прочие исковые



Судья Костина В.А.                                                                                                       № 33-3355/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Рочевой Е.С.,

судей Сыромятникова А.В., Коваленко С.В.,

при секретаре Варламовой В.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Кондопожского городского поселения на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 22 сентября 2011 года по делу по иску прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кондопожского городского поселения, Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку.

Заслушав доклад судьи Сыромятникова А.В., представителя ответчика Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Бочинского О.А., прокурора Соболевой Ю.В., не согласившихся с доводами жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Кондопожского городского поселения о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку бытовых и иных отходов, по тем основаниям, что прокурорской проверкой соблюдения требований природоохранного законодательства выявлено нарушение: в ХХ по направлению на (...) и (...) обнаружена несанкционированная свалка размером 3 метра на 20 метров. Координаты места свалки: (...). Размещение несанкционированной свалки повлекло за собой загрязнение окружающей природной среды, а в дальнейшем может повлечь иные тяжкие последствия, что нарушает права и интересы населения.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика - Администрация Кондопожского муниципального района.

Прокурор Большаков В.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования. Пояснил, что несанкционированная свалка бытовых и иных отходов размещена в границах Кондопожского городского поселения в (...). Установить лиц, разместивших эти отходы, не представилось возможным. В силу требований законодательства обязанности по ликвидации свалки должны быть возложены на Администрацию Кондопожского городского поселения. В результате проведенной совместно с руководителем отдела архитектуры, градостроительства и землеустройства Администрации Кондопожского муниципального района проверки на основании имеющихся документов не установлено арендатора или иного пользователя в отношении земельного участка, на котором расположена указанная свалка, договоры аренды, иные договоры по использованию земельного участка не заключались, земельный участок в собственность юридических и физических лиц не передавался.

Представитель Администрации Кондопожского городского поселения Яковлев А.А. исковые требования не признал, факт наличия несанкционированной свалки не оспаривал. Полагал, что прокурором не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих то обстоятельство, что земельный участок не предоставлен в собственность либо в пользование юридических или физических лиц, учитывая, что в непосредственной близости от свалки размещено несколько гаражно-строительных кооперативов.

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия своего представителя в суд не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представило заявление о  рассмотрении дела в  отсутствие представителя. В судебном заседании 21.09.2011 г. представитель третьего лица Величко Д.С. исковые требования не признал и пояснил, что несанкционированная свалка расположена вне земель лесного фонда.

Третье лицо Администрация Кондопожского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени судебного разбирательства извещены, возражений по иску не представили.

Решением Кондопожского городского суда РК от 22 сентября 2011 года иск удовлетворен. Суд обязал Администрацию Кондопожского городского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке в г.Кондопога (кадастровый квартал № ХХ) в (...). В иске к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия отказал.

С решением суда не согласна администрация Кондопожского городского поселения.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда. В обоснование жалобы, ссылаясь на ст. 11.1. Земельного кодекса РФ, указывает, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Ссылаясь на ч.7 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указывает, что акты, предоставленные прокуратурой в суд, не основываются на данных кадастра, акты не имеют привязки к кадастру и по ним не представляется возможным определить наличие или отсутствие собственника или другого пользователя. Администрация не является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, документы, касающиеся земельных участ

ков, в администрации отсутствуют. Также указывает, что в судебном заседании установлено, что данные земельные участки эксплуатируются гаражно-строительными кооперативами, отсутствие регистрации которых в качестве юридических лиц не освобождает их от ответственности, так как ГСК фактически существуют и используют выделенные им земельные участки, несанкционированная свалка расположена в нескольких метрах от гаражных боксов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в ходе проведенной 02.06.2011 г. прокуратурой Кондопожского района проверки в Кондопожском городском поселении, на земельном участке в г. Кондопога ((...)) обнаружено место несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (свалка) размером 3 х 20 метров. Данное обстоятельство не оспаривалось участвующими в деле лицами, подтверждено письменными доказательствами, в том числе актом проверки соблюдения требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды от 02.06.2011 г., справкой ГУ РК «Кондопожское центральное лесничество» от 21.07.2011 г. № 1088, актом об установлении принадлежности земельного участка, на котором выявлена несанкционированная свалка, к землям лесного фонда от 15.09.2011 г. Размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Лиц, разместивших эти отходы, установить не представилось возможным.

По результатам проведенной начальником отдела архитектуры, градостроительства и землеустройства Администрации Кондопожского муниципального района проверки наличия заключенных договоров аренды и иных договоров по использованию земельного участка, на котором выявлена несанкционированная свалка бытовых и иных отходов, а также по установлению собственника земельного участка от 12.09.2011 г. установлено, что указанный земельный участок в аренду либо в собственность юридических и физических лиц не передавался.

В статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено и в ч. 1 ст. 14  Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В статье 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) указано, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  На основании пункта 4 статьи 1 Закона Республики Карелия от 01.11.2004 № 813-ЗРК (ред. от 11.11.2009) «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» в состав Кондопожского городского поселения входят город Кондопога, поселок Берёзовка, входящие в состав города Кондопоги деревня Сюрьга, разъезд Нигозеро.

Уставом МО Кондопожское городское поселение к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, использования и охраны лесов, расположенных в границах поселения (подпункты 19, 20 пункта 1 статьи 7 статья Устава).

На основании пункта 3 Правил благоустройства, санитарного содержания и поддержания порядка на территории Кондопожского городского поселения (в редакции Решения Совета Кондопожского городского поселения от 19.09.2008 года) юридические лица независимо от формы собственности и физические лица, за которыми закреплены для текущего содержания соответствующие территории, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным законодательством и настоящими Правилами. Администрация Кондопожского городского поселения обязана осуществлять контроль за выполнением Правил (пункт 7 Правил).

В соответствии с указанными нормами закона судом правомерно определено, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Кондопожского городского поселения РК, поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, лица, виновные в образовании свалки, не установлены, а Администрация муниципального образования в силу ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязана организовать деятельность по работе с отходами на территории муниципального образования, суд правомерно обязал Администрацию Кондопожского городского поселения РК ликвидировать несанкционированную свалку.

Решение суда постановлено на доказательствах, исследованных в судебном заседании.

Доводы кассационной жалобы о наличии непосредственных виновников образования несанкционированной свалки не подтверждаются объективными доказательствами.

Оснований для отмены решения суда по иным доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку они были предметом судебного разбирательства и судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка. Мотивы, изложенные в решении, соответствуют закону и материалам дела.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 22 сентября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: 

-32300: transport error - HTTP status code was not 200