Судья Черонко Е.В. № 33–3245/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «01» ноября 2011 года г. Петрозаводск Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе: председательствующего Фаткуллиной Л.З. судей Стракатовой З.Е. и Гельфенштейна В.П. при секретаре Сидорове А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Венустовой Н.И. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 сентября 2011 года по Венустовой Н.И. к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства Республики Карелия об обязании совершить действия. Заслушав доклад судьи Гельфенштейна В.П., объяснения истицы Венустовой Н.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Венустова Н.И. обратилась в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства Республики Карелия по тем основаниям, что она (...) проработала в г. Петрозаводске - районе, приравненному к Крайнему Северу, имеет благодарности, поощрения за добросовестный труд, звание Ветеран труда РФ, при этом квартирой она обеспечена не была. На протяжении (...) лет проживала в (...) в съемной квартире. Истица состоит в льготной очереди, как пенсионер, на получение жилищного сертификата для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В (...) в Министерстве строительства РК ей сообщили, что номер ее очереди - (...). В (...) года истица была приглашена в мэрию г. Петрозаводска, куда представила нотариально заверенное заявление на получение жилищного сертификата, ее заверили, что она включена в программу обеспечения жильем в (...) году. В (...) году сообщили, что очередь стала сводной под номером (...), и всего за это время выдано 25 жилищных сертификатов. В (...) года по приглашению Управления жилищного хозяйства г. Петрозаводска истица вновь представила нотариально заверенное заявление на получение жилищного сертификата, где ей было сообщено, что порядковый номер ее очереди - (...). Просила суд обязать ответчиков выдать ей жилищный сертификат для получения жилья в г. (...) с обеспечением денежного эквивалента сертификата в размере 100 % от средней рыночной стоимости одного кв. м общей жилой площади с учетом подлежащей ей выплате компенсации морального вреда. В судебном заседании истица иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила взыскать компенсацию морального вреда в сумме (...) руб. Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Бондаренко М.О. иск не признала, пояснила, что по состоянию на (...) г. в Администрации на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ, состоит (...) семьи, первая из которых написала заявление о предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в январе 1997 года. Среди них (...) семей имеют в своем составе граждан, признанных инвалидами 1 и 2 группы, а также инвалидов с детства, которые имеют преимущественное право на предоставление указанной субсидии на основании ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ. На основании личного заявления от (...) г. и по рекомендации городской жилищной комиссии от (...) г. Венустова Н.И. поставлена Администрацией на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ. По состоянию на (...) г. номер учетной записи - (...). Преимущественного права на предоставление жилищной субсидии в соответствии с указанным Федеральным законом Венустова Н.И. не имеет, доказательств в обоснование своих доводов в суд не представила. Представитель Министерства строительства РК Черепова И.С. в судебном заседании право истицы на получение государственного жилищного сертификата не оспаривала, пояснив, что с учетом очереди истицы в списках граждан, желающих получить сертификат, а также размеров финансирования из федерального бюджета на указанные цели у истицы отсутствуют основания полагать, что ее право на получение жилищного сертификата нарушено. Решением суда в иске отказано. С решением суда не согласна истица, в кассационной жалобе просит вынести новое решение или направить дело на новое рассмотрение. В жалобе указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» она подтвердила переезд из района, приравненного к Крайнему Северу. В (...) истица встала в льготную очередь, как пенсионерка, на получение жилищного сертификата гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей № 40. В соответствии с письмами Министерства строительства РК и Правительства РК ее включили вместо льготной очереди в сводную и сообщили номера сводной очереди по годам: (...) году № (...), выдан 1 сертификат; в (...) году № (...), выдано 11 сертификатов; в (...) году № (...), выдано 9 сертификатов; в (...) году № (...), выдано 11 сертификатов; в (...) году № (...). В результате неправового решения по улучшению жилищных условий и умышленно грубого нарушения в корыстных целях Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ с 2007 по 2009 год не льготникам улучшены жилищные условия 112 семьям, льготникам 12 семьям; с 2009 по 2010 не льготникам улучшены жилищные условия 63 семьям, льготникам 9 семьям. Истица считает, что у нее вторая льготная очередь по предоставлению жилищных субсидий (граждан, выезжающих из городов и поселков с полярных станций в очереди нет), ее общий трудовой стаж (...) года. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В статье 1 указанного закона установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ установлена очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона; в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственный жилищный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья. Предоставление жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений гражданам указанной категории осуществляется путем выдачи сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы. В соответствии с указанной подпрограммой сертификаты выдаются в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год. На основании п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее Правила), орган местного самоуправления до 01 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным п. 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены полномочия по предоставлению сертификатов. Указанный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники программы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется в соответствии с очередностью, установленной с учетом положений ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ. Указом Главы Республики Карелия от 20.06.2005 г. № 48 организация работы по реализации на территории Республики Карелия указанного Федерального закона, постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 305 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающих (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возложена на Министерство строительства Республики Карелия. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Венустова Н.И. с (...) по (...) работала на различных должностях в г. Петрозаводске, в районе, приравненном к районам Крайнего Севера. Имеет благодарности, поощрения за добросовестный труд, звание «Ветеран труда» Российской Федерации. На протяжении последних (...) лет истица проживала в г. (...) в съемной квартире по адресу г. (...). При этом за период работы в г. Петрозаводске истица квартирой обеспечена не была, другого жилья для постоянного проживания на территории Российской федерации не имеет. В соответствии с ФЗ № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» истица с (...) г. состоит в очереди на получение жилищного сертификата для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на (...) г. номер учетной записи - (...). При таких обстоятельствах, подвергнув анализу законодательство, подлежащее применению, оценив все представленные доказательства в их совокупности, тщательно исследовав все материалы дела, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях ответчиков нарушений прав истицы на получение жилищного сертификата, оснований не согласиться с которым судебная коллегия не усматривает. Иные доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены состоявшегося судебного решения по вышеизложенным основаниям. Решение суда постановлено в соответствии с требованиями законодательства, оно соответствует доказательствам, имеющимся в деле, требованиям ст.ст. 56, 198 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 сентября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Венустовой Н.И. - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: