Прочие исковые



Судья Великанов Е.Г.                                                                                                                              № 33–2843/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 сентября 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Сильченко Р.П.

и судей Роговой И.В., Сыромятникова А.В.

при секретаре Варламовой В.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития РК на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 27 июля 2011 года по заявлению прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания «Психоневрологический интернат «Черемушки» об обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад председательствующего, пояснения прокурора Соболевой Ю.В., возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кондопожского района обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям. Прокуратурой Кондопожского района проведена проверка соблюдения ГСУСО «Психоневрологический интернат «Черемушки» требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ и санитарно-эпидемиологических правил и норм, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 ноября 2009 года № 71. В ходе указанной проверки было установлено, что ответчиком не в полном объеме исполняются требования статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» о создании условий инвалидам, включая инвалидов-колясочников, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В ГУСО «ПНИ «Черемушки» не соблюдаются требования, согласно которым вход в приемно-карантинное отделение должен быть оборудован приспособлением для доступа маломобильных групп населения и пандусом для подъезда автомашин; в учреждении не обеспечена безбарьерная среда для инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников; центральный вход в ГСУСО «ПНИ «Черемушки», вход во второй корпус, вход в столовую не оборудован пандусами, что затрудняет доступ инвалидов-колясочников к указанным объектам. Прокурор просил обязать ответчика создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам, находящимся на территории учреждения, а именно: оборудовать пандусами и поручнями вход (крыльцо) главного корпуса, вход (крыльцо) второго корпуса, вход (крыльцо) в столовую.

В судебном заседании старший помощник прокурора Кондопожского района Бакулин И.М. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика ГСУСО «ПНИ «Черемушки» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Министерства здравоохранения и социального развития РК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Решением суда требования прокурора удовлетворены. На Государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат «Черемушки» возложена обязанность оборудовать вход в главный корпус, во второй корпус и в столовую учреждения, расположенного по адресу: (...), пандусами; оборудовать вход в главный корпус, во второй корпус и в столовую учреждения, расположенного по адресу: (...), поручнями.

С таким решением не согласно Министерство здравоохранения и социального развития РК, в кассационной жалобе представитель Скопец П.С. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование своих требований, ссылаясь на положения ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» указывает, что помимо пандусов и поручней имеются иные возможности для создания беспрепятственного доступа к помещениям для инвалидов, использующих кресла-коляски. Также указывает, что здания находятся в собственности Республики Карелия, полномочия по распоряжению которым возложены на государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, который не был привлечен к участию в деле. Ссылается на то, что принято решение о включении в адресную инвестиционную программу ремонта здания в пос.(...) для дальнейшей передачи в оперативное управление ГУ социального обслуживания «Психоневрологический интернат «Черемушки». Полагает, что в нарушение ст. 153 ГПК РФ суд без принятия определения о готовности дела и назначении судебного разбирательства провел заседание и рассмотрел дело по существу.

В возражениях на кассационную жалобу И.о. прокурора Кондопожского района Великосельцева Е.В. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Как следует из Устава ГСУСО «ПНИ «Черемушки» является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания мужчин-инвалидов 1 и 2 групп в возрасте от 18 лет и старше с хроническими психическими заболеваниями и умственными отклонениями, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах. Учредителем от имени Республики Карелия выступает Министерство здравоохранения и социального развития РК. Вышеназванным гражданам в учреждении предоставляется перечень гарантированных государством социальных услуг. Учреждение осуществляет функции по предоставлению социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических услуг. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейства, печать со своим наименованием и наименованием учредителя, штампы, бланки и иные реквизиты, выступает истцом и ответчиком в судах, отвечает по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством.

Согласно акта проверки Управления Росздравнадзора по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ. года в отношении ГСУСО «ПНИ «Черемушки», было выявлено, что в нарушение п.п.3, 12 государственного стандарта Республики Карелия «Качество социальных услуг», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 16.06.2010 № 647 в учреждении не обеспечена безбарьерная среда для инвалидов: вход в корпуса и помещения столовой не оборудован пандусами и поручнями, отсутствуют пристенные поручни в коридорах, горизонтальные и вертикальные поручни в туалетных комнатах и душевых.

Также судом установлено, что в ХХ.ХХ.ХХ. года прокуратурой Кондопожского района проведена проверка соблюдения ГСУСО «ПНИ «Черемушки», расположенного по адресу: (...), требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, в ходе проверки установлено, что вход главного корпуса, второго корпуса и столовой не оборудован поручнями и пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски.

Учитывая изложенное, установив факт отсутствия приспособлений для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность оборудовать вход в главный корпус, во второй корпус и в столовую учреждения, расположенного по адресу: (...), пандусами; оборудовать вход в главный корпус, во второй корпус и в столовую учреждения, расположенного по адресу: (...), поручнями.

При этом, не может быть принят во внимание довод кассационной жалобы о том, что Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд не был привлечен к участию в деле, поскольку права указанного комитета не затронуты, и, кроме того, ходатайств о привлечении комитета к участию в деле стороны не заявляли.

Довод жалобы о том, что в нарушение ст.153 ГПК РФ суд без принятия определения о готовности дела и назначении судебного разбирательства провел заседание и рассмотрел дело по существу, является несостоятельным, поскольку опровергается материалами дела – определением о назначении дела к судебному разбирательству от 11 июля 2011 года л.д. 36). Министерство здравоохранения и социального развития РК было извещено надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, отзыв не представило.

Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 27 июля 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития РК – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200