.А. следует рассматривать как уклонение от сдачи водительского удостоверения, что в силу части 2 статьи 32.7. КоАП РФ свидетельствует о прерывании срока лишения права управления транспортным средством.

В силу указанной статьи течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов.

Таким образом, по существу правильным является решение суда об обоснованности действий ОГИБДД МОВД «Сортавальский» в части исчисления в отношении заявителя срока лишения специального права с момента его обращения с заявлением об утере водительского удостоверения, а именно с 25.01.2011.

По изложенным выше основаниям не влекут отмену судебного решения доводы кассационной жалобы о том, что КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент привлечения его к административной ответственности, не возлагал на водителей, лишенных права управления транспортным средством, обязанности по сдаче водительского удостоверения. При этом, судебная коллегия учитывает, что согласно представленной информации АМТ ГИБДД МВД РК, ранее 01.04.2006 заявитель за административное правонарушение был лишен права управления транспортным средством на 18 мес., срок лишения права истек 02.11.2007, однако, в период срока лишения специального права заявитель продолжал управлять транспортным средством, привлекался к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, в том числе по статье 12.7. КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством). Кроме того, после привлечения Анискевича И.А. к административной ответственности 04.02.2009 и до обращения в ГИБДД с заявлением об утере водительского удостоверения, заявитель также привлекался к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения.

Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы заявителя относительно того, что ОГИБДД, направив соответствующее письмо 15.07.2010, тем самым предприняло действия, направленные на исполнение постановления мирового судьи от 04.02.2009, по истечении 1 года и 5 месяцев со дня вступления его в силу, что является нарушением части 1 статьи 31.9 КоАП РФ. Действительно, в силу части 1 статьи 31.9. КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент привлечения заявителя к административной ответственности) постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Однако согласно части 2 статьи 31.9. КоАП РФ течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Поскольку суд пришел к выводу о том, что срок лишения специального права в данном случае прервался, административное наказание, вынесенное в отношении заявителя 04. 02.2009, подлежит исполнению.    

Таким образом, не имеется оснований для отмены судебного решения по доводам кассационной жалобы. 

Руководствуясь статьями 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда РК от 18 мая 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200