оспаривание решения



Судья Сыромятников А.В.                                                                                            № 33-2276/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 августа 2011 года г. Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Фаткуллиной Л.З.

судей Степановой Т.Г., Роговой И.В.

при секретаре Сидорове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе заявителя на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 20 июня 2011 года по заявлению Синицкого В.И. об оспаривании решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Олонецкого национального муниципального района, решения Совета Олонецкого национального муниципального района о назначении главы администрации Олонецкого национального муниципального района.

Заслушав доклад судьи Степановой Т.Г., объяснения заявителя и его представителя Протасова А.В., поддержавших доводы жалобы, представителя администрации Олонецкого национального муниципального района Шишкиной Н.В., возражавшей относительно доводов жалобы, представителя Совета Олонецкого национального муниципального района Отставнихина Г.А., поддержавшего часть доводов жалобы заявителя, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Синицкий В.И обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Совета Олонецкого национального муниципального района о назначении главы администрации Олонецкого национального муниципального района по тем основаниям, что он обратился с заявлением об участии в конкурсе на замещение главы администрации Олонецкого национального муниципального района, объявленном 13 декабря 2010 года решением Совета Олонецкого национального муниципального района №109. Всего в конкурсе на замещение вакантной должности было подано 10 заявлений от кандидатов. Шестерым кандидатам удалось пройти два этапа конкурсных испытаний. Однако конкурсная комиссия по проведению конкурсного отбора на замещение вакантной должности до голосования допустила только двух претендентов – действующих руководителей администрации Ефремова В.А. и Терво О.Ф., чем грубо нарушила п.12 Методики по проведению конкурсного отбора, которым кандидатам на замещение вакантной должности главы администрации Олонецкого национального муниципального района гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и доброжелательное отношение со стороны комиссии, а также пункт 17 Положения по проведению конкурса, в соответствии с которым конкурсная комиссия представляет в Совет для назначения на должность главы администрации не менее двух кандидатов, успешно прошедших конкурсные процедуры. Такие действия, по мнению заявителя, грубо нарушают его право избираться и быть избранным, а также ст.32 Конституции РФ о праве быть избранным в органы местного самоуправления. Кроме того, 28 февраля 2011 года решение было принято с нарушением норм действующего законодательства в отсутствие большинства депутатов, кандидатов и граждан - избирателей.

Кроме того, 28.02.2011 года на сессии Совета депутаты большинством голосов проголосовали об исключении вопроса о назначении Главы Администрации Олонецкого муниципального района из повестки дня. Поэтому семь депутатов покинули сессию Совета. В их отсутствие вопрос о назначении Главы Администрации Олонецкого муниципального района был разрешен по существу и было принято решение о назначении Главы.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просил суд отменить решение Совета Олонецкого национального муниципального района РК от 28.02.2011 года №1 «О назначении главы администрации Олонецкого муниципального района».

В ходе рассмотрения дела Синицкий В.И. увеличил свои требования; в дополнение к ранее заявленному требованию просил отменить решение конкурсной комиссии от 14.02.2011 года «О допуске кандидатов представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на назначение главы Администрации Олонецкого национального муниципального района».

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены глава Администрации Олонецкого национального муниципального района Терво О.Ф., Администрация Олонецкого национального муниципального района. 

В судебном заседании заявитель Синицкий В.И. требования поддержал, по указанным в заявлении основаниям, пояснил, что комиссией не были приняты во внимание предоставленные им характеристики, депутатам следовало заслушать программу кандидатов, дать им оценку. О том, что он не прошел 2 этап конкурса, его не известили, об этом он узнал только 28.02.2011 года.

Представитель заявителя Протасов А.В., действующий на основании доверенности,  доводы, указанные заявлении поддержал, считает, что администрацией были созданы неравные условия для кандидатов, поскольку отсутствуют данные о том, что тесты не предоставлялись кандидатам со стороны администрации; тесты составлены под представителей администрации, которые набрали в тестировании самые высокие баллы.

Представитель заинтересованного лица - Совета Олонецкого национального муниципального района Отставнихин Г.А. с заявлением не согласился, поскольку нарушений в процедуре конкурса по избранию главы администрации не допущено.

Представитель заинтересованного лица администрации Олонецкого национального муниципального района Шишкина Н.В., действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась, пояснила, что заявитель пропустил трехмесячный срок для обжалования 2 этапа конкурса.

Заинтересованное лицо Терво О.Ф. в судебное заседание не явилась. В судебном заседании ее представитель Казнина В.И. с заявлением не согласилась.

Решением суда в удовлетворении заявления отказано.

