дела возникающие из публичных правоотношений



Судья Вакуленко Л.П.

№ 33-3113/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 октября 2011 г.

 г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Сильченко Р.П.

и судей Глушенко Н.О., Савина А.И.

при секретаре Золотовской Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от (...)г. по заявлению Свинцицкого А.А. об оспаривании решения Администрации Сортавальского муниципального района,

            Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., пояснения заявителя Свинцицкого А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия    

 у с т а н о в и л :

Свинцицкий А.А. обратился в суд по тем основаниям, что письмом главного специалиста отдела социальной работы Администрации Сортавальского муниципального района от (...) года было отказано в удовлетворении заявления о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Данный отказ мотивирован несоответствием семьи заявителя критериям подпрограммы:   обеспеченность площадью на одного человека, исходя из общего количества принадлежащей семье площади, превышает учетную норму обеспеченности площадью одного человека, установленную Хелюльским городским поселением - 12 кв.м., и составляет (...) кв.м. С данным решением заявитель не согласен. Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, считает, что Администрация Сортавальского муниципального района неправильно применила норму закона, поскольку определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, а не общей площади квартиры. Заключением Администрации Хелюльского городского поселения от (...)г. установлено, что обеспеченность семьи жилой площадью на одного человека составляет (...) кв.м. Указанным заключением в соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ семья заявителя признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». Свинцицкий А.А. просит суд признать отказ органа местного самоуправления незаконным, обязать Администрацию Сортавальского муниципального района принять распоряжение о включении семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

 В судебном заседании Свинцицкий А.А. заявленные требования поддержал, пояснил, что его семья состоит из 4 человек, Администрацией Сортавальского муниципального района произведен расчет уровня обеспеченности семьи заявителя исходя из общей площади жилого помещения, в общую площадь необоснованно включена площадь подвала.

            Представитель Администрации Сортавальского муниципального района в судебное заседание не явился. Ранее в судебных заседаниях представитель по доверенности Назарова Л.А. против удовлетворения заявления возражала, пояснила, что сведения о нуждаемости молодой семьи Свинцицких в улучшении жилищных условий проверялись на соответствие их требованиям ст. 51 ЖК РФ, основания для признания семьи заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий отсутствуют, так как на каждого члена семьи приходится (...) кв.м., что превышает учетную норму; расчет обеспеченности произведен исходя из суммарной общей площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи.

            Представитель Администрации Хелюльского городского поселения в судебное заседание не явился, извещен о дне и месте слушания дела.

 Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от (...)г. заявление оставлено без удовлетворения.  

С данным решением не согласен заявитель Свинцицкий А.А., просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование жалобы указывает, что его семья полностью соответствует требованиям, установленным пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их ис­пользования. Заключением Администрации Хелюльского городского поселения его семья признана нуждающейся в жилом помещении, обеспеченность площадью на одного человека не превышает установленной учетной нормы. Считает, что данное заключение соответствует ст. 51 ЖК РФ, никем не оспорено и не отменено. Довод суда о том, что площадь подвального помещения является частью жилого помещения, противоречит ст. 16 ЖК РФ, со­гласно которой подвал не является частью квартиры, и не является жилым помещением.

Администрацией Сортавальского муниципального района представлены возражения на кассационную жалобу, с жалобой истца не согласны, просят оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

            Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

   Ст. 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Как усматривается из материалов дела, семья заявителя состоит из 4-х человек: Свинцицкий А.А., (...) года рождения, (...), (...) года рождения, дочь (...), (...) года рождения, и сын (...), (...) года рождения. Брак между Свинцицким А.А. и (...) заключен (...)г. Семья проживает по адресу (...).    

Заключением Администрации Хелюльского городского поселения (...) от (...)г. установлена обеспеченность площадью на одного члена семьи заявителя (...) кв.м. Этим же заключением молодая семья Свинцицких в соответствии с  п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ признана нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.   

(...) года Свинцицкий А.А. обратился в Администрацию Сортавальского муниципального района с заявлением о включении его семьи в состав участников вышеуказанной подпрограммы.

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ  № 1050 от 17.12.2010 года, в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, предусматривает в своем составе подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

   В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правил), в рамках реализации подпрограммы, пункт 6, участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п.7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании п.п. 7, 17 Правил Администрация Сортавальского муниципального района провела проверку сведений, содержащихся в представленных заявителем документах. В ходе проверки было установлено, что заявитель Свинцицкий А.А. является собственником (...) доли в праве общей долевой собственности на (...) квартиру с подвалом, общей площадью (...) кв.м., в том числе жилой - (...) кв.м., расположенной по адресу: (...), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (...) от (...)г. В техническом паспорте указана общая площадь квартиры (...) кв.м., с учетом подвального помещения  - (...) кв.м. В собственности супруги заявителя (...) находится (...) неблагоустроенная квартира по адресу: (...). Общая площадь квартиры (...) кв.м., жилая - (...) кв.м.

  В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

            В ходе проведения контроля сведений, представленных заявителем, Администрация Сортавальского муниципального района произвела расчет обеспеченности площадью на одного человека исходя из суммарной общей площади жилых помещений, принадлежащих всем членам семьи (площадь квартиры (...) (...) + площадь квартиры пропорционально доле Свинцицкого А.А. (...) (...) кв.м. : 4) = (...) кв.м.) Таким образом, обеспеченность на одного человека составила (...) кв.м.

  Решением Комиссии, уполномоченной принимать решение о признании молодых семей участниками подпрограммы в Сортавальском муниципальном районе, молодой семье Свинцицких отказано в праве являться участницей подпрограммы, о чем сообщено в письме от (...)г. (...). Причиной отказа послужила обеспеченность площадью на одного человека свыше учетной нормы, установленной решением Совета Хелюльского городского поселения от (...)г., в размере 12 кв.м.

   Признавая указанное решение обоснованным и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к  правильному выводу о том, что для определения нуждаемости граждан в жилых помещениях жилищное законодательство исходит из обеспеченности граждан общей площадью жилых помещений, а не жилой площадью. Площадь подвального помещения включена в общую площадь квартиры, собственником (...) доли которой является заявитель. В силу ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Жилое помещение вместе с подвалом передано в собственность заявителя и членов его семьи в порядке приватизации, используется как вспомогательное помещение для бытовых нужд. Данный подвал является собственностью Свинцицких, не относится к общему имуществу жилого дома (...), не относится к помещениям общего пользования дома, и предназначен для обслуживания только одного помещения- квартиры (...). При таких обстоятельствах заключение Администрации Хелюльского городского поселения за (...) от (...) года о признании молодой семьи Свинцицкого А.А. нуждающейся в жилом помещении с  целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей»    не может быть признано правомерным.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы, которые были предметом исследования в суде первой инстанции и мотивированно опровергнуты в судебном решении, не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от (...) года по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя  - без удовлетворения. 

Председательствующий:          

                             

      Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200