Судья Щепалов С.В. № 33-3041/2011 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «14» октября 2011 года г. Петрозаводск Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия в составе: председательствующего Сильченко Р.П. судей Роговой И.В., Стракатовой З.Е. при секретаре Нуриевой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Медвежьегорская центральная районная больница» на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 20 июня 2011 года по делу по иску Багаевой С.В. к Муниципальному бюджетному учреждению «Медвежьегорская центральная районная больница», Министерству финансов Республики Карелия о взыскании компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг. Заслушав доклад судьи Роговой И.В., объяснения представителя ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Медвежьегорская центральная районная больница» Пехота А.О., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Багаева С.В. обратилась в Медвежьегорский районный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению «Медвежьегорская центральная районная больница» (далее по тексту в т.ч. МБУ «Медвежьегорская центральная районная больница», ЦРБ, Учреждение), Министерству финансов Республики Карелия (далее по тексту в т.ч. Министерство финансов РК) о взыскании компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг. Иск мотивирован тем, что Багаева С.В. работает в должности .... МБУ «Медвежьегорская центральная районная больница», имеет право на компенсацию расходов на оплату жилплощади с отоплением, однако с .... г. компенсацию не получала. Истец просила суд взыскать с ответчиков сумму компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с .... в размере .... руб. В судебное заседание истец Багаева С.В. не явилась, извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика МБУ «Медвежьегорская центральная районная больница» Крестьянникова Н.В., представитель третьего лица Администрации Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» (далее по тексту в т.ч. Администрация) Кочетков П.А. в судебном заседании возражали против иска, указывая, что льготы работникам здравоохранения в сельской местности по оплате ЖКУ предоставляются за счет субвенций из бюджета РК, и ЦРБ обязана выплачивать эти компенсации лишь при условии поступления финансирования на эти цели. Соответствующие расходы в бюджет Республики Карелия не заложены, финансирования нет, надлежащим ответчиком по иску является Министерство финансов РК. Представитель соответчика Министерства финансов РК в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представители третьих лиц Общества с ограниченной ответственностью «ТеплоМир», Общества с ограниченной ответственностью «Теплоком» не явились, извещены. Суд постановил решение о частичном удовлетворении иска. Взыскал с МБУ «Медвежьегорская центральная районная больница» в пользу Багаевой С.В. компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере .... руб. .... коп. В удовлетворении требований к Министерству финансов РК отказал. Взыскал с МБУ «Медвежьегорская центральная районная больница» в доход бюджета Муниципального образования «....» государственную пошлину в размере .... руб. .... коп. С таким решением не согласен ответчик. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и указано, что в соответствии со статьей 3.1 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» от 17.12.2004г. финансовое обеспечение социальной поддержки граждан в форме оплаты жилой площади с отоплением является расходным обязательством Республики Карелия. Расходы на оказание мер социальной поддержки производятся при условии поступления межбюджетных трансфертов, перечисленных из бюджета Республики Карелия, предусмотренных на данные цели на очередной финансовый год (пункт 6 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Медвежьегорского муниципального района). В смете учреждения не заложена расходная статья на выплату указанной компенсации. Полагают, что Учреждение не является надлежащим ответчиком по данному делу. Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. В соответствии со ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. До 01.01.2005 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа пользовались правом на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением на основании в т.ч. ст.59 ЖК РСФСР, ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Как следует из правовой позиции, обозначенной Конституционным Судом РФ в определении от 07.02.2008 N 383-О-П "По жалобе граждан А.В. Иванова и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. В соответствии с частью 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Согласно Положению о социальной поддержке отдельных категорий граждан Медвежьегорского муниципального района, утвержденному решением XXIII сессии Совета Медвежьегорского муниципального района IV созыва от 26.02.2009 № 421, специалистам муниципальных учреждений, работающим и проживающим за пределами г. Медвежьегорска, в том числе врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, осуществляется социальная поддержка в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия. Данные меры предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Постановлением Правительства РК от 27.08.2007 г. №129-П установлена социальная норма площади жилья на одного члена семьи, состоящей из четырех и более человек, - 18 кв.м. общей площади жилого помещения. Пунктом 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Медвежьегорского муниципального района, утвержденного Постановлением Администрации муниципального района от 27.05.2010 № 907, предусмотрено, что для получения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг специалисты муниципальных учреждений, работающие и проживающие за пределами г. Медвежьегорска, в том числе работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, подают заявления по месту работы на имя руководителя муниципального учреждения. Выплата компенсации производится муниципальными учреждениями Медвежьегорского муниципального района из кассы муниципального учреждения или через кредитные организации, организации федеральной почтовой связи, расположенные на территории Медвежьегорского муниципального района. Учет граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, расчет размера компенсации, прекращение выплаты компенсации производятся также муниципальными учреждениями. Как установлено судом, следует из материалов дела, ЦРБ является муниципальным бюджетным учреждением. Истец Багаева С.В. работает в должности .... .... в МБУ «Медвежьегорская центральная районная больница» с .... г., проживает по адресу: .... с семьей в составе .... человек. С ..... по .... расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно указанной льготы составляют .... руб. (содержание жилья) + .... руб. (социальный наем) + .... руб. (отопление), всего .... руб., факт невыплаты компенсации в указанной сумме не опровергнут, правильность расчета компенсации подтверждена. Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, надлежащим ответчиком является МБУ «Медвежьегорская ЦРБ» - работодатель истицы. Несостоятельными являются доводы жалобы Учреждения, ссылающегося в их обоснование на положения статьи 3.1 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» от 17.12.2004 № 827-ЗРК, согласно которой финансовое обеспечение социальной поддержки граждан в форме оплаты жилой площади с отоплением является расходным обязательством Республики Карелия, поскольку указанным Законом предусмотрена социальная поддержка специалистов государственных учреждений Республики Карелия, а не муниципальных (ст. 2 п.10 Закона). Довод жалобы об отсутствии в смете учреждения расходной статьи на выплату компенсации не является основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку право истицы на получение меры социальной поддержки предусмотрено указанными выше актами. Таким образом, отсутствуют основания для отказа истице в выплате предусмотренной компенсации и, соответственно, лишения указанного права. Иные доводы жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции, им судом дана надлежащая оценка, которую, с учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит правильной. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено. Выводы суда по делу мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными нет. При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 20 июня 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Медвежьегорская центральная районная больница» – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: