Прочие исковые



Судья Евтушенко Д.А.                                                                                                    №33-3347/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Королевой С.В.

судей Леоновой Л.П., Савина А.И.

при секретаре Климовиче С.В.

           рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 29 сентября 2011 года по искам Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, администрации Ведлозерского сельского поселения о понуждении к совершению действий.

Заслушав доклад судьи Леоновой Л.П., объяснения прокурора Соболевой Ю.В., поддержавшей доводы кассационного представления, представителя ответчика Министерства по природопользованию и экологии РК - Бочинского О.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор, ссылаясь на результаты проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, основываясь на нормах Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Лесного кодекса РФ и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 №414, обратился в суд с исками к администрации Ведлозерского сельского поселения и Министерству по природопользованию и экологии РК о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Койвусельского участкового лесничества в квартале (...) выдел (...) и квартале (...) выдел (...).

Определением суда от 14.09.11 гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор Абрамов Е.В. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика - Глава администрации Ведлозерского сельского поселения Ефремов В.В. возражал против удовлетворения исковых требований, обращая внимание на то, что земли, на которых находятся свалки, хотя и расположены на территории поселения, но относятся к землям лесного фонда.

Представитель ответчика - Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В отзыве указал на необоснованность требований о возложении на государственный орган обязанности по ликвидации свалок, поскольку предоставление на эти цели субвенций из федерального бюджета не предусмотрено.

Решением суда заявленные требования удовлетворены частично. Суд обязал администрацию Ведлозерского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные на территории Койвусельгского участкового лесничества в квартале (...) выдел (...) и квартале (...) выдел (...). В удовлетворении исковых требований к Министерству по природопользованию и экологии РК отказал.

В кассационном представлении прокурор просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований к Министерству по природопользованию и экологии РК отменить и принять новое решение о полном удовлетворении требований прокурора, не передавая дело на новое рассмотрение. В обоснование указывает на то, что не только администрация Ведлозерского сельского поселения, но и Министерство по природопользованию и экологии РК должны принять меры по ликвидации несанкционированных свалок.

В отзыве на кассационное представление прокурора администрация Ведлозерского сельского поселения указывает на ошибочность вывода о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок только на администрацию Ведлозерского сельского поселения, поскольку участки, на которых расположены несанкционированные свалки, относятся к лесному фонду. Осуществление полномочий в области лесных отношений на землях лесного фонда, в том числе обеспечение охраны и защиты, осуществляют органы государственной власти РФ на основании ст. 83 Лесного кодекса РФ. Следовательно, Министерство по природопользованию и экологии РК должно нести ответственность за ликвидацию несанкционированных свалок солидарно с администрацией Ведлозерского сельского поселения.

В отзыве на кассационное представление прокурора Министерство по природопользованию и экологии РК просит оставить решение без изменения, так как считает его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что в ходе осмотра, проведенного сотрудником ГУ РК «Пряжинское центральное лесничество», на территории Койвусельгского участкового лесничества на землях лесного фонда в квартале (...) выдел (...) и в квартале (...) выдел (...) были обнаружены свалки бытового мусора на площади соответственно (...),(...) и (...) га, о чем были составлены акты о лесонарушении от 24.06.2001 и 17.06.2011.

В статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Факт существования на территории Ведлозерского сельского поселения на указанных выше землях несанкционированных свалок бытовых отходов ответчиками не оспорен. Сведений о предоставлении указанных лесных участков в аренду не имеется.

С учетом установленных обстоятельств, анализа вышеприведенных норм закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленных к администрации Ведлозерского сельского поселения требований о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в квартале 108 выдел 15 и в квартале 122 выдел 5,29 Койсвульгского участкового лесничества, и правомерно удовлетворил их.

Решение суда в данной части сторонами не оспаривается, и правовых оснований для его отмены в этой части не имеется.

В то же время судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что нет оснований для возложения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на Министерство по природопользованию и экологии РК.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, участки, на которых расположены несанкционированные свалки, относятся к лесному фонду.

 В силу п.4 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

В соответствии со ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Статья 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. № 414 (далее-Правила), предусматривает, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Согласно подпункту «б» части 3 Правил санитарно-оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, согласно Положению о данном органе, утвержденному Постановлением Правительства РК от 6.10.2010 № 206-П, является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды, а также по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов Республики Карелия в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.

Вышеуказанным Положением также предусмотрена компетенция данного органа по охране и защите лесов на землях лесного фонда.

Таким образом, Министерство по природопользованию и экологии РК, наряду с администрацией Ведлозерского сельского поселения, является по данному делу надлежащим ответчиком, на которого должна быть возложена обязанность по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок.

 Позиция Министерства по природопользованию и экологии РК, заключающаяся в том, что на министерство не может быть возложена данная обязанность ввиду того, что федеральным законодательством не предусмотрено расходование средств из федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на выполнение мероприятий по ликвидации последствий загрязнения или захламленности лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, а также бытовым и строительным мусором, не может быть принята во внимание. В данном случае отсутствие в федеральном законодательстве положений, предусматривающих финансирование работ Министерства по природопользованию и экологии РК по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, не имеет правового значения.

С учетом изложенного, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на Министерство по природопользованию и экологии РК обязанности по ликвидации несакционированных свалок бытовых отходов в означенных местах Койвусельского участкового лесничества подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ (неправильное применение норм материального права). И, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, коллегия полагает возможным принять по делу в этой части новое решение об удовлетворении исковых требований, не передавая дело в суд на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 361, 362, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 29 сентября 2011 года по настоящему делу в части отказа в удовлетворении исков Карельского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству по природопользованию и экологии РК отменить. Принять в этой части новое решение об обязании Министерства по природопользованию и экологии РК в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные на территории Койвусельского участкового лесничества в квартале 108 выдел 15 и квартале 122 выдел 5,29.

 В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий: 

Судьи:

Деперсонификацию выполнил помощник судьи

 ____________________ (Сафронова О.П.) _____ _________________ 2011 г.

«Согласовано» судья Верховного Суда РК

____________________ (Леонова Л.П.)  _______ _________________ 2011 г.

«Разместить на сайте» судья Верховного Суда РК

____________________ (Королева С.В.) ______ _________________ 2011 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200