жилищные споры



Судья Стыцюн С.А.                            № 33-2054/2011 г.

 

    КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«15» июля 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Рочевой Е.С.

судей Роговой И.В., Колбасовой Н.А.

при секретаре Сосновской О.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06 мая 2011 года по делу по иску Коршаковой А.Н. к Администрации Петрозаводского городского округа, Правительству Республики Карелия о предоставлении жилого помещения.

            Заслушав доклад судьи Роговой И.В., объяснения представителя третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия и ответчика Правительства Республики Карелия Скопец П.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Покутней Л.Б., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения истца Коршаковой А.Н., возражавшей относительно кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Коршакова А.Н. обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения. Иск мотивирован тем, что истец, являясь ...., .... г. встала на учёт, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, на данном учёте состоит по настоящее время. В .... г. истцу предложена субсидия с целью улучшения жилищных условий в размере .... руб., от которой истец отказалась, предполагая, что ей в скором времени будет предложено жилое помещение. Истец является нуждающейся в улучшении жилищных условий по льготному списку ...., в котором её очередь на данный момент подошла, но вместо предоставления жилого помещения истцу выделили субсидию на приобретение жилья в сумме .... руб., она проживает с мужем в  неблагоустроенной квартире, которую снимает, в деревянном доме, что негативно сказывается на её здоровье. Размер выделенной истцу субсидии недостаточен для приобретения жилого помещения, отвечающего условиям для проживания ..... Взять денежные средства в кредит для покрытия недостающей суммы для приобретения надлежащего жилья истец не в состоянии в связи со своим материальным положением. Истец просила суд обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ей жильё, отвечающее нормам предоставления жилых помещений .... или выдать ей второй сертификат о предоставлении субсидии на приобретение жилья, как законной супруге гражданина, имеющего звание «Почётный донор России».

Определением суда по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Карелия.

В судебном заседании истец Коршакова А.Н. заявленные исковые требования поддержала, пояснила, что ее очередь на предоставление жилого помещения уже давно подошла. Она проживает в неблагоустроенной квартире в тяжелых условиях, приходится носить дрова, воду, а здоровье с каждым днем ухудшается, она является .... ..... Истцу Минздрав предлагает сертификат на .... руб., но на эту сумму она не может приобрести квартиру, а на доплату денег у нее нет, и кредит она взять не может, т.к. ей просто его не дадут. Там, где истец зарегистрирована, живут еще три семьи, и отношения к тому дому истец не имеет, у нее нет никакого жилья.

Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа Петрашкевич Л.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что истец признана нуждающейся, на сегодняшний день ее номер в общей очереди ...., а в льготной № ..... В соответствии с действующим законодательством в обязанность Администрации входит только передача информации о гражданах, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, по ФЗ «О ветеранах» и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Полномочия по обеспечению жильем этих категорий граждан переданы органам государственной власти субъектов РФ, просили в удовлетворении иска к Администрации отказать, как к ненадлежащему ответчику.

Представитель ответчика Правительства Республики Карелия и третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Буш В.Е., действующая на основании распоряжения и доверенностей, пояснила, что Правительство РК требования не признает. Истцу в ..... и в ..... выдавалось свидетельство, если оно останется не реализованным, то истица останется в списке очередников, предоставление гражданам, в т.ч. состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в собственность либо по договору социального найма не входит в компетенцию Правительства РК. Если гражданин имеет право на меры соцподдержки по нескольким основаниям, то учитывается только одно основание, у истца это основание - ...., просили в иске отказать.

Суд постановил решение о частичном удовлетворении иска. Обязал Правительство Республики Карелия предоставить Коршаковой А.Н. жилое помещение на условиях социального найма, отвечающее нормам предоставления жилых помещений ..... В иске к Администрации Петрозаводского городского округа, остальной части исковых требований отказал.

