Судья Стыцюн С.А. №33-2087/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 19 июля 2011 года г.Петрозаводск СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ в составе председательствующего судьи Сильченко Р.П. судей Колбасовой Н.А., Леоновой Л.П. при секретаре Варламовой В.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 апреля 2011 года по иску Автономовой Р.М., Цветковой Н.Е., Корнилова А.А., Щелкуновой Т.Ф. к администрации Петрозаводского городского округа о признании действий незаконными, взыскании денежных сумм. Заслушав доклад судьи Колбасовой Н.А., объяснения истца Щелкуновой Т.Ф., возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия установила: Истцы обратились в суд к администрации Петрозаводского городского округа с названным иском по тем основаниям, что при выходе в отставку с муниципальной службы им в соответствии со ст.17 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» была назначена доплата в процентном отношении к месячному должностному окладу. Автономовой Р.М., Цветковой Н.Е. и Щелкуновой Т.Ф. такая доплата была назначена в размере (...), Корнилову А.А. - в размере (...). Выплата доплаты Щелкуновой Т.Ф. прекращена с марта 2009 года, Корнилову А.А. - с декабря 2009 года, Автономовой Р.М. и Цветковой Н.Е. - с марта 2010 года. Поскольку прекращение выплаты доплаты к пенсии привело к ухудшению материального обеспечения истцов, просили взыскать с ответчика в счет невыплаченной доплаты к пенсии денежные средства в пользу Автономовой P.M. в сумме (...) рублей, Цветковой Н.Е. - в сумме (...) рублей, Корнилова А.А. - в сумме (...) рублей и Щелкуновой Т.Ф. - в сумме (...) рублей. Также просили обязать ответчика производить выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы к трудовой пенсии по старости с 01 января 2011 года Автономовой P.M. в размере (...) должностного оклада с коэффициентом 1,65 в сумме (...) рублей, Цветковой Н.Е. - в размере (...) должностного оклада с коэффициентом 1,65 в сумме (...) рублей, Щелкуновой Т.Ф. - в размере (...) должностного оклада с коэффициентом 1,65 в сумме (...) рублей. Корнилов А.А. просил обязать ответчика продолжить выплату ему ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы с 01 марта 2011 года в размере (...) должностного оклада с коэффициентом 1,65 в сумме (...) рублей и взыскать с ответчика неустойку в размере (...)(...) рублей. Определением суда гражданские дела по вышеуказанным исковым заявлениям объединены в одно производство. Истцы поддержали в судебном заседании заявленные требования. Ответчик представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В отзывах на требования истцов действующий на основании доверенности Дедов И.Л. указал, что, поскольку Петрозаводским городским Советом порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости не установлен, оснований для удовлетворения исков не имеется. Решением Петрозаводского городского суда РК иски удовлетворены частично. Суд признал действия ответчика по прекращению истцам выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы незаконными. Взыскал с ответчика недополученную ежемесячную доплату к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с сентября 2010 года по март 2011 года в пользу Автономовой Р.М. в размере (...) рублей, в пользу Цветковой Н.Е. - (...) рублей, в пользу Корнилова А.А. - (...) рублей и в пользу Щелкуновой Т.Ф. - (...) рублей. Обязал ответчика с 01 апреля 2011 года производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы Автономовой Р.М., Цветковой Н.Е. и Щелкуновой Т.Ф. в размере (...) должностного оклада, Корнилову А.А. - в размере (...) должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. С таким решением не согласен ответчик, в кассационной жалобе действующая по доверенности Анисимова А.В. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает, что удовлетворение требований истцов о выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере (...) и (...) месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки противоречит нормам законов Республики Карелия от 05.12.1996г. №160-ЗРК и от 24.07.2007г. №1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», а также ст.56 Устава Петрозаводского городского округа. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам. В силу Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (пп.5 п.1 ст.23). Такое пенсионное обеспечение в силу требований ст.72 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления. По своей правовой природе, также как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, указанное пенсионное обеспечение является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов. Как следует из статьи 11 Закона РК от 24.07.2007г. №1107-ЗРК (в редакции от 28.05.2010г.) «О муниципальной службе в Республике Карелия», муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уставом может предусматриваться установление минимального размера ежемесячной доплаты, а также установление ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года и проживающим на территории Республики Карелия. Порядок назначения, перерасчета и выплаты такой ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования. В статье 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого решением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999г. №XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008г.), в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности. В связи с принятием 28 мая 2010 года действующей в настоящее время редакции статьи 11 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» решением Петрозаводского городского Совета Петросовета от 02.09.2010г. в статью 56 Устава были внесены изменения, вступившие в силу с 10 сентября 2010 года. Согласно данным изменениям, при сохранении права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности порядок назначения, перерасчета и выплаты доплаты устанавливается решением Петрозаводского городского Совета. Судом было установлено, что Автономова P.M. (...)(...) была уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку с должности (...) администрации г.Петрозаводска. При увольнении истцу была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости в размере (...) месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такая доплата производилась ежемесячно на основании распоряжений главы самоуправления города, размер доплаты на декабрь 2009 года составлял (...) рублей, последняя выплата произведена в декабре 2009 года. Стаж муниципальной службы на момент увольнения составлял (...) лет. Цветкова Н.Е. (...)(...) была уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку с должности (...) администрации г.Петрозаводска. При увольнении истцу была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости в размере (...) месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такая доплата производилась ежемесячно на основании распоряжений главы самоуправления города, размер доплаты на март 2010 года составлял (...) рублей, последняя выплата произведена в марте 2010 года. Стаж муниципальной службы на момент увольнения составлял (...). Корнилов А.А. (...)(...) был уволен с муниципальной службы в связи с выходом в отставку с должности (...) администрации г.