Судья Черонко Е.В. №33-2815/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 20 сентября 2011 года г.Петрозаводск СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ в составе председательствующего судьи Сильченко Р.П. судей Колбасовой Н.А., Глушенко Н.О. при секретаре Сосновской О.Э. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 августа 2011 года по иску Исаевой В.Н. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. Заслушав доклад судьи Колбасовой Н.А., объяснения истца и представителя третьего лица Моковой Т.В., возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия установила: Исаева В.Н. обратилась в суд к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия с названным иском по тем основаниям, что в период с (...). она замещала должности государственной службы в разных учреждениях. Поскольку в соответствии со ст.21 Закона РК «О государственной службе Республики Карелия» истец имеет право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, она обратилась по этому вопросу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия - по последнему месту прохождения государственной службы. Ввиду того, что указанное учреждение не является правопреемником государственного органа Республики Карелия, в котором Исаева В.Н. замещала государственную должность государственной службы Республики Карелия, уполномоченного принимать такие решения, заявление истца было оставлено без удовлетворения. При обращении истца в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии ответчиком было принято решение об отказе в установлении требуемой доплаты. Так как отказ ответчика в установлении предусмотренной законом доплаты к трудовой пенсии ущемляет права истца на пенсионное обеспечение, просила обязать Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия установить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в размере (...) рублей со дня подачи заявления - с (...)(...)(...) года. В судебном заседании истец поддержала предъявленные требования. Представитель ответчика Буш В.Е., действующая на основании доверенности, не признав исковые требования, пояснила, что, поскольку при обращении истца не было представлено решение руководителя органа государственной власти Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, Исаевой В.Н. правомерно отказано в удовлетворении заявления об установлении такой доплаты. Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Пивненко А.В., действующая по доверенности, считала предъявленные истцом требования законными и обоснованными. Решением Петрозаводского городского суда РК иск удовлетворен. Суд обязал Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия установить Исаевой В.Н. ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости с (...). в размере (...)(...) рублей и взыскал с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере (...) рублей. С таким решением суда не согласен ответчик, в кассационной жалобе действующая на основании доверенности Буш В.Е. просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что при установлении требуемой истцом доплаты к трудовой пенсии ответчик руководствуется Порядком установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, утвержденный Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 19.04.2001г. №85. Поскольку истец не замещала должности государственной гражданской службы в Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия, исходя из положений указанного Порядка, оснований для установления доплаты к трудовой пенсии не имелось. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам. Исходя из положений ст.72 Конституции РФ, вопросы социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п.«ж» ч.1). В силу требований пр.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование вопроса пенсионного обеспечения государственных служащих Республики Карелия, выходящих в отставку, определено в Законе РК от 10.01.1997г. №167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия». В соответствии с ч.1 ст.21 данного Закона лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Карелия категории «Б» и «В» и должности государственной гражданской службы Республики Карелия, имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, в период обращения истца по вопросу установления доплаты к трудовой пенсии был утвержден Постановлением Председателя Правительства РК от 19.04.2001г. №85 (далее - Порядок). Согласно п.3 Порядка лица, имеющие право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, подают заявление об установлении доплаты в орган государственной власти Республики Карелия, в котором указанные лица занимали государственную должность или государственную должность государственной службы. Решение об установлении доплаты к трудовой пенсии принимается руководителем органа государственной власти, в котором лицо, претендующее на доплату, замещало государственную должность или государственную должность государственной службы Республики Карелия. Указанное решение направляется в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия для принятия решения о размере ежемесячной доплаты к пенсии и оформления поручения на выплату (п.п.4-6 указанного Порядка). С 03 сентября 2011 года вступил в силу Указ Главы Республики Карелия от 03.08.2011г. №68, который утвердил Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности, государственные должности государственной службы Республики Карелия и должности государственной гражданской службы Республики Карелия. Указанным нормативным актом урегулирован вопрос обращения граждан, имеющих право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и ранее занимавших государственные должности Республики Карелия, государственные должности государственной службы Республики Карелия и государственные должности государственной гражданской службы Республики Карелия. Исходя из п.2 этого Порядка обращение гражданина в случае отсутствия государственного органа, которому переданы функции реорганизованного или ликвидированного государственного органа, должно осуществляться в уполномоченный орган - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Из установленных судом обстоятельств и материалов дела следует, что в период с (...) по (...) истец работала в Государственном комитете РК по земельным ресурсам и землеустройству в должности (...). До декабря 1998 года Государственный комитет РК по земельным ресурсам и землеустройству в соответствии с Законом РК от 17.06.1994г. №1-ЗРК «О структуре исполнительной власти Республики Карелия» и Постановлением Законодательного Собрания РК от 29.06.1998 г. №15-II ЗС «О структуре исполнительной власти Республики Карелия» входил в структуру органов исполнительной власти Республики Карелия. