Судья Костина В.А. № 33–3200/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «28» октября 2011 года г. Петрозаводск Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе: председательствующего Фаткуллиной Л.З. судей Коваленко С.В. и Гельфенштейна В.П. при секретаре Варламовой В.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Кондопожского городского поселения Республики Карелия на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 16 сентября 2011 года по иску прокурора Кондопожского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кондопожского городского поселения Республики Карелия, Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки. Заслушав доклад судьи Гельфенштейна В.П., объяснение прокурора Соболевой Ю. В., возражавшей против доводов кассационной жалобы, представителя ответчика – Министерства по природопользованию и экологии РК Бочинского О. А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Прокурор Кондопожского района РК в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Администрации Кондопожского городского поселения по следующим основаниям. В ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о природопользовании и охране окружающей среды выявлено нарушение: около дороги, ведущей из города (...)», в границах территории Кондопожского городского поселения, обнаружено несанкционированное размещение бытовых и иных отходов. Администрацией Кондопожского городского поселения не принимаются меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки. Несоблюдение федерального законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде. Прокурор просил обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную около дороги, ведущей из города (...) и имеющую координаты на местности: (...). Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчика Министерство по природопользованию и экологии РК, а также администрация Кондопожского муниципального района в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, пояснил, что несанкционированная свалка бытовых отходов и иных отходов размещена в границах Кондопожского городского поселения в (...), установить лиц, разместивших эти отходы, не представилось возможным. В силу требований законодательства обязанности по ликвидации свалки должны быть возложены на Администрацию Кондопожского городского поселения. Договоры аренды, иные договоры по использованию данного земельного участка не заключались, земельный участок в собственность юридических и физических лиц не передавался, не относится к землям лесного фонда. Представитель Администрации Кондопожского городского поселения Яковлев А.А. иск не признал, не оспаривал факт наличия несанкционированной свалки. Полагал, что не определен земельный участок, на котором располагается свалка, отсутствуют характеристики земельного участка. Прокурором не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих то обстоятельство, что земельный участок не предоставлен в собственность либо в пользование юридических или физических лиц. Представитель Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Величко Д.С. иск не признал, пояснил, что несанкционированная свалка расположена вне земель лесного фонда. Третье лицо Администрация Кондопожского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени судебного разбирательства извещена. Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал Администрацию Кондопожского городского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке в г. Кондопога (...)) около дороги, ведущей (...), и имеющей координаты на местности: (...) В иске к Министерству по природопользованию и экологии РК отказано. С решением суда не согласна Администрация Кондопожского городского поселения, в кассационной жалобе просит его отменить. В жалобе указывает, что в соответствии со ст. 11.1. Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости, и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Акты, представленные прокуратурой в суд, не основываются на данных кадастра, участок со свалкой определялся по долготе и широте с помощью навигатора, соответственно акты не имеют привязки к кадастру и по ним не представляется возможным определить наличие или отсутствие собственника или другого пользователя. Администрация Кондопожского городского поселения не является уполномоченным органом по распоряжению земельными ресурсами, соответственно документы, касающиеся земельных участков, в администрации отсутствуют. Кроме того, в судебном заседании было установлено, что данные земельные участки (...) эксплуатируются различными организациями. Соответственно пользователи обязаны надлежащим образом содержать предоставленные им земельные участки. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, (...) прокуратурой Кондопожского района была проведена выездная проверка на предмет соблюдения на территории Кондопожского городского поселения законодательства о природопользовании и охране окружающей среды. В результате проведенной проверки установлено, что около дороги, ведущей из города (...) расположена несанкционированная свалка размером примерно 30х30м., координаты места свалки: (...). Указанное обстоятельство никем не оспаривалось и подтверждено материалами дела. В статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено и в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В статье 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) указано, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Согласно со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с указанными нормами закона судом правомерно определено, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Кондопожского городского поселения РК, поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, лица, виновные в образовании свалки, не установлены, а Администрация муниципального образования в силу ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязана организовать деятельность по работе с отходами на территории муниципального образования, суд правомерно обязал Администрацию Кондопожского городского поселения РК ликвидировать несанкционированную свалку. Решение суда постановлено на доказательствах, исследованных в судебном заседании. Судом дана надлежащая правовая оценка этим доказательствам. Доводы кассационной жалобы о наличии непосредственных виновников образования несанкционированной свалки не подтверждаются объективными доказательствами. При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется. Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 16 сентября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Кондопожского городского поселения - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: