пенсионные споры



Судья Мамонов К.Л.                                                                                                                         № 33-3431/2011

                          КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 ноября 2011 года г. Петрозаводск

    Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Сильченко Р.П.

судей Переплесниной Е.М., Глушенко Н.О.

при секретаре Нуриевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 октября 2011 года по делу по иску Яблонской Н.К. к Петрозаводскому городскому Совету о признании незаконным прекращения выплаты надбавки к трудовой пенсии и взыскании сумм.

Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., объяснения представителя ответчика Суржко Г.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Яблонская Н.К. обратилась в суд с требованиями к Петрозаводскому городскому Совету о признании действий ответчика по прекращению выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. незаконным, возобновлении выплаты и взыскании образовавшейся задолженности в размере ХХ руб. ХХ коп., поскольку при ее увольнении с муниципальной службы в связи с сокращением штата работников организации ХХ.ХХ.ХХ. ее возраст составлял ХХ года, стаж муниципальной службы составил ХХ лет ХХ месяцев, в связи с чем ей была назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере ХХ% долж­ностного оклада по соответствующей должности муниципального служащего на момент увольнения с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям в размере 1,65. Выплата доплаты была ей прекращена ХХ.ХХ.ХХ. и возобновлена не в полном объеме с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ., что является неправомерным и нарушает ее права.

В судебном заседании представитель истицы по доверенности Яблонская Е.В. заявленные требования поддержа­ла.

Представитель ответчика Суржко Г.А. с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что все причитаю­щиеся Яблонской Н.К. денежные суммы выплачены, а текущие выплачиваются.

Решением Петрозаводского городского суда РК от 27.10.2011 г. иск Яблонской Н.К. к Петрозаводскому городскому Совету о при­знании незаконным прекращения выплаты надбавки к трудовой пенсии удовлетворен частично. Суд взыскал с Петрозаводского городского Совета в ее пользу доплату к трудовой пенсии - ХХ руб. ХХ коп. и ХХ руб. в возмещение судебных расходов. В остальной части иска отказал.

С решением суда не согласен ответчик.

В кассационной жалобе он просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В жалобе указывает, что суд необоснованно при расчете доплаты Яблонской Н.К. в спорный период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. применил положения Закона РК от 12.10.2009 г. № 1326-ЗРК «О внесении изменений в статью 21 Закона РК «О государственной службе РК». Также судом незаконно и необоснованно не применены положения п. 2 Решения Петросовета от 27.04.2011 г. № 27/02-39 «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа» (в редакции Решения Петросовета от 09.06.2011 г. № 27/03-60), согласно которому указанное решение вступает в силу с 01.10.2010 г. Не согласен с размером ежемесячной доплаты, определенным судом ко взысканию истцу за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. Считает, что у истца отсутствовали правовые основания для получения доплаты в таком размере.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Яблонская Н.К., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, замещала муниципальную должность А в период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. уволена в связи с сокращением штата работников организации в соответствии с п. 2 ст. 81 и ст. 318 ТК РФ, ст. 7 Закона Республики Карелия «от 24.07.2007 г. № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» в возрасте ХХ лет при стаже муниципальной службы ХХ лет ХХ месяцев. В связи с наличием необходимого возраста и стажа муниципальной службы при увольнении Яблонской Н.К. приказом Петрозаводского городского Совета Республики Карелия № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. ей была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии исходя из общей суммы трудовой пенсии и доплаты к ней в размере ХХ % месячного должностного оклада с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

С ХХ.ХХ.ХХ. производство указанной доплаты прекращено в связи с достижением размера пенсии ХХ% размера должностного оклада муниципального служащего по должности, занимаемой истцом на момент выхода на пенсию.

Приказом Петрозаводского городского Совета Республики Карелия № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. Яблонской Н.К. определена к выплате с ХХ.ХХ.ХХ. ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере ХХ% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно справки от ХХ.ХХ.ХХ.., выданной ответчиком, за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ.. истцу выплачена ежемесячная доплата по ХХ руб. ХХ коп. за каждый месяц л.д. 56).

Удовлетворяя заявленные исковые требования о взыскании разницы в ежемесячной доплате к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы с учетом размера такой доплаты, установленного в Республике Карелия для государственных служащих, за период, когда такая доплата истцу не производилась, суд первой инстанции правильно применил нормы действующего законодательства, исходя из неправомерного бездействия ответчика по нормативному регулированию вопроса о порядке расчета и выплаты указанной доплаты.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение в силу статьи 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации и согласно пункту 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

Реализуя свои дискреционные полномочия, законодатель субъекта Российской Федерации в ст. 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 г. № 1107- ЗРК в редакции Закона РК от 28.05.2010 г. № 1388-3PK «О муниципальной службе в Республике Карелия» предусмотрел, что муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее также - ежемесячная доплата). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уставом муниципального образования может предусматриваться минимальный размер ежемесячной доплаты. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года и проживающим на территории Республики Карелия. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.

Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 г. № XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008 г.) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

После принятия 28.05.2010 г. действующей в настоящее время редакции ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» Решением Петросовета от 02.09.2010 № 26/44-875 в ст. 56 Устава внесены изменения, вступившие в силу с 10.09.2010 г., согласно которым при сохранении права на получение доплаты порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета.

При наличии действующей с 10.09.2010 г. вышеуказанной редакции статьи 56 Устава Петрозаводский городской Совет ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не устанавливал до 27.04.2011 г., в связи с чем истцу не производились гарантированные законодательством ежемесячные выплаты.

Признав подобный подход в отношении истицы неправомерным, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования. При отсутствии надлежащего правового регулирования исчислил размер доплаты к пенсии муниципального служащего, исходя из аналогии закона о расчете и выплате такой доплаты пенсионерам – бывшим государственным служащим. Такое право вытекает из действующего в системной связи законодательства Российской Федерации и субъекта РФ - Республики Карелия.

Суд подробно проанализировал подлежащее применению к спорным правовым отношениям законодательство о муниципальной службе, соотнеся его с законодательством, регулирующим сходные правоотношения по государственной службе.

Суд, помимо вышеприведенных норм материального права, обосновал свое решение ссылками на правовые позиции, выработанные в отношении рассматриваемых правовых отношений Конституционным Судом РФ, учел практику Европейского Суда по правам человека, и принял законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам кассационной жалобы, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции по существу заявленного спора.

Довод жалобы о том, что Конституционный суд Республики Карелия в Определении от 27.09.2011 г. высказался в отношении п. 3 Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденного решением Петросовета 27.04.2011 г., как не повлекшего снижение материальной защищенности граждан, не может быть принят во внимание, поскольку основанием для удовлетворения требований истицы по настоящему делу послужили не правовые предписания названного Порядка, а их отсутствие в период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ.

Иные доводы жалобы не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения, в связи с чем в удовлетворении жалобы Петрозаводского городского Совета следует отказать.

Руководствуясь статьями 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 октября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Деперсонификацию выполнил помощник судьи

 ____________________ (Саврук Ю.Л.), _____ _________________ 2011г.

«Согласовано» судья Верховного суда РК

____________________ (Переплеснина Е.М.), _____ _________________ 2011г.

«Разместить на сайте» Председательствующий судья Верховного суда РК

____________________ (Сильченко Р.П.), ______ _________________ 2011 г.

                                                                   

-32300: transport error - HTTP status code was not 200