С таким решением не согласен заявитель, жалоба от имени которого подана его представителем Протасовым А.В., а также самим заявителем. В кассационной жалобе заявитель и его представитель, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, просят отменить решение суда и принять новое об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывают, что судом не дана оценка тому, что конкурсная комиссия необоснованно допустила до голосования двух претендентов, являющихся чиновниками администрации, чем нарушила нормы действующего законодательства. Оспариваемое решение Совета Олонецкого национального муниципального района РК принято в нарушение ст.29 Устава Олонецкого национального муниципального района и регламента Совета, в отсутствие кворума. В резолютивную часть решения не вошла позиция, изложенная заявителем и его представителем в судебном заседании 17.06.2011 г. Полагает, что судом нарушено право на представление доказательств, поскольку отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела статьи «Горячая сессия». Судом оставлены без внимания и не дана оценка показаниям свидетелей ... председателя Совета Отставнихина Г.А. и депутата Т. о нарушении процедуры проведения конкурса на замещение вакантной должности.

Указывает, что судом не принято во внимание грубое нарушение при проведении конкурса п.12 Методики проведения конкурса, а также то, что в нарушение Устава, депутаты проголосовали за 1 кандидата, поскольку второй отсутствовал; Глава Совета признал нарушения при проведении конкурса. Судом не учтено, что голосование проведено в нарушение положений Регламента в отсутствие кворума, в связи с чем, решение сессии является незаконным.

В возражениях на кассационную жалобу администрация Олонецкого национального муниципального района РК указывает, что процедура проведения конкурса и голосования соответствует требованиям Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставу Олонецкого национального муниципального района РК, Положению и методике проведения конкурса, просит оставить жалобы заявителя без удовлетворения, решение суда – без изменения.

В возражениях на жалобу заявителя Глава администрации Олонецкого национального муниципального района РК Терво О.Ф., ссылаясь на законность и обоснованность решения, просит оставить его без изменения, жалобы заявителя – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Согласно ст.35 Устава Олонецкого муниципального района глава администрации Олонецкого района назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации муниципального района. Порядок и условия проведения конкурса на замещение должности главы администрации определяются Положением, которое утверждается решением представительного органа муниципального района. Глава администрации муниципального района назначается на должность представительным органом муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Решением Совета Олонецкого национального муниципального района № 32 от 31.03.2010 года утверждено Положение о порядке и условиях проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы главы администрации Олонецкого национального муниципального района (далее также - Положение).

Решением Совета Олонецкого национального муниципального района № 88 от 08.10.2010 года утверждена Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы главы администрации Олонецкого национального муниципального района (далее также  - Методика), которая устанавливает методы проведения конкурсных процедур на замещение вакантной должности муниципальной службы главы администрации Олонецкого национального муниципального района.

Согласно п.12 Положения для проведения конкурса решением Совета Олонецкого национального муниципального района образуется конкурсная комиссия.

Согласно п. 10 Положения конкурс проводится конкурсной комиссией в два этапа. Первый этап - конкурс документов. Конкурсная процедура первого этапа состоит в оценке профессионального уровня кандидатов на основании предоставленных ими документов об образовании и трудовой деятельности. В ходе первого этапа конкурса осуществляется проверка достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности главы администрации.

В соответствии с пунктом 11 Положения второй этап включает индивидуальное собеседование с кандидатом, в ходе которого кандидат представляет информацию о себе (автобиографические данные) и конкурсную процедуру в форме тестирования, как метода оценки профессиональных качеств кандидата по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной муниципальной должности главы администрации.

Согласно пункту 15 Положения заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов (9 членов). Решения конкурсной комиссией принимаются открытым голосованием большинством голосов от установленного числа членов комиссии. Каждое заседание комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем комиссии.

В соответствии с пунктом 17 Положения конкурсная комиссия представляет в Совет Олонецкого национального муниципального района для назначения на должность главы администрации Олонецкого национального муниципального района не менее двух кандидатов, успешно прошедших конкурсные процедуры.

В соответствии со статьей 15 Регламента работы Совета Олонецкого национального муниципального района (в редакции решения Совета №111 от 13.12.2010 года) глава администрации Олонецкого национального муниципального района назначается на должность Советом Олонецкого национального муниципального района тайным голосованием из числа не менее двух кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Глава администрации Олонецкого национального муниципального района считается назначенным, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов Совета (17 депутатов). В случае, если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов от установленной численности депутатов Совета, то проводится второй тур среди набравших большее количество голосов.

Судом установлено, что решением Совета Олонецкого национального муниципального района №109 от 13.12.2010 года был объявлен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы главы администрации Олонецкого национального муниципального района» и назначена дата проведения конкурса - 13 января 2011 года.

