прочие исковые



Судья Костина В.А.                             № 33-3356/2011 г.

 

    КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«11» ноября 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Сильченко Р.П.

судей Роговой И.В., Глушенко Н.О.

при секретаре Сосновской О.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Администрации Кондопожского городского поселения на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 21 сентября 2011 года по делу по иску прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кондопожского городского поселения, Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «Кондопожское ДРСУ», Министерству по природопользованию и   экологии Республики Карелия о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку.

Заслушав доклад судьи Роговой И.В., объяснения прокурора Соболевой Ю.В., возражавшей по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кондопожский городской суд Республики Карелия с исковым заявлением к Администрации Кондопожского городского поселения о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку бытовых и иных отходов по тем основаниям, что прокурорской проверкой соблюдения требований природоохранного законодательства выявлено нарушение: при въезде в г. .... вдоль старой автодороги .... в .... метрах от перекрестка в районе автомобильного моста трассы .... обнаружена несанкционированная свалка размером примерно .... метров. Размещение несанкционированной свалки повлекло за собой загрязнение окружающей природной среды, а в дальнейшем может повлечь иные тяжкие последствия, что нарушает права и интересы населения.

Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчиков ГУП РК «Кондопожское ДРСУ» и Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.

В судебном заседании помощник прокурора Кондопожского района Большаков В.Н. заявленные требования о ликвидации несанкционированной свалки поддержал, пояснил, что несанкционированная свалка бытовых и иных отходов размещена в границах .... городского поселения, уточнил ее координаты на местности. Пояснил, что установить лиц, разместивших эти отходы, не представилось возможным. В силу требований законодательства обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на Администрацию Кондопожского городского поселения. Дополнил, что в результате проведенной совместно с руководителем отдела архитектуры, градостроительства и землеустройства Администрации .... муниципального района проверки на основании имеющихся документов не установлено арендатора или иного пользователя в отношении земельного участка, на котором расположена указанная свалка, договоры аренды, иные договоры по использованию земельного участка не заключались, земельный участок в собственность юридических и физических лиц не передавался. Земельный участок не относится к землям лесного фонда.

Представитель ответчика Администрации Кондопожского городского поселения Яковлев А.А., действующий на основании доверенности, иск не признал, не оспаривал факт наличия несанкционированной свалки. Полагал, что прокурором не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих то обстоятельство, что земельный участок не предоставлен в собственность либо в пользование юридических или физических лиц.

Представитель ГУП РК «Кондопожское ДРСУ» Енькова О.С., действующая на основании доверенности, иск не признала, ссылаясь на то, что указанная в иске свалка находится за пределами территории, которая входит в состав автодороги, данный участок дороги не обслуживается предприятием.

Представитель Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Величко Д.С., действующий на основании доверенности, иск не признал, в обоснование правовой позиции пояснил, что несанкционированная свалка расположена вне земель лесного фонда.

Суд постановил решение об удовлетворении иска к Администрации Кондопожского городского поселения. Обязал Администрацию Кондопожского городского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке в г. .... (кадастровый квартал № ....) вдоль старой автодороги ....-...., указав координаты на местности. В иске к Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «Кондопожское ДРСУ» и Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия отказал.

С таким решением суда не согласен ответчик Администрация Кондопожского городского поселения. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда. В обоснование доводов кассационной жалобы, ссылаясь на ст. 11.1. ЗК РФ, ч.7 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», указывают, что акты, представленные прокуратурой в суд, не основываются на данных кадастра, участок со свалкой определялся по долготе и широте с помощью навигатора, акты не имеют привязки к кадастру и по ним не представляется возможным определить наличие или отсутствие собственника или другого пользователя земельного участка. Администрация Кондопожского городского поселения не является уполномоченным органом по распоряжению земельными ресурсами, документы, касающиеся земельных участков, в Администрации отсутствуют.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.ст.42, 58 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. В силу ст.13 Земельного кодекса РФ собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, захламления земель.

В силу требований ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу п.4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. (п.4 ч.1 ст.11, п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ст.1 Закона РК от 01.11.2004г. №813-ЗРК "О городских, сельских поселениях в Республике Карелия" в состав Кондопожского городского поселения входят город Кондопога, поселок Березовка, входящие в состав города Кондопоги деревня Сюрьга, разъезд Нигозеро.

Распоряжением Правительства РК от 12.11.2007г. №392 р-П органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия рекомендовано разработать и принять муниципальные правовые акты по вопросам обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; разработать и утвердить графики ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, определять в договорах на предоставление земельных участков обязанность землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков по уборке территории земельного участка и вывоза бытового мусора.

В силу п.п.19,20 ст.7 Устава Кондопожского городского поселения к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории городского поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах поселения.

Из установленных судом обстоятельств и материалов дела следует, что .... года Прокуратурой Кондопожского района была проведена выездная проверка на предмет соблюдения законодательства о природопользовании и охране окружающей среды в границах территории .... городского поселения.

В ходе данной проверки на земельном участке в г. .... (кадастровый квартал № ....) при въезде в г. .... вдоль старой автодороги ....-.... в .... метрах от перекрестка в районе автомобильного моста трассы .... обнаружено место несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (свалка) размером ....

Как установлено судом, лица, разместившие отходы, установлены не были, и сведений о предоставлении земельного участка, на котором обнаружена свалка, в собственность, в аренду или в пользование юридическим либо физическим лицам, не имеется, земельный участок, на котором расположена свалка, не входит в состав земель лесного фонда. Администрацией не представлено суду доказательств, опровергающих указанные обстоятельства и выводы суда.

С учетом установленных обстоятельств и собранных доказательств, суд пришел к верному выводу о том, что, поскольку свалка бытовых и иных отходов находится в границах городского поселения и виновные в образовании свалки лица не установлены, обязанность по ликвидации указанного объекта лежит на органе местного самоуправления Кондопожского городского поселения.

Подвергнув анализу приведенное законодательство, суд обоснованно возложил на Администрацию Кондопожского городского поселения как на надлежащего ответчика по делу обязанность принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.

Решение суда первой инстанции основано на доказательствах, исследованных в судебном процессе, им дана соответствующая оценка, в решении суда указаны нормы права, которыми суд руководствовался при удовлетворении исковых требований.

Доводы кассационной жалобы, касающиеся обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу, являлись предметом судебного рассмотрения. Эти доводы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 57 Гражданского процессуального кодекса РФ, и поэтому не могут служить поводом к отмене решения.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 21 сентября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Администрации Кондопожского городского поселения - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200