Судья Костина В.А. № 33–2780/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «16» сентября 2011 года г. Петрозаводск Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе: председательствующего Злобина А. В., судей Стракатовой З. Е. и Гельфенштейна В.П., при секретаре Комаровой О. А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 28 июля 2011 года по заявлению Ларионовой Е.А. к Администрации Кондопожского городского поселения, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении целевой субсидии на приобретение жилья. Заслушав доклад судьи Гельфенштейна В.П., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Розанова Г.Ф., действуя по доверенности от имени Ларионовой Е. А., обратилась в суд с иском к Администрации Кондопожского городского поселения и Министерству здравоохранения и социального развития РК по следующим основаниям. Ларионова Е. А. является вдовой участника Великой Отечественной войны (...), погибшего на фронте в 1942 году, имеет награды как работник тыла и является (...). В связи с тем, что истица нуждается в уходе, в (...) она переехала в г. (...) по месту жительства семьи ее дочери Розановой Г. Ф., а комнату в (...) Владимирской области, в которой истица жила до переезда, она сдала и в поселке более не появлялась. В (...) Ларионова обратилась в Администрацию с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника Великой Отечественной войны, представила документы о том, что своего жилья в г. (...) не имеет, зарегистрирована в квартире, которая на праве собственности принадлежит ее зятю (...) Администрация Кондопожского городского поселения отказала Ларионовой в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. С таким отказом она не согласна, поскольку своего жилья не имеет, более 12 лет снимает жилье. Просила суд обязать Администрацию Кондопожского городского поселения поставить ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и обязать ответчиков предоставить ей субсидию на приобретение жилья. Истица Ларионова Е.А. в судебное заседание не явилась по состоянию здоровья. Представитель истицы Розанова Г.Ф. поддержала заявленные требования, пояснив, что её мать Ларионова Е.А. приехала в г. (...) в (...)., была зарегистрирована в квартире с целью получения пенсии, проживала в ней непродолжительное время. (...) возражает против проживания Ларионовой Е.А. в квартире по месту регистрации, между ними сложились неприязненные отношения. Более восьми лет истица проживает в съемной квартире, она осуществляет ежедневный уход за матерью, которая в период с мая по сентябрь проживает вместе с ней на даче. Администрация Кондопожского городского поселения своего представителя в суд не направила, просила рассмотреть дело в их отсутствие. С иском не согласны, полагают, что отсутствуют правовые основания для его удовлетворения, истица обеспечена жилым помещением по месту регистрации. Министерство здравоохранения и социального развития РК представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В отзыве на иск указывают на отсутствие правовых оснований для включения истицы в единый список, в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах», поскольку документов от Администрации Кондопожского городского поселения, подтверждающих постановку Ларионовой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не поступало. Министерством материальное право истицы не нарушено. Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал Администрацию Кондопожского городского поселения поставить истицу на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях с (...) и обязал Министерство здравоохранения и социального развития РК включить Ларионову Е. А. в Единый список граждан, имеющих право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и предоставить указанную выплату в порядке очередности в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ от 12.01.1995г. № ФЗ-5 «О ветеранах». С решением суда не согласно Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, в кассационной жалобе просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права. Указывает, что решением суда на Министерство возложена обязанность не только предоставить истице субсидию на приобретение жилья, но и включить ее в единый список, при этом суд первой инстанции необоснованно вышел за пределы заявленных требований и разрешил требование, которое не заявлено истцом. В части обязанности по включению Ларионовой Е.А. в единый список Министерство является ненадлежащим ответчиком, так как оно лишь организует предоставление мер социальной поддержки, но не определяет право граждан на обеспечение жильем и не осуществляет включение граждан в единый список. В возражениях на кассационную жалобу Розанова Г.Ф. просит в удовлетворении жалобы отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений к ней, судебная коллегия приходит к следующим выводам. Согласно ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам, в частности, предоставляются такие меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Статья 23.2 указанного закона предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Статьей 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Решением XVIII сессии I-го созыва Совета Кондопожского городского поселения от 15.02.2008г. в Кондопожском городском поселении установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Кондопожском городском поселении в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Согласно ст. 3 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Судом установлено, что Ларионова Е.А. (...) является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и (...). С (...) Ларионова Е.А. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: г(...). Данная квартира общей площадью (...), в том числе жилой - (...), принадлежит на праве общей совместной собственности Розановой Г.Ф. и (...) Согласно акту Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства от (...). Ларионова Е.А. постоянно проживает по адресу: (...). Ларионова Е.А. обратилась в Администрацию Кондопожского городского поселения с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Распоряжением Администрации от (...) г. № (...) Ларионовой Е.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по тем основаниям, что представленные заявителем документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (п.п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ), а именно: занимаемое жилое помещение по адресу: (...), имеет общую площадь (...). на одного члена семьи (состав семьи 2 человека), что превышает учетную норму в размере 10 кв. м. При принятии решения об удовлетворении иска суд первой инстанции исходил из того, что истица не является членом семьи собственников жилого помещения по месту регистрации и не проживает по указанному адресу, а проживает в съемной квартире по адресу: (...), что подтверждается актом Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства. С таким выводом суда согласиться нельзя. Ларионова Е. А. является матерью Розановой Г. Ф., которой принадлежит на праве общей совместной собственности с супругом (...) жилое помещение по адресу: (...), общая площадь которого на одного члена семьи, включая истицу Ларионову Е. А., составляет (...)., что превышает учетную норму, установленную на территории Кондопожского городского поселения более чем в два раза. Помимо указанной квартиры (...) принадлежит также однокомнатная благоустроенная квартира, расположенная по адресу: (...), приобретенная им по договору купли-продажи (...). Брачные отношения между супругами Розановыми не расторгнуты. Согласно акту Кондопожского ММП ЖКХ от (...). в квартире (...) постоянно проживает Розанова Г. Ф., Ларионова Е. А. по указанному адресу появляется периодически л.д. 49). Суд первой инстанции оценки указанному акту ММП ЖКХ не дал. Из указанного акта следует, что Ларионова Е. А. вселилась в жилое помещение, в котором она зарегистрирована и опровергает доводы Розановой Г. Ф. о том, что ее муж не дает согласия на проживание истицы в указанном жилом помещении. В силу преклонного возраста и состояния здоровья истица нуждается в постоянном уходе, который обеспечивает ей Розанова Г. Ф., что еще раз указывает на то, что истица является членом семьи собственника жилого помещения. Временное проживание Ларионовой Е. А. в съемной квартире не свидетельствует о том, что она утратила право пользования жилым помещением, в котором зарегистрирована. Показания свидетеля (...) согласно которым со слов Розановой Г. Ф. ей известно о том, что Розанов А. С. не пускает истицу в квартиру, в которой она зарегистрирована, не являются достаточным доказательством в подтверждение вывода суда о том, что Ларионова Е. А. не является членом семьи собственников жилого помещения. При указанных обстоятельствах распоряжение Администрации Кондопожского городского поселения об отказе Ларионовой Е. А. в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является законным и обоснованным. В связи с изложенным решение подлежит отмене в связи с несоответствием изложенных в решении выводов суда обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ). Поскольку по делу установлены все имеющие значение обстоятельства, судебная коллегия принимает новое решение об отказе в удовлетворении иска. Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 28 июля 2011 года по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении иска Ларионовой Е.А. к Администрации Кондопожского городского поселения, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении целевой субсидии на приобретение жилья отказать. Председательствующий: Судьи: