Пенсионные споры



Судья Кипятков К.А.                                                                                                                         № 33-2265/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 августа 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Королевой С.В.,

судей Леоновой Л.П., Савина А.И.                         

при секретаре Курчавовой Н.Л.                        

           рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика на заочное решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 мая 2011 года по иску Фоминой Г.В. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании возобновить выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы, взыскании убытков, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Леоновой Л.П., судебная коллегия

                                                    УСТАНОВИЛА:

Фомина Г.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что 29.10.2004 она вышла в отставку с должности муниципальной службы главного специалиста, при этом ей была назначена доплата за стаж муниципальной службы, предусмотренная ст. 17 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия». Ее выплата прекращена ответчиком с марта 2008 года в связи с достижением суммы пенсии и доплаты установленного процента от ее должностного оклада. Истица считает, что подобный подход неправомерен, поскольку противоречит Конституции РФ и умаляет ее право на социальное обеспечение, равное, по аналогии, объему пенсионного обеспечения государственных служащих. В связи с этим просила признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по прекращению выплаты ей ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы незаконными, взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в ее пользу, согласно представленному расчету, недополученную доплату в сумме ... руб., компенсацию морального вреда в размере ... руб., продолжить с 01.01.2011 выплату ей ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы в размере 61 % должностного оклада в сумме ... руб.

В судебном заседании истец Фомина Г.В. заявленные требования поддержала, сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен, причин уважительности неявки не представил, об отложении дела не просил.

По делу постановлено заочное решение, которым исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Администрацию Петрозаводского городского округа с  06.05.2011 производить Фоминой Г.В. ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением 2 сессии 27 созыва Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011 № 27/02-39. Взыскал с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу истца недополученную ежемесячную доплату к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с сентября 2010 года по апрель 2011 года включительно в сумме ... руб.., судебные расходы по делу в сумме ... руб. В остальной части иска отказал.

С таким решением не согласен ответчик. В кассационной жалобе просит его отменить и вынести новое решение о начислении и выплате истцу ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы с 01.10.2010 в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа», утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011 № 27/02-39. Указывает, что истец никогда не получала ежемесячную доплату к пенсии в размере 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Не согласен с выводом суда о том, что в связи с внесением изменений в ст. 11 Закона РК от 24.07.2007 № 1103-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» ежемесячная доплата к пенсии трансформировалась в пенсию за выслугу лет на муниципальной службе, что сходно с правовым регулированием соответствующей доплаты государственным служащим. По мнению ответчика, удовлетворение требований истца таким образом, чтобы сумма доплаты, а не сумма пенсии и ежемесячной доплаты, составляла 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки, противоречит нормам Закона РК от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в РК», поскольку данный закон не предусматривает конкретного порядка определения размера доплаты, а также ограничивает права Петрозаводского городского Совета на осуществление самостоятельного правового регулирования данного вопроса. Полагает, что доплаты к пенсии истца должна рассчитываться исходя из установленного Петрозаводским городским Советом порядка.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Обстоятельства дела установлены судом правильно и полно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам.

Судом установлено, что истец 29.10.2004 была уволена с муниципальной службы с должности главного специалиста в связи с выходом в добровольную отставку. Распоряжением Главы самоуправления г. Петрозаводска от 16.11.2004 № 400-рк на основании ст.17 Закона Республики Карелия № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» истцу была установлена ежемесячная доплата к пенсии по старости в размере 61 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно представленной справке Администрации Петрозаводского городского округа от 31.03.2011 последняя выплата указанной доплаты была осуществлена истцу в январе 2008 года.

В обоснование своей позиции Администрация Петрозаводского городского округа ссылается на то, что действующей с 10.09.2010 редакцией статьи 56 Устава ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены.

Удовлетворяя исковые требования в части взыскания недовыплаченных сумм за период с сентября 2010 года по апрель 2011 года включительно, суд первой инстанции правомерно исходил из гарантированного права истца на получение данной доплаты. Такое право вытекает из действующего в системной связи законодательства Российской Федерации и субъекта РФ – Республики Карелия.

Суд первой инстанции подробно проанализировал подлежащее применению к спорным правовым отношениям законодательство о муниципальной службе, соотнеся его с законодательством, регулирующим сходные правоотношения по государственным служащим. О  единообразном подходе к рассмотрению данных вопросов неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, на что также указано в решении суда.

В частности, суд правильно указал, что, имея в виду закрепленный п. 1 ст. 3 Закона РФ «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ» в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, суд усматривает основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 01.12.1999 № 189-О по жалобе гражданина В.Т. Клинцова на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми «О государственной службе Республики Коми», предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

Таким образом, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями ст. 39 (ч. 1 и 2) Конституции РФ.

Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 № 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой ст. 1 и ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18.11.2004 по делу «Праведная против Российской Федерации» и от 25.10.2005 по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»).

Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999 № XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

После принятия 28.05.2010 действующей в настоящее время редакции ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» Решением ПетроСовета от 02.09.2010 N 26/44-875 в ст. 56 Устава внесены изменения, вступившие в силу с 10.09.2010, согласно которым при сохранении права на получение доплаты, определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета

При расчете подлежащей взысканию выплаты суд применил механизм расчета, имеющийся в ст. 21 Закона Республики Карелия от 10.01.1997 № 167-ЗРК (в ред. от 12.10.2009) «О государственной службе Республики Карелия». Согласно указанной норме права ежемесячная доплата устанавливается в размере 20 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного стажа государственной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23, 27, 32, 38, 45, 53, 62, 72 и 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Учитывая, что истец имеет необходимый стаж муниципальной службы для получения доплаты в размере 61% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки, суд обоснованно определил подлежащую ко взысканию в пользу Фоминой Г.В. недоплату за период с сентября 2010 года по апрель 2011 года в сумме ... руб..

Также судебная коллегия находит верным и вывод суда о том, что с 06.05.2011 ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы должна производиться истцу в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011 № 27/02-39.

  Судом первой инстанции в обжалуемом решении подробно изложены мотивы и обстоятельства, послужившие основанием для данного вывода. Оснований для признания его неверным судебная коллегия не усматривает.

           Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, о том, что выводы суда противоречат действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, являются несостоятельными, так как основаны на ошибочном понимании стороной ответчика характера спорных правоотношений сторон, неверном применении вышеуказанных правовых норм в их взаимосвязи.

  Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

   Заочное решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 мая 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200