пенсионные споры



Судья Гудкова Г.В.                                                                                                                         № 33-3462/2011

                          КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Сильченко Р.П.

судей Переплесниной Е.М., Глушенко Н.О.

при секретаре Маловой Н.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 октября 2011 года по делу по иску Кораблевой Н.В. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., объяснения Кораблевой Н.В. и ее представителя адвоката Константиновой Н.А., возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кораблева Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее также - Министерство) об обязании установить ежемесячную доплату к трудовой пенсии. Требования мотивированы тем, что в период с ХХ.ХХ.ХХ.. по ХХ.ХХ.ХХ.. истица занимала должности государственной службы, дающие право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии в соответствии Законом Республики Карелия «О государственной службе Республики Карелия». Получив отказ об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия в связи с тем, что оно не является органом государственной власти Республики Карелия, истица обратилась с таким требованием к Министерству здравоохранения и социального развития РК, просила обязать данного ответчика установить ей ежемесячную доплату к трудовой пенсии с ХХ.ХХ.ХХ. в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании истица и ее представитель адвокат Константинова Н.А. заявленные исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске, уточнили заявленные требования, просили установить истице ежемесячную доплату к трудовой пенсии с ХХ.ХХ.ХХ. в размере ХХ руб.

Представитель ответчика по доверенности Буш В.Е. в судебном заседании иск не признала.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Решением Петрозаводского городского суда РК от 17.10.2011 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия установить Кораблевой Н.В. ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшему государственные должности и государственные должности государственной службы Республики Карелия, с ХХ.ХХ.ХХ. в размере ХХ руб. ХХ коп. В остальной части иска отказал. Взыскал с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в пользу Кораблевой Н.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере ХХ рублей.

С решением суда не согласно Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что Кораблева Н.В. не замещала должности государственной гражданской службы в Министерстве, соответственно, даже при условии ликвидации Государственного комитета Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству, где она работала до выхода на пенсию, и отсутствии у данного органа правопреемников правовые основания для возложения на Министерство обязанности принять решение об установлении ежемесячной доплаты в отношении истца отсутствуют. Кроме того, судом не были учтены требования ст. 98 ГПК РФ – удовлетворив частично ее требования, суд взыскал расходы по оплате государственной пошлины в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Кораблева Н.В., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости. С ХХ.ХХ.ХХ.. по ХХ.ХХ.ХХ. Кораблева Н.В. работала в Государственном комитете КАССР по охране природы, Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Карелия, Государственном комитете охраны окружающей среды по Республике Карелия, Комитете природных ресурсов по Республике Карелия, Управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия, Управлении Федеральной службы по надзору в   сфере природопользования (Росприроднадзора)   по Республике Карелия, Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Карелия.

В ХХ.ХХ.ХХ. Министерство экологии и природных ресурсов Республики Карелия было преобразовано в Государственный комитет охраны окружающей среды по Республике Карелия, получивший статус территориального органа федерального органа исполнительной власти. В ХХ.ХХ.ХХ. Комитет был реорганизован в форме присоединения к Комитету природных ресурсов по Республике Карелия, который в ХХ.ХХ.ХХ. был реорганизован в форме преобразования в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.08.2004 г. № ХХ Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия переподчинено Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ХХ.ХХ.ХХ. № ХХ Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия реорганизовано в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия. Основания: постановление Верховного Совета Республики Карелия № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ.., приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от ХХ.ХХ.ХХ.. № ХХ, приказы Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ.. № ХХ, от ХХ.ХХ.ХХ. № ХХ, от ХХ.ХХ.ХХ. № ХХ, приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ХХ.ХХ.ХХ.. №ХХ.

Таким образом, в соответствии с Законом РК от 17.06.1994 г. № 1-ЗРК «О структуре исполнительной власти Республики Карелия» до 1998 года Министерство экологии и природных ресурсов Республик Карелия входило в структуру органов исполнительной власти Республики Карелия.

Государственный комитет охраны окружающей среды по Республике Карелия, Комитет природных ресурсов по Республике Карелия, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия, Управление Северо-Западного округа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Карелия являлись территориальными органами федерального органа исполнительной власти Российской Федерации.

ХХ.ХХ.ХХ. Кораблева Н.В. была уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы. Согласно справке Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия о периодах государственной службы, учитываемых при исчислении стажа государственной службы, имеющейся в материалах дела, стаж государственной службы Кораблевой Н.В., принимаемый для исчисления размера доплаты к пенсии, составляет ХХ лет ХХ месяца ХХ дней.

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Карелия, являвшееся органом исполнительной власти Республики Карелия, упразднено, орган государственной власти Республики Карелия, которому переданы его полномочия, отсутствует. Таким образом, правопреемник органа исполнительной власти, в котором истица занимала должность государственной службы Республики Карелия, отсутствует.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)     по Республике Карелия является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и правопреемником Министерства экологии и    природных ресурсов Республики Карелия не является, это учреждение не уполномочено принимать решение об установлении истице ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости.

ХХ.ХХ.ХХ. Кораблева Н.В. обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия с заявлением об установлении ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом РК «О государственной службе Республики Карелия». По результатам рассмотрения обращения истице было отказано в связи с отсутствием решения руководителя органа государственной власти Республики Карелия об установлении истице соответствующей доплаты к пенсии.

Суд первой инстанции, полно и правильно установив все обстоятельства по делу, правильно применил нормы материального права и правомерно удовлетворил заявленные истцом требования.

В соответствии с положениями ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона Республики Карелия от 10.01.1997 N 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия, лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Карелия категории «Б» и «В» и должности государственной гражданской службы Республики Карелия, имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Ежемесячная доплата устанавливается в размере 20 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного стажа государственной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23, 27, 32, 38, 45, 53, 62, 72 и 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно ч. 3 ст. 16 Закона Республики Карелия от 04.03.2005 № 857-ЗРК (в редакции от 10.05.2011) «О некоторых вопросах государственной гражданской службы и правового положения лиц, замещающих государственные должности» положения статьи 21 Закона Республики Карелия от 10 января 1997 года № 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» распространяются на лиц, замещавших на 1 января 1997 года и позднее государственные должности категории «А», государственные должности, на лиц, замещавших на 1 января 1997 года и позднее государственные должности государственной службы Республики Карелия категории «Б» и «В», на лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Карелия.

Выплата, перерасчет ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определялись согласно Порядку установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, утвержденному Постановлением Председателя Правительства РК от 19.04.2001 г. № 85.

При этом Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, на момент обращения истицы в суд с настоящим иском не определял порядок установления надбавки лицам, имеющим право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, в случае реорганизации органа государственной власти республики, в котором они проходили;     государственную службу, либо его ликвидации.

Как правильно указал суд в своем решении, наличие пробела в правовом регулировании затронутых общественных отношений само по себе не может служить основанием для умаления прав граждан на пенсионное обеспечение, в частности, получение в соответствии с законодательством Республики Карелия ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Право Кораблевой Н.В. на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с наличием необходимого стажа государственной службы ответчиком не оспаривается. Согласно представленному ответчиком расчету размер ежемесячной доплаты Кораблевой Н.В. к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы ХХ лет (ХХ%) составляет ХХ руб. ХХ коп.

Учитывая отсутствие органа государственной власти Республики Карелия, в котором Кораблева Н.В. занимала должность государственной службы РК, истица была лишена возможности реализовать свое право на получение доплаты к пенсии в соответствии с Законом РК «О государственной службе Республик Карелия».

При этом суд обоснованно указал на наличие соответствующих полномочий Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, предоставленных указанному органу исполнительной власти Республики Карелия Порядком установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, утвержденным Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 19.04.2001 г. № 85.

Таким образом, учитывая наличие пробела на момент обращения истицы в суд в правовом регулировании, принимая во внимание полномочия ответчика в сфере установления и выплаты доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования Кораблевой Н.В. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Истица имеет право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с наличием стажа государственной службы в Республике Карелия.

Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы.

Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, о том, что ответчиком правомерно отказано в принятии в отношении истицы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, нельзя признать обоснованными.

Данные доводы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им была дана правильная правовая оценка, в связи с чем они не могут являться основанием для отмены решения суда.

Довод жалобы о неправомерности полного возмещения понесенных истицей расходов по уплате государственной пошлины при частичном удовлетворении заявленных исковых требований не состоятелен в силу того, что оплата государственной пошлины в размере ХХ рублей имела место при обращении истицы с иском об обязании ответчика установить ежемесячную доплату к трудовой пенсии, что и было сделано в полном объеме. Последующее уточнение заявленных требований по размеру такой доплаты дополнительно государственной пошлиной не оплачивалось.

Руководствуясь статьями 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 октября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Деперсонификацию выполнил помощник судьи

 ____________________ (Саврук Ю.Л.), _____ _________________ 2011г.

«Согласовано» судья Верховного суда РК

____________________ (Переплеснина Е.М.), _____ _________________ 2011г.

«Разместить на сайте» Председательствующий судья Верховного суда РК

____________________ (Сильченко Р.П.), ______ _________________ 2011 г.

                                                                   

-32300: transport error - HTTP status code was not 200