С таким решением суда не согласно третье лицо Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, просят принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов кассационной жалобы указывают, что судом неправильно применены нормы материального права. Ссылаясь на ст.ст. 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановление Правительства Республики Карелия от 23.06.2006 г. № 81-П «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановление Правительства РК от 08.12.2008 г. №258-П «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 года №81-П», указывают, что единственной формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1.01.2005 г., является субсидия на приобретение жилья в собственность. Право Коршаковой А.Н. на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета подтверждено в .... г. путем выдачи свидетельства о предоставлении субсидии гражданину на строительство (приобретение) жилья. Указанное право не реализовано, .... г. истцу повторно выдано свидетельство № .... о предоставлении субсидии гражданину на строительство (приобретение) жилья, однако в течение срока действия ранее и вновь выданного свидетельства истец не совершила действий, направленных на принятие денежных обязательств с целью приобретения в собственность жилого помещения, в связи с чем органы исполнительной власти Республики Карелия лишены возможности предоставить истцу меру социальной поддержки по обеспечению жильем. Возложение на Правительство Республики Карелия обязанности предоставить Коршаковой А.Н. на условиях социального найма жилое помещение не основано на нормах действующего законодательства. Федеральным законодателем определение формы предоставления меры социальной поддержки по обеспечению инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесено к полномочиям органов государственной власти Республики Карелия. Круг полномочий Правительства Республики Карелия определен Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Конституцией Республики Карелия. При этом предоставление гражданам, в том числе состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в собственность либо по договору социального найма не отнесено к компетенции Правительства Республики Карелия.

В возражениях на кассационную жалобу истица просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно нее, проверяя при этом законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с положениями ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

С 01 марта 2005 года, согласно ст.ст. 1,2 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ЖК РСФСР был признан утратившим силу и с той же даты был введен в действие Жилищный кодекс РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев (которых в отношении истицы не установлено).

В силу ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Вместе с этим, как установлено судом, Коршакова А.Н., .... года рождения, является ..... Согласно справки Администрации Петрозаводского городского округа от .... г. Коршакова А.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения при управлении жилищного хозяйства с .... г., учетный номер общей очереди - ...., по льготному списку .... - .....

Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.28.2 указанного Федерального закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РК от 23.06.2006 N 81-П "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в форме предоставления субсидий на приобретение жилья в собственность (п. 1 в ред. Постановления Правительства РК от 08.12.2008 N 258-П).

Указанным Постановлением Правительства РК утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем; Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия определено главным распорядителем средств, выделяемых из Федерального фонда компенсаций на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Коршакова А.Н., .... ...., нуждающаяся в жилом помещении, вставшая на учет до .... г., была включена в единый по Республике Карелия список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ранее до внесения изменений в Постановление Правительства РК №81-П (Постановлением Правительства РК от 08.12.2008 г. №258-П) обеспечение жильем инвалидов осуществлялось в одной из предусмотренных им форм по выбору гражданина. Как следует из материалов дела, истице в .... г. по мере наступления очереди в указанном едином списке Министерством здравоохранения и социального развития РК было выдано свидетельство о предоставлении субсидии на строительство (приобретение) жилья, была избрана указанная форма меры социальной поддержки, однако истицей в течение срока действия свидетельства не были представлены в Министерство документы, подтверждающие принятие денежных обязательств с целью приобретения в собственность жилого помещения, в связи с чем ее право на меру социальной поддержки не было реализовано. Как установлено судом, .... г. истице было повторно выдано свидетельство №.... о предоставлении субсидии на строительство (приобретение) жилья, срок действия которого- 1 год с даты выдачи.

При указанных обстоятельствах, поскольку обозначенным выше Федеральным законом полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки инвалидов переданы органам государственной власти субъектов РФ, форма предоставления указанных мер определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ, в Республике Карелия согласно действующему Постановлению Правительства РК №81-П от 23.06.2006 г. обеспечение жильем инвалидов осуществляется в форме предоставления субсидии на приобретение жилья в собственность, и истицей в .... г. было получено свидетельство о предоставлении субсидии на строительство (приобретение) жилья, действующее на период рассмотрения судом дела, а также учитывая, что предоставление гражданам, в том числе состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в собственность либо по договору социального найма не входит в компетенцию Правительства РК, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска Коршаковой А.Н. о возложении на Правительство РК обязанности предоставить истице жилое помещение на условиях социального найма, отвечающее нормам предоставления жилых помещений .....

Таким образом, решение Петрозаводского городского суда по настоящему делу в части указанных требований подлежит отмене в силу п.п.3,4 ч.1 ст.362 ГПК РФ, а в силу положений ст.361 абз.4 ГПК РФ, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, следует принять новое решение об отказе Коршаковой А.Н. в удовлетворении указанных исковых требований к Правительству РК, в остальной части решение следует оставить без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06 мая 2011 года по настоящему делу отменить в части возложения обязанности на Правительство Республики Карелия предоставить Коршаковой А.Н. жилое помещение на условиях социального найма, отвечающее нормам предоставления жилых помещений ...., принять новое решение в данной части иска. В иске Коршаковой А.Н. к Правительству Республики Карелия о предоставлении жилого помещения отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200