о признании незаконным решения о перерасчете пенсии, взыскании денежных сумм



Судья Петраков М.Ю.                                                                                                            № 33-3081/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 октября 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе председательствующего Переплесниной Е.М.

и судей Степановой Т.Г., Глушенко Н.О.

при секретаре Петровой С.А.   

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 августа 2011 года по иску Колесника П.Н. к Военному комиссариату Республики Карелия о признании незаконным решения по продлению и перерасчету пенсии, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,

Заслушав доклад судьи Степановой Т.Г., объяснения истца Колесника П.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Коченгина В.Я., действующего на основании доверенности, возражавшего относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец Колесник П.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Карелия о признании незаконным решения по продлению и перерасчету пенсии, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда по тем основаниям, что он, являясь капитаном запаса Вооруженных сил РФ, имея ХХ год выслуги в вооруженных силах, уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, проводимым в ВС РФ в ХХ.ХХ.ХХ. году. После увольнения со службы истец встал на воинский учет по месту жительства в (...). Истцу была назначена военная пенсия с применением районного коэффициента ХХ, предусмотренного для (...) в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту – Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих).

В июне ХХ.ХХ.ХХ. года по месту жительства истца в (...) поступили из военного комиссариата РК «уведомление о назначении пенсии» и «сопроводительное письмо» от ХХ.ХХ.ХХ. года зарегистрированные под общим №ХХ Военный комиссариат (...) сообщил о проживании истца в городе (...). Кроме того, Военным комиссариатом Республики Карелия было принято решение об удержании с истца по разрешению № ХХ переполученной суммы пенсии в размере ХХ руб. за период с ХХ.ХХ.ХХ. г. по ХХ.ХХ.ХХ. г. и ХХ руб. за период с ХХ.ХХ.ХХ. г. по ХХ.ХХ.ХХ. г., всего: ХХ руб. с ежемесячным удержанием в размере ХХ от выплачиваемой пенсии. Истец не согласен с данным решением ответчика, в связи с чем просил решения Военного комиссариата РК по продлению и перерасчету пенсии признать незаконными, взыскать с ответчика незаконно удержанную с него часть пенсии, увеличив ее на коэффициент ХХ% годовых, что составляет приблизительно ХХ рублей, взыскать с ответчика ХХ% годовых от суммы пенсии, которую истец не получал с июня ХХ.ХХ.ХХ.. до мая ХХ.ХХ.ХХ. г., что составляет приблизительно ХХ рублей, взыскать с ответчика ХХ рублей в качестве компенсации морального вреда, взыскать с ответчика судебные издержки в размере ХХ рублей. Истец также просил суд защитить его честь и доброе имя.

В судебном заседании 13.07.2011 года истец отказался от заявленного требования о защите чести и доброго имени. Определением суда отказ от иска в данной части был принят судом.

В судебное заседание истец не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с нахождением в отпуске за пределами территории Российской Федерации.

Представители ответчика Карабань А.В. и Писарек М.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились; пояснили, что пенсия за выслугу лет Колеснику П.Н. назначена согласно Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих, выплачивается военным комиссариатом Республики Карелия с ХХ.ХХ.ХХ. года по настоящее время. При подаче заявления о назначении пенсии Колесник П.Н. проживал в г.(...). Соответственно на период проживания Колесника П.Н. на территории г.(...) пенсия ему выплачивалась с учетом районного коэффициента ХХ По сообщению (...) от ХХ.ХХ.ХХ. г. на запрос Военного комиссариата РК, Колесник П.Н. работает в (...) с ХХ.ХХ.ХХ. г. в должности (...), а с ХХ.ХХ.ХХ. г. в должности (...)).

Третье лицо ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлено.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

С таким решением суда не согласен истец Колесник П.Н., в кассационной жалобе просит решение суда отменить, признать незаконными решения военного комиссариата РК по продлению, перерасчету пенсии и удержанию части пенсии; выплатить незаконно удержанную часть пенсии с ХХ.ХХ.ХХ. г. по ХХ.ХХ.ХХ. г. в размере ХХ рублей;  выплатить неустойку с незаконно удержанной части пенсии с ХХ.ХХ.ХХ. г. по ХХ.ХХ.ХХ. г. в размере ХХ % годовых, что составляет ХХ рублей;  взыскать с ответчика ХХ % годовых от суммы пенсии, которую он не получал с июня ХХ.ХХ.ХХ. г. до мая ХХ.ХХ.ХХ. г., что составляет приблизительно ХХ рублей; взыскать с ответчика ХХ рублей в качестве компенсации морального вреда; взыскать с ответчика судебные издержки в размере ХХ рублей.

