Судья Ткачук Н.А. № 33 – 1956-2011 08 июля 2011 г. г. Петрозаводск КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам в составе: председательствующего Королевой С.В. и судей: Леоновой Л.П., Савина А.И. при секретаре Спиридоновой И.С. рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика ОАО «Сегежский ЦБК» на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 30 мая 2011 года по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Надвоицкого городского поселения, Открытому акционерному обществу «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат», Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку. Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ответчика Министерства по природопользованию и экологии по доверенности Бочинского О.А., возражавшего по доводам кассационной жалобы, прокурора Соболевой Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия Установила: Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском о понуждении Администрации Надвоицкого городского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале (...) выделе (...) Кулеминского лесничества по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что в квартале (...) выделе (...) Кулеминского лесничества располагается несанкционированная свалка бытовых отходов. Данная свалка находится в административных границах Надвоицкого городского поселения в районе стрельбища (...). Ссылаясь на Федеральный закон «Об охране окружающей среды» Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Карельский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать Администрацию Надвоицкого городского поселения ликвидировать несанкционированную свалку. Определением Сегежского городского суда РК от 30 марта 2011 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены открытое акционерное общество «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее ОАО «Сегежский ЦБК»), Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. В судебном заседании помощник прокурора Невайкин П.Н. иск поддержал и просил обязать надлежащего ответчика ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале (...) выделе (...) Кулеминского лесничества. Представитель администрации Надвоицкого городского поселения в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указал, что между Министерством по природопользованию и экологии РК и ОАО «Сегежский ЦБК» был заключен договор аренды лесного участка ХХз от ХХ.ХХ.ХХ. года, согласно которому ОАО «Сегежский ЦБК» как арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду. Считают, что возникновение несанкционированной свалки произошло, в том числе, по вине ОАО «Сегежский ЦБК», выразившееся в его бездействии. ОАО «Сегежский ЦБК» как арендатор обязано контролировать санитарное состояние лесного участка, переданного в аренду. Представители ОАО «Сегежский ЦБК» Филатова Ж.В., Готчиева И.В., действующие на основании доверенностей, иск не признали. Пояснили, что ХХ.ХХ.ХХ. года между Министерством лесного комплекса РК (арендодатель) и ОАО «Сегежский ЦБК» (арендатор) перезаключен договор аренды лесного участка ХХз, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесные участки, расположенные в Сегежском районе на территории Государственного учреждения РК «Сосновецкое центральное лесничество», в том числе и в квартале (...) выделе (...) Кулеминского лесничества для использования в целях заготовки древесины. Пунктом 4.4.13 указанного договора предусмотрено, что арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендодателя. Указанным пунктом не предусмотрена обязанность арендатора принимать меры по ликвидации своими силами и за свой счет свалок производственных и бытовых отходов, возникших не по вине арендатора. Доказательства, свидетельствующие о том, что несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов образовалась в результате деятельности ОАО «Сегежский ЦБК», отсутствуют. Представитель Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Зиновьев С.В., действующий на основании доверенности, иск не признал. Пояснил, что Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия является ненадлежащим ответчиком по делу, т.к. Министерство осуществляет государственный лесной контроль и надзор в целях обеспечения соблюдения лесного законодательства. Представитель третьего лица ГУ РК «Сегежское центральное лесничество» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен. Согласно представленному отзыву полагал надлежащим ответчиком по делу администрацию Надвоицкого городского поселения, т.к. несанкционированная свалка находится на территории деревни Надвоицы, которая входит в состав Надвоицкого городского поселения, границы которого определены в соответствии с Законом РК № 813-ЗРК от 01 апреля 2004 года «О городских, сельских поселениях в республике Карелия». Несанкционированный сбор и вывоз отходов от населенных пунктов Надвоицкого городского поселения в места расположения несанкционированных свалок свидетельствует о ненадлежащей организации этого процесса органами местного самоуправления поселения, отсутствии должного контроля за организацией сбора и вывоза отходов. Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал администрацию Надвоицкого городского поселения и Открытое акционерное общество «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Надвоицкого участкового лесничества Кулеминского лесничества (по материалам лесоустройства) квартал (...) выдел (...) Взыскал госпошлину по делу. С решением суда не согласен ответчик ОАО «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат», в кассационной жалобе просит решение отменить в части привлечения ОАО «Сегежский ЦБК» к ликвидации несанкционированной свалки. Настаивает на своих доводах, изложенных в судебном заседании, что в силу норм действующего законодательства и заключенного договора аренды у арендатора отсутствует обязанность принимать меры по ликвидации своими силами и за свой счет несанкционированных свалок, возникших вследствие недобросовестности граждан, проживающих на соответствующей территории, а также юридических лиц, осуществляющих свою деятельность. Несанкционированный сбор и вывоз отходов из населенных пунктов Надвоицкого городского поселения в местах расположения несанкционированных свалок свидетельствует о ненадлежащей организации этого процесса органами местного самоуправления поселения, отсутствия должного контроля за организацией сбора и вывоза отходов. Из вышеизложенного следует, что Общество является ненадлежащим ответчиком по делу. Просят решение в части возложения обязанности к ликвидации несанкционированной свалки на ОАО «Сегежский ЦБК» отменить. В отзыве на кассационную жалобу Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрация Надвоицкого городского поселения, Карельский межрайонный природоохранный прокурор согласны с решением суда. Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения земель. Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса РФ» от 04 декабря 2006 года № 201 (ст. 10) установлено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - организация сбора и вывоза бытовых отходов относится к вопросам местного значения. Аналогичная статья содержится в п.1 ст.8 ФЗ от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращений с отходами. В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. Согласно п.п. 4, 28 Правил арендаторы лесных участков с целью заготовки древесины обязаны осуществлять мероприятия по очистке лесов от захламления, в том числе бытовыми отходами. Таким образом, и частью 2 статьи 55 ЛК РФ, и пунктом 4 Правил установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. В судебном заседании установлено, что в квартале (...) выделе (...) Кулеминского лесничества располагается несанкционированная свалка бытовых отходов. Данная свалка расположена в административных границах Надвоицкого городского поселения в (...) ХХ.ХХ.ХХ. года между Министерством лесного комплекса РК (арендодатель) и ОАО «Сегежский ЦБК» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка территории ГУ РК «Сосновецкое центральное лесничество», в том числе и в квартале (...) выделе (...) Кулеминского лесничества, для использования в целях заготовки древесины. В пункте 4.4.13 указанного договора установлена обязанность арендатора соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ. Осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду. Принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (неоформленных в установленном законом порядке) и производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора. Суд правильно оценил представленные доказательства и применил нормы вышеприведенного действующего законодательства и пришел к обоснованному выводу, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок следует возложить как на администрацию Надвоицкого городского поселения, так и на арендатора. Суд правильно указал, что в данном случае речь идёт не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а об установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах. Поскольку такая обязанность прямо установлена законом, а зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территории, арендуемой ответчиком, то они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит, поскольку они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и им дана правильная правовая оценка. Руководствуясь ст.ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия Определила: Решение Сегежского городского суда от 30 мая 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Председательствующий Судьи . . . . . .
Верховного суда Республики Карелия