Судья Орлова А.А. №33-2096/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 19 июля 2011 года г.Петрозаводск СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ в составе председательствующего судьи Сильченко Р.П. судей Колбасовой Н.А., Леоновой Л.П. при секретаре Варламовой В.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03 июня 2011 года по иску Герасимова В.А. к администрации Главы Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Заслушав доклад судьи Колбасовой Н.А., объяснения истца и его представителя Варфоломеева И.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Борисовой Л.В. и представителя Министерства здравоохранения и социального развития РК Буш В.В., возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия установила: Герасимов В.А. обратился в суд к администрации Главы Республики Карелия с исковыми требованиями об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы по тем мотивам, что в период с (...) по (...) он находился на военной службе, в период с (...) года по (...)(...) находился на государственной гражданской службе. С (...) истец занимал должность (...) и (...) был уволен в связи с истечением действия срочного служебного контракта. В настоящее время является получателем пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». По результатам обращения в Министерство здравоохранения и социального развития РК и администрацию Главы Республики Карелия по вопросу установления доплаты к пенсии истцу незаконно было отказано со ссылкой на положения ч.9 ст.21 Закона РК «О государственной службе Республики Карелия». Поскольку требуемая истцом доплата, которая устанавливается государственным служащим к трудовой пенсии по старости, по аналогии закона должна устанавливаться и к иным видам пенсий, и с 01 января 2007 года он является получателем страховой части трудовой пенсии, просил обязать ответчика установить ежемесячную доплату к пенсии, предусмотренную требованиями ст.21 Закона РК «О государственной службе Республики Карелия». Истец и его представитель Варфоломеев И.А., действующий на основании ордера, поддержали в судебном заседании предъявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Борисова Л.В., действующая по доверенности, не признав иск, считала, что с учетом положений ч.9 ст.21 Закона РК «О государственной службе Республики Карелия» оснований для удовлетворения иска не имеется. Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития РК Буш В.В., действующая по доверенности, полагала иск не подлежащим удовлетворению. Решением Петрозаводского городского суда РК в удовлетворении иска отказано. С таким решением суда не согласен истец, в кассационной жалобе просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что стаж нахождения на государственной гражданской службе исчисляется с (...), тогда как суд в решении указал начало периода такой службы лишь с (...) и тем самым неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Законом РК от 12.10.2009г. №1326-ЗРК «О внесении изменений в ст.21 Закона РК «О государственной службе Республики Карелия», вступившим в силу с 01 января 2010 года, изменено правовое регулирование ч.9 ст.21 этого закона, что прямо противоречит законодательству на федеральном уровне. Поскольку принятое судом решение основано на законе, который в нарушение Конституции РФ противоречит Федеральному закону от 22.07.2008г. №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», решение не может быть признано правильным, справедливым и основанным на законе. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам. Согласно ст.36 Конституции РФ каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Исходя из положений ст.72 Конституции РФ, вопросы социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п.«ж» ч.1). В силу требований ч.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Как следует из правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в своих определениях от 03.04.2007г., 15.01.2008г. и 02.04.2009г., в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим. Правовое регулирование вопроса пенсионного обеспечения государственных служащих Республики Карелия, выходящих в отставку, определено Законом РК от 10.01.1997г. №167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия». Реализуя полномочие, которое предоставлено органам власти субъекта РФ Федеральным законом от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ч.4 ст.7), органы законодательной власти Республики Карелия установили для государственных гражданских служащих дополнительную социальную гарантию в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, которая по своей правовой природе заменила пенсионное обеспечение государственного служащего субъекта РФ, вышедшего в отставку. Также Закон РК «О государственной службе Республики Карелия» предусмотрел условия, при которых государственный служащий вправе претендовать на получение этой социальной гарантии. В соответствии с ч.1 ст.21 данного Закона лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Карелия категории «Б» и «В» и должности государственной гражданской службы Республики Карелия, имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Из требований ч.9 ст.21 Закона следует, что граждане, имеющие одновременно право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии в соответствии с настоящим Законом и на пенсию в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ от 12.02.1993г. №4468-1) назначается либо ежемесячная доплата к трудовой пенсии в соответствии с настоящим Законом либо пенсия, предусмотренная Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1, по их выбору. Исходя из установленных по делу обстоятельств, Герасимов В.А. в период с (...) по (...)(...)(...) проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в период с (...)(...) по (...)(...) замещал должности государственной гражданской службы. В указанный период с (...) истец занимал должность (...) и (...) был уволен в связи с истечением действия срочного служебного контракта в соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Истец является получателем пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1, с 01 июля 2007 года ему производится выплата страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями ст.7 упомянутого Закона. Также установлено, что (...) истец обратился в Министерство здравоохранения и социального развития РК и (...)(...) обратился в администрацию Главы Республики Карелия по вопросу назначения доплаты к пенсии, предусмотренной ст.21 Закона РК «О государственной службе Республики Карелия». В назначении требуемой доплаты к пенсии истцу было отказано в связи с выбором им пенсионного обеспечения, предусмотренного Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1. Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что ограничив круг лиц, имеющих право на получение доплаты к трудовой пенсии, и исключив из этой категории лиц, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1, законодательный орган Республики Карелия не допустил нарушений конституционных принципов, гарантирующих право каждого на социальное обеспечение. В данном случае правовых оснований для удовлетворения предъявленных истцом требований не имеется. При разрешении данного спора судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства и нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не допущено. Доводы кассационной жалобы относительно неправильного установления судом начала периода прохождения государственной службы с (...), не могут быть приняты во внимание, поскольку в мотивировочной части решения суда начало такого периода указано правильно с (...). Другие доводы кассационной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают и оснований к отмене решения суда не содержат. Руководствуясь ст.ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила: решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03 июня 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу истца - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: Деперсонификацию выполнил помощник судьи ____________________ (Курчавова Н.Л.), _____ _________________ 2011 г. «Согласовано» судья Верховного суда РК ____________________ (Колбасова Н.А.), _____ _________________ 2011 г. «Разместить на сайте» Судья Верховного суда РК ____________________ (Сильченко Р.П.), ______ _________________ 2011 г.