Судья Макаров С.Ю. № 33- 2753/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 13 сентября 2011 года г. Петрозаводск Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе: председательствующего Злобина А.В. судей Стракатовой З.Е. и Глушенко Н.О. при секретаре Сосновской О.Э. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца Грызина О.В. на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 09 августа 2011 года по делу по иску Грызина О.В. к Федеральному казенному учреждению «Лечебно-исправительное учреждение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» о взыскании денежного довольствия. Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., объяснение представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия Иванова А.М., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Грызин О.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебно-исправительное учреждение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» о взыскании денежного довольствия по тем основаниям, что он работал в должности (...) в ФКУ ЛИУ 4 УФСИН РФ по РК для содержания осужденных мужчин, больных туберкулезом легких. Приказом начальника УФСИН РФ по РК от ... года № ... он уволен в связи с выходом на пенсию по достижению предельного возраста. Ссылаясь на Закон РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Приказ Министерства юстиции РФ от 20.12.2006 года № 376 «Об утверждении положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы», истец указал, что должностной оклад сотрудникам учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом (при условии, если количество осужденных, которым приговором суда определено отбывание лишение свободы в учреждениях строгого режима или строгого и особого режима, вместе взятых, составляет более 50 процентов от числа всех осужденных, содержащихся в этих учреждениях) увеличивается на 15 %, а кроме того, согласно п. 89 этого же Приказа лицам рядового и начальствующего состава лечебно-профилактических и лечебно-исправительных учреждений, предназначенных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом легких, участков, следственных изоляторов, больниц и учебно-производственных мастерских, занятым по работе с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, больными туберкулезом, более 50 % рабочего времени, оклады по занимаемым штатным должностям повышаются на 15 %, таким образом, формируется новый должностной оклад, увеличенный на 30 %. Просил учесть, что ему не было произведено увеличения должностного оклада, в связи с чем он просил взыскать с ФКУ ЛИУ 4 УФСИН РФ по РК денежное довольствие за период 2008-2011 г.г. в размере ... руб., а также компенсацию морального вреда в сумме ... руб. В судебном заседании Грызин О.В. поддержал исковые требования. Считал, что ответчик неправильно производил исчисление его денежного довольствия, вместо начисления надбавок за сложность и строгость, следовало увеличить его должностной оклад на 30%, формируемый как 15% за работу в учреждении, созданном для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, и 15% за работу в исправительных учреждениях строгого режима, а затем, исходя из увеличенного должностного оклада производить дальнейшее исчисление его денежного довольствия. Представитель Федерального казенного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» Вершак Е.Ю., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска. Полагала ошибочными доводы истца, считала правомерным начисление истцу надбавок к окладу за строгость и вредность, в связи с чем не усматривала оснований к увеличению размера его оклада. Представитель третьего лица УФСИН РФ по РК в судебное заседание не явился. УФСИН РФ по РК надлежащим образом извещено о времени рассмотрения дела. Решением Сегежского городского суда РК от 09.08.2011 года исковые требования Грызина О.В. к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» оставлены без удовлетворения. С решением суда не согласен истец. В кассационной жалобе он просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что он просил об увеличении должностного оклада, а не оклада денежного содержания. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 года № 477 «Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства внутренних дел РФ», кроме того, на приложение № 1 к данному Постановлению, указывает, что нигде не указано о том, что это является надбавкой. Просит учесть, что в нормативно-правовых актах, приведенных им в исковом заявлении, также указывается об увеличении должностных окладов, а не надбавке. В связи с этим полагает, что судом дана неправильная трактовка понятию повышение должностного оклада, тарифной ставки, считая это надбавкой. В возражениях на кассационную жалобу ФКУ ЛИУ 4 УФСИН РФ по РК указывает о том, что не согласно с доводами, изложенными в кассационной жалобе. Ссылается на то, что ни одним нормативным документом, регламентирующим порядок начисления надбавок, не предусмотрено начисление той или иной надбавки к окладу по занимаемой штатной должности, увеличенному на надбавку за строгость (15%). Считает, что после вступления в силу Закона № 78-ФЗ, увеличение должностных окладов в соответствии со ст. 36 Закона РФ № 5473-1, следует отнести к категории дополнительных выплат, которые не создают нового оклада и поэтому в оклад денежного содержания не включаются и не могут быть использованы для начиcления других надбавок сотрудникам. Кроме того, просило учесть, что Законом № 78-ФЗ введено новое правовое понятие оклада по занимаемой штатной должности. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям. Согласно статье 36 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" должностные оклады персонала увеличиваются в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказания, характера и сложности выполняемой работы, а в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа уголовно-исполнительной системы; за работу в учреждениях, исполняющих наказания, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных, устанавливается надбавка к должностным окладам в размере 25 процентов, а для содержания осужденных с пожизненным сроком - в размере 30 процентов. Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 № 477 (ред. от 29.05.2003) "Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства внутренних дел Российской Федерации", вынесенным в соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" были утверждены размеры увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также установлена надбавка к должностным окладам (тарифным ставкам) персоналу учреждений. Федеральным законом от 30.06.2002 № 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" предусмотрено, что денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат. Размеры окладов по типовым штатным должностям и окладов по специальным званиям сотрудников устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Размеры окладов по типовым штатным должностям, окладов по специальным званиям сотрудников и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти с соблюдением условия их единства с основными нормами денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а в пределах выделенных средств и руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут устанавливать сотрудникам другие надбавки и дополнительные выплаты. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками. Во исполнение Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" и Указа Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. № 672 "О денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002г. № 487 были установлены размеры окладов по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации. Пунктами 85, 89 Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы, принятого в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 20.12.2006г. № 376, было предусмотрено увеличение должностных окладов сотрудникам учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ на 15%, а также лечебно-исправительных учреждений в таком же размере, а также лицам рядового и начальствующего состава лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений, предназначенных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, участков, следственных изоляторов, больниц и учебно-производственных (трудовых) мастерских, занятым по работе с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, больными туберкулезом, более 50 процентов рабочего времени, повышение окладов по занимаемым штатным на 15 процентов. Приказом Минюста РФ от 08.08.2007г. № 159 внесены изменения в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. № 376, в связи с чем согласно пункта 85 предусмотрено увеличение окладов сотрудникам учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ на 15%, а также лицам рядового и начальствующего состава лечебно-профилактических и лечебно-исправительных учреждений, предназначенных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, участков, следственных изоляторов, занятым на работе более 50% рабочего времени, оклады по занимаемым штатным должностям на 15 процентов. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Грызин О.В., ... года рождения, работал (...) Федерального казенного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия». Приказом от .... он был уволен с .... из уголовно-исполнительной системы по п. «б» части 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижению установленного предельного возраста). За период работы денежное содержание истца состояло из оклада, оклада по званию, надбавки за сложность, денежной компенсации взамен продовольственного пайка, доплат за строгость, за вредность, за ночные часы, за классность, за контакт с туберкулезными больными, а также из надбавки за выслугу лет, а кроме того, производились начисления районного коэффициента и северной надбавки. Истец обратился в суд с иском о взыскании недополученного, по его мнению, денежного довольствия за период 2008г. - 2011г. в сумме ... руб., ссылаясь на то, что согласно п.п. 85, 89 Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы его должностной оклад должен быть увеличен на 30%, после чего на него должны быть рассчитаны все положенные ему процентные надбавки, а также районный и северный коэффициенты, однако ему не был увеличен должностной оклад, а выплачивали только проценты в виде отдельных доплат, предусмотренные Положением. Проанализировав все вышеуказанные нормы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что размеры окладов по типовым штатным должностям, оклады по специальным званиям сотрудников и дополнительные выплаты определяются Правительством РФ по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти с соблюдением условия их единства с основными нормами денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. С учетом вышеизложенных обстоятельств суд правомерно признал несостоятельной ссылку истца на то, что в соответствии с п.п. 85,89 Положения о денежном довольствии ему должен быть увеличен размер оклада на 30%, в связи с чем и все причитающиеся ему надбавки. Суд учел, что пункты Положения о денежном довольствии, на которые ссылался истец, расположены в главе «доплаты, надбавки и денежные вознаграждения». Как усматривается из материалов дела и не оспаривалось истцом в судебном заседании, ему в соответствии с вышеизложенным Положением о денежном довольствии производились указанные доплаты. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных им требований о взыскании с ФКУ ЛИУ 4 УФСИН РФ по РК денежного довольствия за период 2008-2011 г.г. в размере ... руб. Согласно статье 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В связи с отказом истцу в удовлетворении вышеуказанных требований о взыскании в его пользу с ответчика денежного довольствия, суд также правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных им исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в сумме ... руб. Судом дана правильная оценка обстоятельствам дела. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют доказательствам, имеющимся в деле. Нарушений норм материального и процессуального права по делу судом не допущено. С учетом изложенного, решение суда является законным, оно соответствует доказательствам, имеющимся в деле, а также требованиям ст.ст. 56, 198 ГПК РФ, поэтому судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы. Доводам истца, изложенным в кассационной жалобе, была дана судом правильная правовая оценка, в связи с чем они не могут являться основанием для отмены решения суда по вышеизложенным обстоятельствам. Cсылка истца в жалобе на то, что в нормативно-правовых актах, приведенных им в исковом заявлении, указывается об увеличении должностных окладов, а не о надбавке, а суд неправомерно признал это надбавкой, не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку как правильно указал об этом суд в решении, п.п. 85, 89 расположены в Положении в главе «доплаты, надбавки и денежные вознаграждения». На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 09 августа 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу истца Грызина О.В.- без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: . . . . . .