прочие исковые



Судья Сиренев М.И.                                                                                                № 33-2147/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«26» июля 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Сильченко Р.П.

судей Роговой И.В., Савина А.И.

при секретаре Сидорове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 14 июня 2011 года по делу по иску Ковтун Л.Г. к АМО ММР об установлении доплаты к пенсии.

            Заслушав доклад судьи Роговой И.В., объяснения истца Ковтун Л.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ковтун Л.Г. обратилась в Медвежьегорский районный суд РК с иском к АМО ММР об установлении доплаты к пенсии. Иск мотивирован тем, что Ковтун Л.Г. с 29.03.1985 г. по 03.05.2000 г. и с 13.08.2003 г. по 01.06.2006 г. работала на различных должностях в АМО ММР, стаж муниципальной службы составляет 17 полных лет. При выходе на пенсию истице установлена доплата к пенсии в размере 76% месячного должностного оклада с учетом районного коэффициента и северной надбавки, с января 2011 г. в связи с принятием Устава истцу установлена доплата в размере 62% с учетом районного коэффициента и северной надбавки от названной величины, в нарушение права на получение ранее назначенной доплаты. Истец просила суд обязать АМО ММР произвести перерасчет доплаты к трудовой пенсии, сохранив прежнюю доплату к трудовой пенсии по старости в размере 76% месячного должностного оклада с учетом районного коэффициента и северной надбавки с января 2011 г.

В судебном заседании истец Ковтун Л.Г. исковые требования поддержала, просила обязать АМО ММР установить с 01.01.2011 г. доплату к пенсии в размере 76 % от месячного должностного оклада с учетом районного коэффициента и северной надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указав, что стаж муниципальной службы составляет 17 полных лет, должностной оклад при выходе на пенсию составлял хххх руб., доплата к пенсии из местного бюджета с 02.06.2006 г. установлена в размере уууу,уу руб., в последующем доплату установили в размере zzz руб., размер этих доплат не оспаривает. Полагала, что доплата должна выплачиваться в размере 76% от должностного оклада, как это установлено законом Республики Карелия № 1388-ЗРК от 28.05.2010 г.

В судебном заседании представитель АМО ММР Лучникова В.Т. пояснила, что с иском не согласны, размер доплаты установлен Уставом, истица имеет право на получение доплаты к пенсии из расчета 62%, поддержала представленный отзыв, в котором указали, что ранее действующими положениями Закона РК «О муниципальной службе в РК» процентный размер доплаты следовало соотносить с суммой пенсии и доплаты. При выходе на пенсию истице назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере уууу,уу., далее, в связи с тем, что пенсия индексировалась, а должностной оклад истицы не менялся, начиная с 01.04.2010 г. размер ежемесячной доплаты стал равен qqq,qq руб. Уставом МО установлено, что размер ежемесячной доплаты не может быть менее zzz руб., в связи с чем ежемесячная доплата истице была установлена в размере zzz руб. В связи с внесением изменений Законом РК от 28.05.2010 г. № 1388-ЗРК в ст. 11 Закона от 24.07.2007 г. № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в РК», а решением Совета ММР от 13.11.2010 г. № ххх - в Устав, учитывая, что стаж муниципальной службы Ковтун Л.Г. составляет 17 полных лет, ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости установлена истице с 01.01.2011 г. в размере wwww,ww руб. - 62% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Размер данной доплаты превышает размер ранее назначенной истице доплаты. С 01.06.2011 г., в связи с увеличением должностных окладов муниципальных служащих на 6,5%, истице произведен перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии, которая составила eeee,ee руб.

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении иска (с учетом определения об описке от 27.06.2011 г.).

