прочие исковые



Судья Баранова Т.В.                                                                                    №33-3176 /2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 октября 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

       в составе: председательствующего Королевой С.В.,

       судей  Леоновой Л.П., Сыромятникова А.В.

       при секретаре Климовиче С.В.

             рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 1 сентября 2011 года по заявлению Карельского транспортного прокурора Республики Карелия к автономному учреждению Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» о признании деятельности не соответствующей требованиям федерального законодательства, возложении обязанности совершить определенные действия, Министерству экономического развития Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия.

                   Заслушав доклад судьи Леоновой Л.П., объяснения представителя  автономного учреждения Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск»- Степановой Е.Г., Министерства экономического развития Республики Карелия – Черечукиной Т.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Карельской транспортной прокуратуры Республики Карелия –Ночовного А.Ю.,   возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

                    Иск заявлен по тем основаниям, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено неисполнение автономным учреждением Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» (далее - АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» и Учреждение) требований федерального законодательства, регламентирующих обеспечение авиационной безопасности в международных аэропортах, в части передачи на основании возмездного договора под охрану границ территории (периметра) международного аэропорта «Петрозаводск» подразделению вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Просили признать деятельность Учреждения несоответствующей требованиям федерального законодательства, регламентирующего обеспечение авиационной безопасности в сфере деятельности авиации, и возложить на Учреждение обязанность передать под охрану на основании возмездного договора границы территории (периметр) международного аэропорта «Петрозаводск» подразделению вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

                   Определением Прионежского районного суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство экономического развития Республики Карелия (далее - Министерство), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерство финансов Республики Карелия.

                     Впоследствии прокурор требования уточнил, просил возложить на Министерство обязанность совершить действия по внесению соответствующих дополнений в выданное АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» задание, в части выполнения действий, связанных с передачей на основании возмездного договора под охрану подразделению вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации территории международного аэропорта «Петрозаводск», в границах (периметре) земельного участка общей площадью (...) кв.м, на котором расположены объекты инфраструктуры аэропорта «Петрозаводск», и совершить действия, направленные на финансовое обеспечение его выполнения. Заявленные требования к АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» поддержал.

                                              Представители ответчика АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» - Степанова Е.Г., Котков С.Н., действующие по доверенностям, заявленные требования не признали, пояснили о том, что, не оспаривая наличия таковой обязанности, Учреждение не сможет выполнить требования законодательства об охране периметра аэропорта из-за отсутствия финансирования на указанные цели.

                    Представители Министерства экономического развития Республики Карелия- Черечукина Т.В. и Колодин А.И., действующие по доверенностям, требования истца к Министерству не признали, указали, что включение в государственное задание АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» выполнение действий по передаче под охрану при органах внутренних дел Российской Федерации противоречит нормам законодательства, определяющим порядок формирования государственного задания, так как указанные действия не являются услугами Учреждения.

                  Представитель Министерства финансов Республики Карелия в судебное заседание не явился, согласно поступившему отзыву просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

                  Суд заявленные требования удовлетворил. Признал деятельность автономного учреждения Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» не соответствующей требованиям федерального законодательства, регламентирующего обеспечение авиационной безопасности в сфере деятельности авиации. Обязал автономное учреждение Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» передать под охрану на основании возмездного договора территории (периметр) международного аэропорта «Петрозаводск» подразделению вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Взыскал с автономного учреждения «Аэропорт «Петрозаводск» государственную пошлину в доход бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия в размере (...) рублей. В удовлетворении требований к Министерству экономического развития Республики Карелия отказал.

                  С решением суда не согласен ответчик АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск». В кассационной жалобе указывает на отсутствие условий и технического оснащения (в том числе ограждения аэропорта) для надлежащей охраны Отделом вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Петрозаводску, а также на отсутствие возможности получения денежных средств в объеме, установленном Отделом вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по г. Петрозаводску в размере 7200000 рублей в год, поскольку суд отказал в удовлетворении требований, предъявленных к Министерству экономического развития Республики Карелия, являющемуся учредителем АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск». Кроме того, к участию в судебном разбирательстве необходимо было привлечь войсковую часть, расположенную на территории гарнизона Бесовец, к которой прилегает ограждение (периметр), находящееся в ведомстве Учреждения.

                   В возражениях на кассационную жалобу истец указывает, что контрактом, заключенным между АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» и Отделом вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Петрозаводску, не предусмотрена круглосуточная охрана границ территории (периметра) международного аэропорта «Петрозаводск». Следовательно, не исполняются требования федерального законодательства, регламентирующего обеспечение авиационной безопасности в международных аэропортах в части передачи на основании возмездного договора под охрану границ территории международного аэропорта «Петрозаводск» подразделению вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Полагает, что вопросы взаимодействия между АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» и его учредителем –Министерством экономического развития Республики Карелия, в том числе в части обеспечения исполнения решения суда, выходят за рамки рассматриваемого дела. Просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее - ВК РФ), пунктами 1.3.2, 1.3.3, 1.3.4 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных и введенных в действие приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 № 98, международным аэропортом является комплекс сооружений, включающий в себя аэродром (участок земли с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля.

В соответствии со ст. 83 ВК РФ под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в ее деятельность, то есть защищенности от противоправных действий (бездействий), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавших угрозу наступления таких последствий.

В соответствии с указанной статьей ВК РФ и пункта 8 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 18.04.2008 № 62, авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел.

Согласно ст. 84 ВК РФ обеспечение авиационной безопасности возлагается на лиц, осуществляющих прием, отправку или обслуживание воздушного судна, которые обязаны принимать соответствующие меры по обеспечению авиационной безопасности, в том числе предотвращать доступ посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома, реализовывать меры противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Пунктом 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №42 от 01.02.2011, установлено, что охрана границ территории (периметра) международных аэропортов осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

            Материалами дела установлено, что АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» создано Распоряжением Правительства Республики Карелия от 24.04.2009  № 141р-П.

В соответствии с п. 3.2 Устава Учреждения основным видом деятельности АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» является управление аэропортами, в том числе осуществление аэропортовой деятельности в аэропорту «Петрозаводск» и обеспечение авиационной безопасности как одного из ее видов.

Распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 23.06.2009 № 730-р по акту приема-передачи в оперативное управление АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» переданы объекты инфраструктуры аэропорта «Петрозаводск», расположенные на земельном участке общей площадью (...) кв.м с кадастровым номером (...) (...).

АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» осуществляет аэропортовую деятельность на основании единого Сертификата соответствия ФАВТ (...).(...) от (...), сроком действия до (...) года.

В соответствии с Сертификатом соответствия ФАВТ (...) от (...) сроком действия до (...), Учреждение осуществляет деятельность по обеспечению авиационной безопасности.

Указанная выше аэропортовая деятельность осуществляется Учреждением в аэропорту «Петрозаводск» на аэродроме совместного базирования «Бесовец», зарегистрированном в Государственном реестре международных аэропортов и аэропортов федерального значения Российской Федерации.

На основании распоряжения Совета министров СССР от 12.07.1990 №1101 аэропорт «Петрозаводск» открыт для осуществления международных полетов.

Судом установлено, что в настоящее время в соответствии с п. п. 1.1, 2.3 Государственного контракта на оказание услуг физической охраны имущества от 27.12.2010 № 10834, заключенного между АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» - заказчиком и Отделом вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Петрозаводску - исполнителем, последний принимает на себя обязательства по осуществлению пропускного и внутри объектового режимов и осуществлению физической охраны материальных ценностей Заказчика, находящихся на территории АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», расположенного по адресу: (...), (...) Аэропорт (объект) путем выставления одного внутреннего поста, на котором несет службу один сотрудник в период времени (...).

Учитывая, что в настоящее время АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» не заключен возмездный договор о передаче под охрану границ территории (периметра) международного аэропорта «Петрозаводск» подразделению вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования Карельской транспортной прокуратуры.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии возможности обеспечения исполнения требований закона (в том числе отсутствии финансирования), а также о необходимости привлечения к участию в деле войсковой части, расположенной на территории гарнизона Бесовец, не могут быть признаны состоятельными, поскольку не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения.

АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» является надлежащим ответчиком, так как именно на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры возложена обязанность по охране аэропортов и объектов их инфраструктуры, в соответствии с п. 3 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 01.02.2011.

Другие изложенные в жалобе доводы были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, которая разделяется судебной коллегией.

 Коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оно соответствует установленным обстоятельствам и требованиям закона. Правовых оснований для его отмены не имеется.

 Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

                   Решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 1 сентября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика автономного учреждения Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск»  - без удовлетворения.

                     Председательствующий:                                                       

                     Судьи:

Деперсонификацию выполнил помощник судьи

 ____________________ (Сафронова О.П.)_____ _________________ 2011 г.

«Согласовано» судья Верховного Суда РК

____________________ (Леонова Л.П.) _____ _________________ 2011 г.

«Разместить на сайте» судья Верховного Суда РК

____________________ (Королева С.В.) ______ _________________ 2011 г.


-32300: transport error - HTTP status code was not 200