Жилищные споры



Судья Костина В.А.                                                                                                № 33-2116/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Рочевой Е.С.

и судей Сильченко Р.П., Роговой И.В.

            при секретаре Бингачовой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 01 июня 2011 года по иску Сийполайнен Т.А. к Администрации Кондопожского муниципального района, Администрации Кяппесельгского сельского поселения, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Администрации Кондопожского городского поселения о признании права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Заслушав доклад судьи Сильченко Р.П., пояснения представителя ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия – Буш В.Е., возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сийполайнен Т.А. обратилась в суд с иском по следующим основаниям. Она является ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., инвалидом ... по общему заболеванию, проживает по адресу: (...), на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит. Администрация Кяппесельгского сельского поселения отказала ей в предоставлении жилого помещения со ссылкой на то, что на истца не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Истица полагает отказ незаконным, нарушающим ее права, поскольку жилой дом, в котором она проживает, непригоден для проживания и является аварийным, на нее, как на лицо, проработавшее в тылу в период с 22.06.1941 г. по 09.05.1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, распространяется действие Указа. Истец просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика поставить ее на льготный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить жилое помещение для постоянного проживания по нормам, определенным Указом.

Судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия и Администрация Кондопожского городского поселения.

В последующем истица и её представители неоднократно изменяли предмет иска. Окончательно заявлены требования о признании за Сийполайнен Т.А. права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», как ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представители истицы Егорова С.Н. и Мельников Р.А., в судебном заседании поддержали изменённые требования, дополнив, что Сийполайнен Т.А. имеет статус ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и нуждается в улучшении жилищных условий, жилой дом, в котором проживает истица с 1951 года, не пригоден для проживания, является аварийным.

Представитель Администрации КМР Мартынов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, полагает, что Администрация КМР не является надлежащим ответчиком, поскольку у администрации отсутствует обязанность по обеспечению истицы жилым помещением.

Администрация КГП, Администрация Кяппесельгского сельского поселения и Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

С таким решением не согласна истец. В кассационной жалобе просит его отменить, вынести новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что из содержания Указа Президента РФ № 714 следует, что правом на получение жилья обладают нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны. Ее нуждаемость в улучшении жилищных условий судом установлена. В соответствии с пп.4 п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах», к ветеранам Великой Отечественной войны относятся также лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР. Считает, что Указ Президента РФ № 714 распространяет свое действие и на тружеников тыла, к которым она относится.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Судом установлено, что Сийполайнен Т.А., ... является инвалидом ... по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно. Истица зарегистрирована и проживает по адресу: (...), жилое помещение является неблагоустроенным, принадлежит истице на праве собственности. Управлением социальной защиты Кондопожского района Республики Карелия ХХ.ХХ.ХХ. г. Сийполайнен Т.А. выдано бессрочное удостоверение № ХХ, согласно которому она является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 20 Федерального закона «О ветеранах». Согласно заключению ООО «...» от ХХ.ХХ.ХХ. г. №ХХ физический износ квартиры (...) составляет 66,7%, жилое помещение ... и дом не соответствует требованиям нормативных документов, непригодно для проживания на основании п.33 части III «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47).

Установив указанные обстоятельства с учетом положений частей 2, 3, 4 статьи 15 и части 2 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о нуждаемости Сийполайнен Т.А. в улучшении жилищных условий.

Также судом установлено, что в ХХ.ХХ.ХХ. года истица обратилась в Администрацию КСП с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в очередь для предоставления благоустроенного жилья ... или предоставления целевой субсидии для приобретения жилья, как ветерана Великой Отечественной войны, к заявлению приложены справка об инвалидности, удостоверение ветерана ВОВ. Письмом № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. г. Администрации КСП истице отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветерану ВОВ.

В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в установленном законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Президент РФ своим Указом № 714 от 07.05.2008 (в ред. Указа Президента от 09.01.2010 № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановил, в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно статье 2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (с изм.) «О ветеранах» ветеранами ВОВ являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

В данной норме права законодатель подразделяет ветеранов ВОВ на следующие группы: участники Великой Отечественной войны; лица, которые в ходе войны были задействованы для нужд обороны или осуществляли свою деятельность на военных объектах; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; труженики тыла.

К ветеранам ВОВ относятся лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (подп. 4 п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах»). Статьей 20 ФЗ «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки указанной категории граждан определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 10 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, органы власти и управления субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно определять содержание, объем и условия оказания ветеранам, из числа рассматриваемой категории, социальной помощи.

Законом Республики Карелия от 17.12.2004 № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» и Законом Республики Карелия от 28.07.2010 № 1414-ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия» меры социальной поддержки по обеспечению жильем тружеников тыла не предусмотрены.

Проанализировав указанное законодательство, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правильному выводу о том, что истица не имеет права на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 (в ред. Указа Президента от 09.01.2010 № 30) «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Законом Республики Карелия от 28.07.2010 года № 1414-ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия», так как меры социальной поддержки по обеспечению жильем тружеников тыла данными нормами права не предусмотрены и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы о том, что Указ Президента РФ № 714 распространяет свое действие и на тружеников тыла, свидетельствуют об ошибочном толковании норм материального права, регулирующих социальную поддержку ветеранов ВОВ в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.

Руководствуясь ст.ст.361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 01 июня 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200