Петрозаводска. При увольнении истцу была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости в размере (...) месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такая доплата производилась ежемесячно на основании распоряжений главы самоуправления города, размер доплаты на декабрь 2009 года составлял (...) рублей, последняя выплата произведена в декабре 2009 года. Стаж муниципальной службы на момент увольнения составлял (...). Щелкунова Т.Ф. (...)(...) была уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку с должности (...) администрации г.Петрозаводска. При увольнении истцу была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости в размере (...) месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такая доплата производилась ежемесячно на основании распоряжений главы самоуправления города, размер доплаты на март 2009 года составлял (...) рублей, последняя выплата произведена в марте 2009 года. Стаж муниципальной службы на момент увольнения составлял (...). Удовлетворяя иски в части требований о выплате ежемесячной доплаты за период действия новой редакции ст.11 Закона РК «О муниципальной службе в РК» и ст.56 Устава Петрозаводского городского округа, суд правильно исходил из гарантированного права истцов на получение данной доплаты и аналогии права. Такое право истцов вытекает из действующего в системной связи законодательства Российской Федерации и Республики Карелия. Суд проанализировал подлежащее применению к возникшим между сторонами правоотношениям законодательство, регулирующее вопросы о муниципальной службе, соотнеся его с законодательством, регулирующим сходные правоотношения о государственной службе. О необходимости единообразного подхода к рассмотрению данных вопросов неоднократно в своих решениях указывал Конституционный Суд РФ, на что также обращено внимание в решении суда. При разрешении спора суд правильно указал, что, имея ввиду закрепленный в п.1 ст.3 Федерального закона «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся согласно п.6 ст.5 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, имеются основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора. Исходя из указаний Конституционного Суда РФ, содержащихся в Определении от 01.12.1999г. №189-О, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Постановлении от 24.05.2001г. №8-П, при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Указанная позиция Конституционного Суда РФ корреспондируется с позицией Европейского Суда по правам человека, который в своих решениях указывал на то, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, но при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 года по делу «Праведная против Российской Федерации» и от 25 октября 2005 года по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»). Поскольку с учетом приведенных норм материального права, правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека, истцы не могут быть лишены права на выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, суд на законных основаниях взыскал в пользу истцов недополученные денежные суммы за спорный период времени в исчисленном судом размере. Суд также правильно обязал ответчика возобновить выплату истцам доплаты с момента установления нового законодательного регулирования этого вида социальной гарантии. В связи с отстутствием на момент рассмотрения настоящего дела надлежащего правового регулирования порядка расчета размера доплаты с учетом стажа работы по муниципальной должности ежемесячная доплата рассчитана судом по аналогии закона в размере (...) месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, занимаемой при выходе на пенсию, с начислением районного коэффициента и северной надбавки, в отношении Автономовой Р.М., Цветковой Н.Е. и Щелкуновой Т.Ф. и в отношении Корнилова А.А. - (...) месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, занимаемой при выходе на пенсию, с начислением районного коэффициента и северной надбавки. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не имеется. Вместе с этим установлено, что после рассмотрения данного дела в суде первой инстанции решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011г. принят новый Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа. Указанный Порядок в установленном порядке вступил в силу 06 мая 2011 года, является нормативным правовым актом и подлежит применению к возникшим между сторонами правоотношениям. Из неоднократно высказанной позиции Конституционного Суда РФ следует, что, учитывая право органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, не нарушает право граждан на социальное и пенсионное обеспечение (Определения от 11.05.2006г., 03.04.2007г., 15.01.2008г., 13.10.2009г.). Таким образом, с момента вступления в законную силу Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления, ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости должна производиться в соответствии с указанным Порядком. С учетом нового Порядка и стажа муниципальной службы истцов ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости подлежит выплате в размере (...) месячного должностного оклада муниципального служащего по должности муниципальной службы, занимаемой на день прекращения муниципальной службы, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - Автономовой Р.М., Цветковой Н.Е. и Щелкуновой Т.Ф., в размере (...) - Корнилову А.А., о чем следует дополнить резолютивную часть решения Петрозаводского городского суда РК. Руководствуясь ст.ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила: решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 апреля 2011 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения. Дополнить четвертый абзац резолютивной части решения вторым предложением следующего содержания: «С 06 мая 2011 года такую доплату производить Автономовой Р.М. в размере (...)(...) месячного должностного оклада муниципального служащего по должности муниципальной службы, занимаемой на день прекращения муниципальной службы, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Дополнить шестой абзац резолютивной части решения вторым предложением следующего содержания: «С 06 мая 2011 года такую доплату производить Цветковой Н.Е. в размере (...)(...) месячного должностного оклада муниципального служащего по должности муниципальной службы, занимаемой на день прекращения муниципальной службы, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Дополнить восьмой абзац резолютивной части решения вторым предложением следующего содержания: «С 06 мая 2011 года такую доплату производить Корнилову А.А. в размере (...)(...) месячного должностного оклада муниципального служащего по должности муниципальной службы, занимаемой на день прекращения муниципальной службы, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Дополнить десятый абзац резолютивной части решения вторым предложением следующего содержания: «С 06 мая 2011 года такую доплату производить Щелкуновой Т.Ф. в размере (...)(...) месячного должностного оклада муниципального служащего по должности муниципальной службы, занимаемой на день прекращения муниципальной службы, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Председательствующий: Судьи: Деперсонификацию выполнил помощник судьи ____________________ (Курчавова Н.Л.), _____ _________________ 2011 г. «Согласовано» судья Верховного Суда РК ____________________ (Колбасова Н.А.), _____ _________________ 2011 г. «Разместить на сайте» Судья Верховного Суда РК ____________________ (Сильченко Р.П.), ______ _________________ 2011 г.