Пенсионные споры



Судья Черонко Е.В.                                                                                                                           № 33-2046/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июля 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Королевой С.В.,

судей Леоновой Л.П., Савина А.И.                           

при секретаре Климовиче С.В.                        

           рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 июня 2011 года по искам Лебедева Б.А., Гроссмана В.И. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании совершить действия.

Заслушав доклад судьи Леоновой Л.П., объяснения истца Лебедева Б.А., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

                                                    УСТАНОВИЛА:

Лебедев Б.А., Гроссман В.И. обратились в суд с иском по тем основаниям, что они вышли в добровольную отставку с муниципальной службы, при этом им была назначена доплата за стаж муниципальной службы к трудовой пенсии по старости в размере 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Ежемесячная доплата выплачивалась истцам регулярно по сентябрь 2010 года включительно. Письмом от 15.12.2010 глава Петрозаводского городского округа известил истцов о том, что с 01.10.2010 приостанавливается выплата истцам доплаты к трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что у Администрации Петрозаводского городского округа отсутствуют правовые основания для выплаты указанной доплаты. Истцы полагают, что действиями ответчика нарушается их право на получение доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы, установленной до внесения изменений в устав Петрозаводского городского округа. По мнению истцов, выплаты, ранее правомерно назначенные, не должны быть уменьшены или прекращены. Просили признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по прекращению выплаты им ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы незаконными, обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение их прав на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы, продолжить, начиная с 01.10.2010, выплату истцам ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы в размере, рассчитываемом таким образом, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 80 % месячного должностного оклада с обеспечением перерасчета при увеличении месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по соответствующей аналогичной должности муниципального служащего и повышении трудовой пенсии, с учетом которой им установлен размер ежемесячной доплаты.

Впоследствии истцы требования неоднократно уточняли, окончательно просили суд признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по прекращению выплаты им ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы незаконными, обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение их права на получение ежемесячной доплаты трудовой пенсии за стаж муниципальной службы, возместить невыплаченную доплату с 01.10.2010 по 01.05.2010 в размере: Лебедеву Б.А. - ... руб., Гроссману В.И. - ... руб., продолжить, начиная с 01.05.2011, выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы в размере 80 % должностного оклада с коэффициентом 1,65: Лебедеву Б.А. - ... руб., Гроссману В.И. - ... руб., сохранить перерасчет ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы в связи с изменением (повышением) должностного оклада занимаемой истцами должности на момент выхода в отставку.

В судебном заседании истец Лебедев Б.А. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Истец Гроссман В.И. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в предыдущих судебных заседаниях исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился; суду представлен письменный отзыв, в котором выражено несогласие ответчика с иском.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд признал действия Администрации Петрозаводского городского округа по прекращению выплаты Лебедеву Б.А., Гроссману В.И. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы незаконными. Взыскал с ответчика в пользу Лебедева Б.А. ... руб. недополученной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с октября 2010 года по апрель 2011 года включительно.

Обязал ответчика с 06.05.2011 производить Лебедеву Б.А. выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным решением Петрозаводского городского совета 27.04.2011 № 27/02-39, в размере 29 % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, с которой он вышел на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Взыскал с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Гроссмана В.И. ... недополученной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с октября 2010 года по апрель 2011 года включительно.

Обязал с 06.05.2011 указанную доплату производить Гроссману В.И. в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным решением Петрозаводского городского совета 27.04.2011 № 27/02-39, в размере 29 % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, с которой он вышел на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В остальной части иска отказал.

С таким решением не согласен ответчик. В кассационной жалобе просит его отменить и вынести новое решение. Указывает, что истцы никогда не получали ежемесячную доплату к пенсии в размере 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Не согласен с выводом суда о том, что в связи с внесением изменений в ст. 11 Закона РК от 24.07.2007 № 1103-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» ежемесячная доплата к пенсии трансформировалась в пенсию за выслугу лет на муниципальной службе, что сходно с правовым регулированием соответствующей доплаты государственным служащим. По мнению ответчика, удовлетворение требований истцов таким образом, чтобы сумма доплаты, а не сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки, противоречит нормам Закона РК от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в РК», поскольку данный закон не предусматривает конкретного порядка определения размера доплаты, а также ограничивает права Петросовета на осуществление самостоятельного правового регулирования данного вопроса. Полагает, что доплата к пенсии истцов должна рассчитываться исходя из установленного Петросоветом порядка.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Обстоятельства дела установлены судом правильно и полно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам.

Согласно п. 12 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК (в редакции Закона РК от 28.05.2010 № 1388-ЗРК) «О муниципальной службе в Республике Карелия» муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее также - ежемесячная доплата). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уставом муниципального образования может предусматриваться минимальный размер ежемесячной доплаты. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года и проживающим на территории Республики Карелия. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.