Согласно протоколу конкурсной комиссии №2 от 13.01.2011 года были рассмотрены документы следующих кандидатов: М.., С.., Б.., Е.., К.., Л.., Терво О.Ф., Ю.., Ш.., Синицкого В.И. Было установлено, что документы всех кандидатов представлены на конкурс в соответствии с информационным сообщением в газете «Олония» от 16.12.2010 года и соответствуют перечню, установленному действующим законодательством и Положением. Все кандидаты допущены к участию в конкурсе. Заявитель Синицкий В.И. принимал участие на всех этапах конкурса, в т.ч. принял участие в индивидуальном собеседовании и тестировании. 

По итогам двух этапов конкурса на открытое голосование членов конкурсной комиссии по отбору для представления в Совет Олонецкого национального муниципального района для назначения на должность главы администрации были представлены шесть кандидатов, в т.ч. Синицкий В.И. По итогам указанного голосования членов конкурсной комиссии более половины голосов от установленной численности конкурсной комиссии набрали два кандидата: Терво О.Ф. и Е.., которые в дальнейшем были представлены конкурсной комиссией в Совет Олонецкого национального муниципального района для назначения на должность главы администрации Олонецкого национального муниципального района.

На заседании сессии Совета Олонецкого национального муниципального района 28.02.2011 года большинством голосов депутатов было принято решение №1 о назначении из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, по итогам тайного голосования, на должность главы администрации Олонецкого национального муниципального района Терво О.Ф.

Установив обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд, руководствуясь положениями ч.4 ст.258 ГПК РФ, обоснованно отказал Синицкому В.И. в удовлетворении заявленных требований.

Действительно, по смыслу приведенных выше норм, регламентирующих порядок отбора кандидатов и назначения на должность главы местной администрации района, проведение процедуры конкурсного отбора, оценка соответствия кандидатов установленным требованиям, в т.ч. оценка их личностных и профессиональных качеств, определение кандидатов, подлежащих представлению в Совет Олонецкого национального муниципального района на замещение должности главы администрации муниципального района, находится в компетенции конкурсной комиссии. В пределах своей компетенции конкурсная комиссия по итогам конкурса, в т.ч. по результатам конкурса документов, индивидуального собеседования и тестирования, определила двух кандидатов, подлежащих представлению для назначения на должность главы администрации района.

Доводам заявителя о том, что в Совет Олонецкого национального муниципального района конкурсной комиссией должны были быть представлены кандидатуры всех шестерых кандидатов, в том числе заявителя, успешно прошедших два этапа конкурса, судом дана правильная оценка об их безосновательности и несоответствии нормам правовых актов, регламентирующих процедуры конкурсного отбора и назначения на должность главы местной администрации.

Суд также обоснованно с учетом установленных по делу обстоятельств указал, что первый и второй этапы конкурса были проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в т.ч. соответствовали требованиям Положения и Методики, каких-либо нарушений в работе конкурсной комиссии допущено не было.

Судом правильно принято во внимание, что заявителем для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации района были предоставлены недостоверные сведения о своем имуществе, что подтверждается материалами дела. Так, Синицким В.И. в справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы, не были указаны принадлежащие ему объекты недвижимого имущества и транспортные средства.                                                                                                                          

В соответствии же со статьей 8 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.

Поскольку Синицкий В.И. предоставил в Совет Олонецкого национального муниципального района неполные сведения о принадлежащем ему имуществе, он обоснованно не был включен конкурсной комиссией в число кандидатов, претендующих на назначение на должность главы местной администрации района.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отмены решения конкурсной комиссии от 14.02.2011 года по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Олонецкого национального муниципального района, поскольку каких-либо нарушений прав заявителя Синицкого В.И. при проведении конкурса допущено не было, как не было допущено и  нарушений процедуры проведения самого конкурса.

Учитывая, что заявитель Синицкий В.И. обоснованно не был представлен конкурсной комиссией для назначения на должность главы администрации района, решение Совета Олонецкого национального муниципального района РК от 28.02.2011 года №1 «О назначении главы администрации Олонецкого муниципального района», которым на указанную должность была назначена Терво О.Ф., прав заявителя не нарушает, а потому по его заявлению не может быть отменено, независимо от доводов, приводимых им в обоснование своих требований. По смыслу положений статьи 258 ГПК РФ одним из условий удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и свобод заявителя.

Суд, вместе с тем, также пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое заявителем решение Совета было принято в полном соответствии с регламентом работы Совета Олонецкого национального муниципального района, каких-либо нарушений при проведении сессии Совета и голосовании по вопросу назначения на должность главы администрации района допущено не было. Соответствующим доводам заявителя в решении суда дана исчерпывающая оценка.

С учетом изложенных обстоятельств суд правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе заявителя и его представителя, не свидетельствуют о незаконности и необоснованности вынесенного судебного решения и не могут являться основанием для его отмены.

Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы (ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что суд правильно установил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам, постановленное по делу судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 20 июня 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200