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.1998г. №1475 «Вопросы Государственного земельного комитета Российской Федерации» указанный комитет получил статус федерального органа исполнительной власти и Государственный комитет РК по земельным ресурсам и землеустройству стал его территориальным органом. Нормативный акт о ликвидации или реорганизации Государственного комитета РК по земельным ресурсам и землеустройству не издавался. На основании Указа Президента РФ от 03.09.1997г. №981 «Об утверждении Перечней государственных должностей федеральной государственной службы» и во исполнение приказа Государственного комитета РК по земельным ресурсам и землеустройству от 29.12.1998г. №56-к «О назначении на должность в соответствии с перечнем государственных должностей федеральной государственной службы» с 01 января 1999 года истец назначена на государственную должность государственной службы - (...)(...)(...). Указом Президента РФ от 17.05.2000г. №867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановлением Правительства РФ от 18.07.2000г. №537 Государственный комитет РФ по земельной политике был упразднен и его функции были переданы Федеральной службе земельного кадастра России. В дальнейшем в период с 2001 по 2010 год федеральный орган исполнительной власти, в ведение которого входили функции по выполнению государственного земельного контроля и ведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, неоднократно преобразовывался. В соответствии с Указом Президента РФ от 25.12.2008г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» образована Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в территориальном органе которой на должности федеральной государственной гражданской службы - (...)(...) истец проходила государственную службу. (...) Исаева В.Н. была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с выходом на государственную пенсию. Получателем трудовой пенсии по старости истец является с (...). Стаж государственной службы, принимаемый для исчисления размера доплаты к трудовой пенсии, составляет (...). Также установлено, что (...) истец обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия с целью реализации предусмотренного ст.21 Закона РК «О государственной службе Республики Карелия» права на получение доплаты к трудовой пенсии по старости. По результатам рассмотрения обращения истца ответчиком было отказано по мотиву отсутствия решения руководителя органа государственной власти Республики Карелия об установлении соответствующей доплаты к пенсии. Между тем, как установлено судом, Государственный комитет Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству, являвшийся органом государственной власти Республики Карелия, упразднен, и орган государственной власти Республики Карелия, которому переданы его полномочия, отсутствует. Таким образом, правопреемника органа исполнительной власти, в котором истец занимала должность государственной службы Республики Карелия, не имеется. Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные по данному делу обстоятельства, суд правильно решил, что, поскольку Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия относится к территориальному органу федерального органа исполнительной власти и правопреемником Государственного комитета Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству не является, это учреждение не уполномочено принимать решения об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. При этом Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, на момент рассмотрения настоящего дела не определял порядок установления надбавки лицам, имеющим право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, в случае реорганизации органа государственной власти республики, в котором они проходили государственную службу, либо его ликвидации. При таких обстоятельствах, суд пришел к правильным выводам о том, что наличие такого пробела в правовом регулировании затронутых общественных отношений само по себе не может служить основанием для умаления прав гражданина на пенсионное обеспечение, в частности, на получение в соответствии с законодательством Республики Карелия ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. С учетом установленных обстоятельств и позиции ответчика, не оспаривающего факт наличия у истца необходимого стажа государственной службы Республики Карелия и права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, суд первой инстанции принял законное решение об удовлетворении заявленных требований. Доводы кассационной жалобы, касающиеся обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу, являлись предметом судебного рассмотрения, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст.12, 56 и 57 Гражданского процессуального кодекса РФ, и поэтому не могут служить поводом к отмене решения. На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила: решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 августа 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: Деперсонификацию выполнил помощник судьи ____________________ (Курчавова Н.Л.), _____ _________________ 2011 г. «Согласовано» судья Верховного Суда РК ____________________ (Колбасова Н.А.), _____ _________________ 2011 г. «Разместить на сайте» Судья Верховного Суда РК ____________________ (Сильченко Р.П.), ______ _________________ 2011 г.