Судом установлено, что Лебедев Б.А., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, ... по городскому хозяйству Администрации г. Петрозаводска, ХХ.ХХ.ХХ. был уволен с муниципальной службы в связи с выходом в добровольную отставку по п. 1 ст. 26 Закона РК «О муниципальной службе в РК», ст. 31 КЗоТ РФ и ему была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с уставом города и Законом РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» № 160-ЗРК от 05.12.1996. Указанная доплата к государственной пенсии производилась Лебедеву Б.А. ежемесячно на основании распоряжений главы самоуправления города, ее размер с августа по сентябрь 2010 года составил ... С 01.10.2010 выплата доплаты была приостановлена до установления Петрозаводским городским советом порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Гроссман В.И., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, заместитель ... по городскому хозяйству Администрации г. Петрозаводска, ХХ.ХХ.ХХ. был уволен с муниципальной службы в связи с выходом в добровольную отставку по п. 1 ст. 26 Закона РК «О муниципальной службе в РК» и ему была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии, с уставом города и Законом РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» № 160-ЗРК от 05.12.1996. Указанная доплата к государственной пенсии производилась Гроссману В.И. ежемесячно на основании распоряжений главы самоуправления города, ее размер с августа по сентябрь 2010 года составил ... руб. С 01.10.2010 выплата доплаты была приостановлена до установления Петрозаводским городским советом порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и не оспариваются ответчиком.

В обоснование своей позиции Администрация Петрозаводского городского округа ссылается на то, что действующей с 10.09.2010 редакцией ст. 56 Устава ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены.

Удовлетворяя исковые требования в части взыскания недовыплаченных сумм за период с октября 2010 года по апрель 2011 года включительно, суд первой инстанции правомерно исходил из гарантированного права истцов на получение данной доплаты. Такое право вытекает из действующего в системной связи законодательства Российской Федерации и субъекта РФ – Республики Карелия.

Суд первой инстанции подробно проанализировал подлежащее применению к спорным правовым отношениям законодательство о муниципальной службе, соотнеся его с законодательством, регулирующим сходные правоотношения по государственным служащим. О необходимости единообразного подхода к рассмотрению данных вопросов неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ в своих решениях, на что также указано в решении суда.

В частности, суд правильно указал, что, имея в виду закрепленный п. 1 ст. 3 Закона РФ «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ» в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, суд усматривает основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 01.12.1999 № 189-О по жалобе гражданина В.Т. Клинцова на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми «О государственной службе Республики Коми», предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

Таким образом, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями ст. 39 (ч. 1 и 2) Конституции РФ.

Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 № 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой ст. 1 и ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18.11.2004 по делу «Праведная против Российской Федерации» и от 25.10.2005 по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»).

Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 № XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

После принятия 28.05.2010 действующей в настоящее время редакции ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» Решением Петросовета от 02.09.2010 N 26/44-875 в ст. 56 Устава внесены изменения, вступившие в силу с 10.09.2010, согласно которым, при сохранении права на получение доплаты, определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета

При расчете подлежащей взысканию выплаты суд применил механизм расчета, имеющийся в ст. 21 Закона Республики Карелия от 10.01.1997 № 167-ЗРК (в ред. от 12.10.2009) «О государственной службе Республики Карелия». Согласно указанной норме права ежемесячная доплата устанавливается в размере 20 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного стажа государственной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23, 27, 32, 38, 45, 53, 62, 72 и 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Учитывая, что истцы имеет необходимый стаж муниципальной службы для получения доплаты в размере 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки (Лебедева Б.А. - 33 года 07 месяцев 01 день и Гроссмана В.И. - 43 года 08 месяцев 26 дней,), суд обоснованно определил подлежащую ко взысканию в пользу Лебедева Б.А. недоплату за период с октября 2010 года по апрель 2011 года в сумме ... руб., в пользу Гроссмана В.И. - ...

Также судебная коллегия находит верным и вывод суда о том, что с момента вступления в законную силу Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного Петрозаводского городского округа, вступивший в силу с 06.05.2011, ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы должна производиться Лебедеву Б.А. и Гроссману В.И. в размере 29 % месячного должностного оклада муниципального служащего по должности, с которой они вышли на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего приравненных к ним местностях.

  Судом первой инстанции в обжалуемом решении подробно изложены мотивы и обстоятельства, послужившие основанием для данного вывода. Оснований для признания его неверным судебная коллегия не усматривает.

Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, о том, что выводы суда противоречат действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, являются несостоятельными, так как основаны на ошибочном понимании стороной ответчика характера спорных правоотношений сторон, неверном применении вышеуказанных правовых норм в их взаимосвязи.

   Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

   Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 июня 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200