другие социальные споры



Судья Орлова А.А.                                                                                                                                        № 33- 2742/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 сентября 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Рочевой Е.С.,

судей Стракатовой З.Е. и Гельфенштейна В.П.

при секретаре Нуриевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития РК на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 11 августа 2011 года по делу по иску Заверткиной Н.Г. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия об обязании к выплате доплаты к трудовой пенсии.

Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заверткина Н.Г. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития РК об обязании к выплате доплаты к трудовой пенсии по тем основаниям, что с .... по .... (... лет ... месяцев) она работала в Государственном комитете Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству. .... она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК с просьбой выдать решение для установления доплаты к трудовой пенсии по старости, однако ей сообщили, что необходимо обратиться в орган государственной власти РК. ... года она обратилась к ответчику с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к получаемой трудовой пенсии по старости и представила документы в соответствии с Постановлением Председателя Правительства РК от 19.04.2001 № 85 «Об утверждении порядка установления выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия», однако ответчиком по результатам рассмотрения заявления было отказано в определении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. На основании изложенного, Заверткина Н.Г. просила обязать Министерство здравоохранения и социального развития РК выплачивать ежемесячную доплату к трудовой пенсии в размере ... руб. ... коп. в соответствии с законом РК от 10.01.1997 г. № 167-ЗРК «О государственной службе РК» на ее расчетный счет в Сбербанке.

В судебном заседании Заверткина Н.Г. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила обязать ответчика выплачивать доплату с ...., с момента обращения к ответчику. Также дополнила, что является получателем трудовой пенсии по старости с ...., .... она вышла в отставку с должности (...) территориального межрайонного отдела № 3 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Карелия.

Представитель третьего лица - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК Мокова Т.В., действующая на основании доверенности, полагала иск подлежащим удовлетворению. Ссылалась на то, что Управление не вправе принимать решение об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, поскольку является территориальным органом федерального органа исполнительной власти РФ - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и не является правопреемником Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Карелия, реорганизованного в форме присоединения к УФМС, которое впоследствии было переименовано в Росреестр. Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности РК и государственные должности государственной службы РК, утвержденный Постановлением Правительства РК от 19.04.01 г. № 85, не регламентирует процедуру установления надбавки лицам, имеющим право на получение указанной ежемесячной доплаты к пенсии, а также заявления об ее установлении в случае реорганизации органа государственной власти РК либо его ликвидации. Пояснила, что возникший правовой пробел не позволяет реализовать законное право истицы на пенсионное обеспечение, в частности, получение ежемесячной доплаты к пенсии. Однако считала, что данное обстоятельство не может являться основанием для умаления прав истицы на пенсионное обеспечение.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития РК Буш В.Е., действующая на основании доверенности, не признала исковые требования, поддержала позицию, изложенную в отзыве. Пояснила, что в отношении истицы ответчик не являлся работодателем, поэтому не наделен правом на принятие требуемого решения. Ответчик принимает решение об установлении размера доплаты, основанием для которого является решение, принятое работодателем. Ввиду отсутствия такого решения, Заверткиной Н.Г. отказано в установлении размера надбавки, в связи с чем представленные документы были ей возращены. Также указала, что расчет, представленный истицей, был проверен и признан правильным.

Решением Петрозаводского городского суда РК от 11 августа 2011 года иск удовлетворен. Суд обязал Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия принять решение в отношении Заверткиной Н.Г. о размере ежемесячной доплаты к трудовой пенсии как лицу, замещавшему государственную должность государственной службы Республики Карелия, с ... в размере ... рубль ... копейки и оформить поручение на выплату ежемесячной доплаты. Взыскал с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в пользу Заверткиной Н.Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей.

С решением суда не согласно Министерство здравоохранения и социального развития РК.

В кассационной жалобе представитель Министерства Буш В.Е., действующая на основании доверенности, просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, ссылаясь на ч. 1 ст. 21 Закона РК от 10.01.1997 г. № 167-ЗРК «О государственной службе РК», п. 4 Порядка установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности РК и государственные должности государственной службы РК от 19.04.2001 № 85, что из приведенных норм следует, что Министерство, как исполнительный орган государственной власти РК, уполномочено на принятие решений об установлении ежемесячной доплаты лишь в отношении тех лиц, которые замещали должности государственной службы Республики Карелия непосредственно в Министерстве. Однако ни на момент возникновения стажа, дающего права на ежемесячную доплату, ни до наступления этого момента истица не замещала должности государственной гражданской службы в Министерстве, в связи с чем, даже при ликвидации Государственного комитета РК по земельным ресурсам и землеустройству и отсутствии у данного органа правопреемников правовые основания для возложения на Министерство обязанности принять решение об установлении ежемесячной выплаты в отношении истицы отсутствуют.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона Республики Карелия от 10.01.1997 № 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия, лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Карелия категории «Б» и «В» и должности государственной гражданской службы Республики Карелия, имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Ежемесячная доплата устанавливается в размере 20 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного стажа государственной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23, 27, 32, 38, 45, 53, 62, 72 и 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Заверткина Н.Г., ... года рождения, с ... года является получателем трудовой пенсии по старости.

