Судья Великанов Е.Г. № 33–2843/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 23 сентября 2011 года г. Петрозаводск Судебная коллегия по гражданским делам в составе: председательствующего Сильченко Р.П. и судей Роговой И.В., Сыромятникова А.В. при секретаре Варламовой В.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития РК на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 27 июля 2011 года по заявлению прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания «Психоневрологический интернат «Черемушки» об обязании совершить определенные действия. Заслушав доклад председательствующего, пояснения прокурора Соболевой Ю.В., возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Кондопожского района обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям. Прокуратурой Кондопожского района проведена проверка соблюдения ГСУСО «Психоневрологический интернат «Черемушки» требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ и санитарно-эпидемиологических правил и норм, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 ноября 2009 года № 71. В ходе указанной проверки было установлено, что ответчиком не в полном объеме исполняются требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» о создании условий инвалидам, включая инвалидов-колясочников, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В ГУСО «ПНИ «Черемушки» не соблюдаются требования, согласно которым вход в приемно-карантинное отделение должен быть оборудован приспособлением для доступа маломобильных групп населения и пандусом для подъезда автомашин; в учреждении не обеспечена безбарьерная среда для инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников; центральный вход в ГСУСО «ПНИ «Черемушки», вход во второй корпус, вход в столовую не оборудован пандусами, что затрудняет доступ инвалидов-колясочников к указанным объектам. Прокурор просил обязать ответчика создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам, находящимся на территории учреждения, а именно: оборудовать пандусами и поручнями вход (крыльцо) главного корпуса, вход (крыльцо) второго корпуса, вход (крыльцо) в столовую. В судебном заседании старший помощник прокурора Кондопожского района Бакулин И.М. заявленные требования поддержал. Представитель ответчика ГСУСО «ПНИ «Черемушки» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица - Министерства здравоохранения и социального развития РК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Решением суда требования прокурора удовлетворены. На Государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат «Черемушки» возложена обязанность оборудовать вход в главный корпус, во второй корпус и в столовую учреждения, расположенного по адресу: (...), пандусами; оборудовать вход в главный корпус, во второй корпус и в столовую учреждения, расположенного по адресу: (...), поручнями. С таким решением не согласно Министерство здравоохранения и социального развития РК, в кассационной жалобе представитель Скопец П.С. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование своих требований, ссылаясь на положения ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» указывает, что помимо пандусов и поручней имеются иные возможности для создания беспрепятственного доступа к помещениям для инвалидов, использующих кресла-коляски. Также указывает, что здания находятся в собственности Республики Карелия, полномочия по распоряжению которым возложены на государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, который не был привлечен к участию в деле. Ссылается на то, что принято решение о включении в адресную инвестиционную программу ремонта здания в пос.(...) для дальнейшей передачи в оперативное управление ГУ социального обслуживания «Психоневрологический интернат «Черемушки». Полагает, что в нарушение ст. 153 ГПК РФ суд без принятия определения о готовности дела и назначении судебного разбирательства провел заседание и рассмотрел дело по существу. В возражениях на кассационную жалобу И.о. прокурора Кондопожского района Великосельцева Е.В. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Как следует из Устава ГСУСО «ПНИ «Черемушки» является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания мужчин-инвалидов 1 и 2 групп в возрасте от 18 лет и старше с хроническими психическими заболеваниями и умственными отклонениями, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах. Учредителем от имени Республики Карелия выступает Министерство здравоохранения и социального развития РК. Вышеназванным гражданам в учреждении предоставляется перечень гарантированных государством социальных услуг. Учреждение осуществляет функции по предоставлению социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических услуг. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейства, печать со своим наименованием и наименованием учредителя, штампы, бланки и иные реквизиты, выступает истцом и ответчиком в судах, отвечает по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством. Согласно акта проверки Управления Росздравнадзора по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ. года в отношении ГСУСО «ПНИ «Черемушки», было выявлено, что в нарушение п.п.3, 12 государственного стандарта Республики Карелия «Качество социальных услуг», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 16.06.2010 № 647 в учреждении не обеспечена безбарьерная среда для инвалидов: вход в корпуса и помещения столовой не оборудован пандусами и поручнями, отсутствуют пристенные поручни в коридорах, горизонтальные и вертикальные поручни в туалетных комнатах и душевых. Также судом установлено, что в ХХ.ХХ.ХХ. года прокуратурой Кондопожского района проведена проверка соблюдения ГСУСО «ПНИ «Черемушки», расположенного по адресу: (...), требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, в ходе проверки установлено, что вход главного корпуса, второго корпуса и столовой не оборудован поручнями и пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски. Учитывая изложенное, установив факт отсутствия приспособлений для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность оборудовать вход в главный корпус, во второй корпус и в столовую учреждения, расположенного по адресу: (...), пандусами; оборудовать вход в главный корпус, во второй корпус и в столовую учреждения, расположенного по адресу: (...), поручнями. При этом, не может быть принят во внимание довод кассационной жалобы о том, что Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд не был привлечен к участию в деле, поскольку права указанного комитета не затронуты, и, кроме того, ходатайств о привлечении комитета к участию в деле стороны не заявляли. Довод жалобы о том, что в нарушение ст.153 ГПК РФ суд без принятия определения о готовности дела и назначении судебного разбирательства провел заседание и рассмотрел дело по существу, является несостоятельным, поскольку опровергается материалами дела – определением о назначении дела к судебному разбирательству от 11 июля 2011 года л.д. 36). Министерство здравоохранения и социального развития РК было извещено надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, отзыв не представило. Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения. При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы. Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 27 июля 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития РК – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи:
Верховного суда Республики Карелия