С таким решением суда не согласна истец Ковтун Л.Г. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что судом неправильно истолкованы исковые требования, не разрешен вопрос о рассмотрении искового заявления совместно с исковым заявлением Ш. Фактически истец просила произвести перерасчет доплаты к пенсии, сохранив ранее установленный размер доплаты 76%, полагая, что доплата к пенсии должна выплачиваться в размере 76% от должностного оклада, как это установлено ст.17 Закона РК «О муниципальной службе в РК» от 05.12.1996 г. № 160-ЗРК. Указывает, что вышла на пенсию 02.06.2006 г., а изменения в Закон РК «О муниципальной службе в РК» от 05.12.1996 г. № 160-ЗРК внесены Законом РК от 24.07.2006 г. Суд неправильно указал, что при выходе на пенсию истцу назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере уууу,уу руб., а не в размере 76%. Полагает, что доплата к пенсии устанавливается в определенном размере или в процентном отношении от должностного оклада с учетом районного коэффициента и северной надбавки, а не в денежном выражении, как рассмотрел суд. При выходе на пенсию АМО ММР руководствовалась нормами Закона РК при расчете доплаты к пенсии, дальнейшие изменения, вносимые в Закон РК «О муниципальной службе в РК», могут только улучшить условия выплаты доплаты, а не ухудшить, истцу установлен размер доплаты к трудовой пенсии 76%. Согласно Закону РК от 28.05.2010 г. при расчете доплаты к пенсии не учитывается сумма пенсии, что значительно улучшает положение истца, а не ухудшает.

В возражениях относительно кассационной жалобы ответчик АМО ММР, полагая решение суда законным и обоснованным, указывая, что суд правильно применил нормы материального права, просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 17 Закона РК от 05.12.1996 г. № 160-ЗРК (в ред. Закона РК от 04.02.2004 г. № 745-ЗРК) «О муниципальной службе в РК» гражданам, имеющим стаж работы на муниципальной службе не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии в таком размере, чтобы сумма пенсии (без учета надбавки на нетрудоспособных членов семьи) и доплаты составляла 55 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Размер доплаты увеличивается на 3 процента месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях муниципального служащего за каждый полный год выслуги сверх указанных сроков. При этом сумма пенсии (без учета надбавки на нетрудоспособных членов семьи) и доплаты не может превышать 80% его месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ежемесячная доплата выплачивается за счет местного бюджета. Порядок назначения и выплаты устанавливается главой местного самоуправления.

Аналогичные условия в отношении указанной доплаты были предусмотрены и Положением о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим АМО ММР, утвержденным Постановлением Главы МР №516 от 13.06.2006 г.

В соответствии со ст. 17 Закона РК от 05.12.1996 г. № 160-ЗРК (в ред. Закона РК от 06.07.2006 г. № 1006-ЗРК) муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию, пенсию по инвалидности, уставом МО могут предусматриваться дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности за стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин. Порядок назначения и выплаты, а также размер ежемесячной доплаты устанавливается органом местного самоуправления. При этом сумма пенсии (без учета надбавки на нетрудоспособных членов семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии со ст. 11 Закона РК от 24.07.2007 г. № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в РК» муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом МО могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статьей 11 указанного Закона Республики Карелия №1107-ЗРК (в редакции Закона РК от 28.05.2010 N 1388-ЗРК) предусмотрено, что муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом МО могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом МО.

Уставом МО ММР (с изменениями и дополнениями, принятыми X сессией Совета ММР V созыва от 13.11.2010 г. № ххх) (далее по тексту- в т.ч. Устав) предусмотрено, что муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Ежемесячная доплата устанавливается в размере 20% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При повышении указанного стажа муниципальной службы на 1,2,3,4,5,6,7,8,9 и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23,27,32,38,45,53,62,72 и 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (статья 47.7).

Решением Совета ММР от 22.02.2011 г. №ууу утверждено Положение о порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, проходившим муниципальную службу в органах местного самоуправления МО ММР и находящимся на трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее по тексту - в т.ч. Положение). В названном положении содержатся нормы о порядке установления, размере доплаты, содержащиеся и в Уставе.

