Судья Лисовская О.Б. № 33-3265/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 08 ноября 2011 г. г. Петрозаводск Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе: председательствующего Коваленко С.В., судей Переплесниной Е.М. и Глушенко Н.О., при секретаре Кузнецовой И.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истицы на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 16 сентября 2011 г. по иску Львовой А.Е. к администрации Медвежьегорского городского поселения о предоставлении жилого помещения. Заслушав доклад председательствующего, объяснения истицы и третьего лица Львовой К.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Львова А.Е. обратилась в суд с названным иском по тем основаниям, что, являясь малолетним узником и не имеющей своей жилой площади, в соответствии с Федеральным законом от 06.05.2010 № 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный законом «О ветеранах» имеет право быть поставленной на учет на льготное предоставление жилой благоустроенной площади. Ответчик отказал истице в постановке на учет на предоставление жилья со ссылкой на проживание истицы у дочери. Просила обязать ответчика поставить ее на учет как малолетнего узника для получения благоустроенного жилья, предоставить ей как малолетнему узнику жилое помещение. В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, уточнив их, просила также обязать ответчика предоставить ей жилое помещение вне очереди. Пояснила, что проживает и зарегистрирована в (...) квартире, принадлежащей на праве собственности ее дочери Львовой К.В., своего жилья не имеет, является малолетним узником, в связи с данным статусом имеет право на постановку в очереди на жилье и получение жилого помещения вне очереди. Представители ответчика Крестьянникова Н.В. и Гончарова А.В. в судебном заседании иск не признали, пояснив, что истица обращалась в администрацию Медвежьегорского городского поселения с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилья, (...) г. на заседании жилищной комиссии администрации Медвежьегорского городского поселения принято решение об отказе Львовой А.Е. в постановке на учет как несовершеннолетнего узника, поскольку в представленных документах норма площади превышает учетную норму площади. На момент рассмотрения документов истица была зарегистрирована одна; Львова К.В. (собственник жилого помещения) зарегистрировалась (...) г., что указывает на совершение действий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации). Третье лицо Львова К.В. в судебном заседании поддержала заявленные истицей требования, полагая их подлежащими удовлетворению, пояснив, что истица является ее матерью, не имеет своего жилого помещения, зарегистрирована и проживает в квартире, принадлежащей Львовой К.В. на праве собственности, по адресу: г. (...), ул. (...), д. (...), кв. (...). Суд отказал в удовлетворении иска. С таким решением не согласна истица. В кассационной жалобе поставила вопрос об отмене решения суда и указала, что суд, применив учетную норму площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых посещениях в размере 10 кв.м, не учел положения статьи 23.2 Закона Российской Федерации «О ветеранах», устанавливающие общую площадь жилья в 36 кв.м. Судом не принято во внимание проживание истицы в чужой квартире у дочери, являющейся инвалидом по психиатрическому заболеванию, что исключает совместное проживание. Наличие жилой площади у третьих лиц никакого значения для рассмотрения дела не имеет. В возражениях относительно кассационной жалобы ответчик выразил несогласие с доводами жалобы, полагает решение суда не подлежащим отмене. Дочь истицы Львова К.В. имеет в собственности еще одну квартиру, расположенную по другому адресу и полученную в связи с заболеванием. Необходимым условием для предоставления жилого помещения является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, каковой истица не является. Ссылка в кассационной жалобе на статью 23.2 Федерального закона «О ветеранах» несостоятельна, поскольку норма общей площади в размере 36 кв.м указана для применения при предоставлении жилого помещения, а не для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Судом установлено, что Львова А.Е. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно, имеет удостоверение, подтверждающее право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, проживает в благоустроенном жилом помещении общей площадью (...) кв.м по адресу: (...), г. (...), ул. (...), д. (...), кв. (...), собственником которого является ее дочь Львова К.В. Письмом администрации от (...) № (...) истице отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с непредставлением документов, подтверждающих право состоять на учете, поскольку учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет составила более 10 кв.м общей площади на одного человека. Проанализировав нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 49, 50, 51) и Федерального закона «О ветеранах» (статьи 14, 15, 23.2) в совокупности, исследовав представленные доказательства, суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку Львова А.Е. не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях и, соответственно, быть поставленной на учет в качестве таковой, что является обязательным для предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем. Для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях суд правильно руководствовался учетной нормой площади, установленной органом местного самоуправления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах»), решением Совета Медвежьегорского городского поселения XXI сессии I созыва от 22.06.2007 № 102 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения», в размере 10 кв.м общей площади на одного человека. Доводы жалобы о необходимости применения размера общей площади жилья в 36 кв.м основаны на неправильном толковании норм права, поскольку статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» данный размер установлен для объема средств, выделяемых на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению соответствующих мер социальной поддержки и предусматриваемых в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации. Доводы жалобы о невозможности совместного проживания с дочерью, являющейся инвалидом по психиатрическому заболеванию, не являются основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку не влияют на принятое по делу правильное по существу решение. Судом обоснованно также учтено получение третьим лицом, дочерью истицы Львовой К.В., в собственность иного жилого помещения, в котором она была зарегистрирована до обращения истицы в администрацию Медвежьегорского городского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилья. При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Доказательства, на которые сослались стороны в обоснование своих требований и возражений на них, судом исследованы и им дана надлежащая оценка. Оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 16 сентября 2011 г. по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу истицы - без удовлетворения. Председательствующий Судьи