С ... года она находилась на государственной службе в Государственном комитете Республики Карелия по земельной реформе и земельным ресурсам, занимая должность (...).

Постановлением Совета Министров Республики Карелия от 01.07.1992 года № 266 было утверждено Положение о Государственном комитете Республики Карелия по земельной реформе и земельным ресурсам.

На основании Постановления Верховного Совета Республики Карелия от 12.11.1993 года «О реорганизации Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Карелия в Государственный комитет Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству» Государственный комитет Республики Карелия по земельной реформе и земельным ресурсам реорганизован в Государственный комитет Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству, в связи с чем с ... года истица находилась на государственной службе Республики Карелия, замещая должность (...) Олонецкого райкомзема Государственного комитета РК по земельным ресурсам и землеустройству.

... года Заверткина Н.Г. была переведена на должность (...) на основании приказа №... от ....

С 11.12.1998 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.1998 года № 1475 «Вопросы государственного земельного комитета Российской федерации» Государственный земельный комитет Российской Федерации получил статус федерального органа исполнительной власти. Государственный комитет Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству был передан в ведение указанного федерального органа исполнительной власти, в результате чего стал территориальным органом федерального органа исполнительной власти.

На основании приказа Государственного комитета Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству № 56-к от 29.12.1998 года «О назначении на должность в соответствии с перечнем государственных должностей федеральной государственной службы» с ... года в связи с упорядочением структуры аппарата Комитета в соответствии с Указом Президента РФ от 03.09.1997 года № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» истица была назначена на государственную должность государственной службы – (...) Олонецкого районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике был упразднен, часть его функций была передана вновь созданной Федеральной службе земельного кадастра России.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2000 № 537 «Вопросы Федеральной службы земельного кадастра России», указанному федеральному органу исполнительной власти были переданы территориальные органы упраздняемого Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике.

На основании утвержденного руководителем Федеральной службы земельного кадастра России Положения о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Карелия от 20.03.2001 года Государственный комитет Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству был переименован в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Карелия.

В силу приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 31.10.2001 года № П/181 «Об утверждении перечня полных и сокращенных наименований территориальных органов Федеральной службы земельного кадастра России по субъектам Российской Федерации» Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Карелия являлся территориальным органом Федеральной службы земельного кадастра России.

... года Заверткина Н.Г. назначена на государственную должность государственной службы – (...) Западного комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Лахденпохскому, Суоярвскому, Питкярантскому, Олонецкому районам и городу Сортавала.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 20.09.2004 г. № 255 «Об утверждении структуры территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» с 01.12.2001 года Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Карелия переименован в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Карелия.

... года истица переведена на должность федеральной государственной службы - (...) территориального межрайонного отдела № 2, ... года - на должность (...) территориального межрайонного отдела № 2, а ... года назначена на должность (...) территориального межрайонного отдела № 3.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции были переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Аналогичная ситуация произошла и с территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

На основании приказа от ... года № ... ... года действие служебного контракта было прекращено, в связи с чем Заверткина Н.Г. была освобождена от занимаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы.

... года она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК с заявлением о выдаче решения для установления доплаты к пенсии.

Однако письмом от .... ей было сообщено о том, что Управление не является правопреемником государственного органа Республики Карелия, в котором она замещала государственную должность государственной службы РК, в связи с чем оно не вправе рассматривать заявления об установлении ежемесячной доплаты к пенсии и принимать решения по данным заявлениям.

... года истица обратилась к ответчику с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к получаемой трудовой пенсии по старости, однако письмом от 29.06.2011 года ей было отказан в определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.  

Судом установлено, что согласно Закону Республики Карелия от 17.06.1994 года № 1-ЗРК «О структуре исполнительной власти Республики Карелия», в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 29.06.1998 года №15-П ЗС «О структуре исполнительной власти Республики Карелия» по состоянию на июнь 1998 года Государственный комитет Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству входил в структуру органов исполнительной власти Республики Карелия.

Согласно ч. 3 ст. 16 Закона Республики Карелия от 04.03.2005 № 857-ЗРК (в редакции от 10.05.2011) «О некоторых вопросах государственной гражданской службы и правового положения лиц, замещающих государственные должности» положения статьи 21 Закона Республики Карелия от 10 января 1997 года № 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» распространяются на лиц, замещавших на 1 января 1997 года и позднее государственные должности категории «А», государственные должности, на лиц, замещавших на 1 января 1997 года и позднее государственные должности государственной службы Республики Карелия категории «Б» и «В», на лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Карелия.

На дату вынесения решения суда установление, выплата, перерасчет ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определялись согласно Порядку установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, утвержденному Постановлением Председателя Правительства РК от 19.04.2001 № 85.

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что лица, имеющие право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, подают заявление об ее установлении в орган государственной власти Республики Карелия, в котором они занимали государственную должность или государственную должность государственной службы. Решение об установлении доплаты к трудовой пенсии принимается руководителем органа государственной власти, в котором лицо, претендующее на доплату, замещало государственную должность государственной службы Республики Карелия. Указанное решение направляется в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия для принятия решения о размере ежемесячной доплаты к пенсии и оформления поручения на выплату.

Вместе с тем, Государственный комитет Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству, а также орган государственной власти Республики Карелия, являвшийся его правопреемником, в настоящее время отсутствуют.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия не является органом, уполномоченным по смыслу п. 3 Порядка осуществлять установление доплаты, поскольку является территориальным органом федерального органа исполнительной власти Российской Федерации - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и не является правопреемником Государственного комитета Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству.

Кроме того, Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты не определяет порядок установления надбавки лицам, имеющим право на получение указанной ежемесячной доплаты к пенсии в случае реорганизации органа государственной власти Республики Карелия либо его ликвидации, в частности, не определяет порядок подачи заявления о ее установлении.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что наличие пробела в правовом регулировании затронутых общественных отношений не может являться основанием для умаления прав истицы на пенсионное обеспечение, в частности, на получение ею в соответствии с законодательством Республики Карелия ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также то, что ответчик не оспаривал право истицы на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и её размер, исходя из стажа государственной службы ... лет ... месяцев, который составляет ...% должностного оклада, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в сумме ... руб. ... коп., суд правомерно постановил решение об удовлетворении заявленных требований.

При этом суд обоснованно указал на наличие соответствующих полномочий Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, предоставленных указанному органу исполнительной власти Республики Карелия Порядком установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, утвержденным Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 19.04.2001 года №85.

Дата установления испрашиваемой истицей доплаты определена судом правильно, с даты подачи ею заявления об установлении размера ежемесячной доплаты к получаемой трудовой пенсии – с ... года.

В связи с изложенным, доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, о том, что ответчиком правомерно отказано в принятии в отношении истицы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, нельзя признать обоснованными.

 Данные доводы аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им была дана правильная правовая оценка, в связи с чем они не могут являться основанием для отмены решения суда.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что Указом Главы Республики Карелия «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должность Главы Республики Карелия, государственные должности Республики Карелия категории «А», отдельные государственные должности Республики Карелия, государственные должности государственной службы Республики Карелия категории «Б» и «В» и должности государственной гражданской службы Республики Карелия» признано утратившим силу Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 19 апреля 2001 года № 85 «Об утверждении Порядка установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия» и утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должность Главы Республики Карелия, государственные должности Республики Карелия категории «А», отдельные государственные должности Республики Карелия, государственные должности государственной службы Республики Карелия категории «Б» и «В» и должности государственной гражданской службы Республики Карелия, в соответствии с п. 2 которого лица, которым назначается доплата, обращаются с письменным заявлением о назначении доплаты по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку на имя руководителя органа исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченного Правительством Республики Карелия на назначение, перерасчет и выплату доплаты, с приложением копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, копии пенсионного удостоверения, подтверждающего факт назначения трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, копии трудовой книжки (для лиц, уволенных с гражданской службы), иных документов, подтверждающих трудовую деятельность, и копии военного билета (для лиц, проходивших военную службу) в уполномоченный орган в случае отсутствия государственного органа, которому переданы функции реорганизованного или ликвидированного государственного органа.

Данный Указ опубликован в газете «Карелия» № 60 23.08.2011 года, вступил в законную силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 11 августа 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

.

.

.

.

.

.

                                                

-32300: transport error - HTTP status code was not 200