И Устав (ст.47.7), и указанное Положение (п.4) содержат следующее условие: «в случае если размер ранее назначенной ежемесячной доплаты к пенсии превышал размер ежемесячной доплаты к пенсии, установленный в соответствии с настоящим Уставом (Положением), то ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в прежнем, более высоком размере».

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что истец работала в АМО ММР на различных должностях, уволена по собственному желанию в связи с выходом в добровольную отставку 01.06.2006 г., стаж муниципальной службы составляет полных 17 лет. Истице назначена трудовая пенсия по старости. К трудовой пенсии истице была назначена доплата в размере уууу,уу руб. Ежемесячная доплата была установлена в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляли 76% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки. По состоянию на 31.12.2010 г. размер ежемесячной доплаты составлял zzz руб. В связи с указанными выше изменениями в Закон РК №1107-ЗРК и Устав МО, с 01.01.2011 г. истице доплата установлена в размере wwww,ww руб. (из расчета 62% месячного должностного оклада с начислением указанных коэффициентов). С 01.06.2011 г. в связи с увеличением должностных окладов муниципальных служащих на 6,5 % истице произведен перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии, которая составила eeee,ee руб.

Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, учитывая, что стаж муниципальной службы Ковтун Л.Г. составляет 17 полных лет, суд пришел к правильному выводу, что размер указанной доплаты, установленный в спорный период истице, соответствует установленному порядку, права истицы не нарушены, в т.ч. и с учетом п.4 действующего Положения. При этом анализ положений приведенного выше законодательства, Устава и Положения в отношении ежемесячной доплаты к пенсии свидетельствует о том, что под размером ежемесячной доплаты применительно к названному пункту (на который ссылается сторона истца) следует понимать фактическую сумму доплаты, а не величину указанных процентов, применяемую в расчете устанавливаемой доплаты, которая (доплата) зависит не только от размера процентов, но и размера оклада, так, пункт 7 названного выше Положения предусматривает перерасчет размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении в централизованном порядке месячного должностного оклада, кроме этого, ранее действующее законодательство предусматривало при исчислении размера доплаты соотношение суммы пенсии и доплаты с соответствующим стажу размером процентов от месячного должностного оклада, а при внесении изменений в Закон РК №1107-ЗРК было предусмотрено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом МО. При этом, учитывая право органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, Конституционный Суд РФ признает не нарушающим право граждан на социальное и пенсионное обеспечение (определения от 13.10.2009  № 1190-О-О; от 11.05.2006 №88-О, от 03.04.2007 №332-О-П, от 15.01.2008 № 107-О-О и № 108-О-О). При указанных обстоятельствах суд правомерно отказал истице в удовлетворении исковых требований.

Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства и судом дана надлежащая правовая оценка этим обстоятельствам, которую судебная коллегия, с учетом вышеизложенного, находит правильной.

Довод о том, что суд не разрешил вопрос по соединению дел (с делом Ш.), учитывая положения ст.364 ГПК РФ, не может являться основанием для отмены решения суда.

Выводы суда мотивированы, соответствуют материалам дела и оснований для признания их незаконными по доводам жалобы не имеется.

Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, считает, что решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального законодательства, судом исследованы доказательства, представленные сторонами, им дана правильная оценка.

Вместе с тем, поскольку судом в иске отказано и ответчиком с 01.01.2011 г. истице установлен размер доплаты в установленном порядке и размере, подлежит исключению из резолютивной части решения суда (с учетом исправления описки по определению от 27.06.2011 г.) указание на обязание АМО ММР  установить Ковтун Л.Г. доплату к пенсии в размере 62%.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медвежьегорского районного суда РК от 14 июня 2011 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, кассационную жалобу истца – без удовлетворения.

Исключить из резолютивной части решения суда (с учетом исправления описки по определению от 27.06.2011 г.) указание на обязание АМО ММР  установить Ковтун Л.Г. доплату к пенсии в размере 62%.

Председательствующий:

Судьи:

.

.

.

.

.

.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200