В обоснование доводов жалобы истец Колесник П.Н. указывает, что места жительства он не менял, комиссариатом нарушаются его законные и конституционные права. Считает, что компенсация морального вреда в определенной мере сгладит последствия нарушения его прав. Считает, что ответчик не мог без решения суда удерживать с истца суммы пенсии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы истца.

В соответствии со ст. 56 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих выплата пенсий, предусмотренных данным Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.

В соответствии с п.40 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 №1132, на военные комиссариаты возложена организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат.

В соответствии со ст. 48 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.

Согласно нормам действующего законодательства, которые правильно приведены судом в решении, в (...) Республики Карелия к заработной плате работников непроизводственных отраслей применяется районный коэффициент в размере ХХ а в городе (...) коэффициент ХХ

Судом установлено, что пенсия за выслугу лет Колеснику П.Н. назначена согласно Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих и выплачивается Военным комиссариатом Республики Карелия с ХХ.ХХ.ХХ. года по настоящее время. На момент назначения пенсии Колесник П.Н. проживал в г. (...) Республики Карелия по адресу: (...), в связи с чем размер его пенсии исчислялся с применением районного коэффициента ХХ Между тем, в судебном заседании нашли подтверждения утверждения ответчика о том, что с декабря ХХ.ХХ.ХХ. года истец фактически проживает в г. (...).

Так, судом установлено, что Колесник П.Н. с ХХ.ХХ.ХХ. года до настоящего времени работает в (...) в должности (...), а с ХХ.ХХ.ХХ. года в должности (...) Истец проживает в г. (...) в квартире, принадлежащей его супруге на праве собственности. Супруга истца также работает в (...), состоит на учете в военном комиссариате в г. (...). Данные обстоятельства истцом не оспаривались.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Согласно ст. 2  указанного Закона местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.06.2011 №1-П «По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина В.Т. Казанцева» даны разъяснения о том, что конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

С учетом изложенных обстоятельств, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что местом жительства истца, т.е. местом, где он постоянно или преимущественно проживает, с декабря ХХ.ХХ.ХХ. года является г. (...).

Учитывая, что выслуга военной службы истца в районах Крайнего Севера составляет ХХ лет ХХ месяцев ХХ день, что менее установленного абзацами 2 и 3 ст.48 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, оснований для исчисления истцу пенсии с применением районного коэффициента, установленного для (...) района, на период проживания в г. (...), не имеется. С момента переезда для проживания в г. (...) истцу подлежала выплате пенсия с применением районного коэффициента ХХ.

В соответствии со ст.55 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения. Таким образом, перерасчет пенсии обоснованно произведен истцу с ХХ.ХХ.ХХ. года.

В соответствии со ст. 62 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.

 С учетом изложенного, установив, что истец не сообщил пенсионному органу об изменении места своего жительства, влекущего изменение размера его пенсии в сторону уменьшения, что свидетельствует о злоупотреблении с его стороны, суд пришел к правильному выводу об обоснованности решения Военного комиссариата Республики Карелия об удержании с Колесника П.Н. по разрешению №ХХ.ХХ.ХХ. излишне выплаченной суммы пенсии в размере ХХ руб. за период с ХХ.ХХ.ХХ. г. по ХХ.ХХ.ХХ. г. и ХХ руб. за период с ХХ.ХХ.ХХ. г. по ХХ.ХХ.ХХ. г., а всего - ХХ руб. с ежемесячным удержанием в размере ХХ% от выплачиваемой пенсии.

Судебная коллегия находит, что судом достаточно полно исследованы доказательства, представленные сторонами, им дана правильная правовая оценка, не согласиться с которой у суда кассационной инстанции оснований не имеется. Решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права. Оснований к отмене решения по доводам жалобы не имеется. Учитывая, что суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изложенные в кассационной жалобе истца новые исковые требования, не заявлявшиеся при рассмотрении дела в суде первой инстанции, судом кассационной инстанции не рассматриваются и могут быть предметом самостоятельного иска.

Руководствуясь положениями статей 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса РФ

о п р е д е л и л а:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 августа 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу истца Колесника П.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200