прочие исковые



Судья Лаврешина С.А.

№ 33-3461/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2011 г.

 г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Сильченко Р.П.

и судей Глушенко Н.О., Переплесниной Е.М.,

при секретаре Маловой Н.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от (...)г. по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.

            Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., пояснения представителей Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия – Бочинского О.А. и Клюквиной Ю.Н., поддержавших доводы жалобы, прокурора Соболевой Ю.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия    

 у с т а н о в и л а:

  Карельский межрайонный природоохранный прокурор на основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса, обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки. Требования заявлены по тем мотивам, что в результате проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что на территории Петрозаводского городского округа в (...) на землях лесного фонда располагается несанкционированная свалка мусора размером (...) метра. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 06.10.2010 N 206-П, Министерство по природопользованию и экологии РК осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), защиту, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Истец полагает, что ответственность за ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки несет Администрация Петрозаводского городского округа и Министерство по природопользованию и экологии РК.

В судебном заседании представитель истца Швецова М.С. уточнила заявленные требования, просит суд обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку мусора в течение месяца с момента принятия судом решения, учитывая погодные и климатические условия.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.

Представитель Министерства по природопользованию и экологии РК Клюквина Ю.Н., действующая по доверенности, иск не признала, пояснила, что свалка находится на землях лесного фонда на территории Петрозаводского городского округа, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

  Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от (...)г. иск удовлетворен. Суд обязал ответчиков Администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Петрозаводского городского округа в (...) на землях лесного фонда, в срок до (...)г.

   С данным решением не согласно Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. Просит его отменить в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов на Министерство и прекратить производство по делу. Решение суда полагает незаконным и неправомерным. В обоснование жалобы указывает, что обязанность Министерства по ликвидации свалок бытовых и иных отходов на территории лесного фонда законодательством не установлена. В соответствии с ч.1 ст. 83 Лесного Кодекса РФ Министерство, как орган государственной власти Республики Карелия, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений, в числе прочих переданных полномочий обеспечивает охрану, защиту и воспроизводство лесов на землях лесного фонда. Данные полномочия осуществляются за счет средств субвенций из федерального бюджета. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 283 контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, отнесен к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства. Письмом от 02.04.2009 г. № ББ-05-27/2013 Федеральное агентство лесного хозяйства разъяснило, что расходование средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на выполнение мероприятий по ликвидации последствий загрязнения или захламленности лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, а также бытовым и строительным мусором, не предусмотрено. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 1 ст. 7 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» организация сбора и вывоза бытовых и иных отходов относится к вопросам местного значения. Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых и иных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Вопросы местного значения, входящие в предмет ведения органов местного самоуправления, подлежат решению на всей территории муниципального образования, коим является и городское поселение. Несанкционированная свалка в (...) находится на территории Петрозаводского городского округа. Несанкционированный вывоз мусора на территорию лесного фонда свидетельствует о ненадлежащей организации и ненадлежащем контроле Администрацией Петрозаводского городского округа сбора и вывоза отходов.

Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 Согласно ст. 3 Федерального закона  «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

 Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

            Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что на территории Петрозаводского городского округа в (...) на землях лесного фонда располагается несанкционированная свалка мусора размером (...) метра. Данный факт подтвержден представленными по делу доказательствами.

Наличие несанкционированной свалки нарушает права населения на благоприятную окружающую среду.

Согласно требованиям ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, сбору, вывозу, утилизации, переработке бытовых и промышленных отходов отнесены к ведению местного значения городского округа.

В ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение тот факт, что свалка расположена на землях лесного фонда.

Осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводство лесов на указанных землях, передано органам государственной власти субъектов РФ (ст. 83 Лесного кодекса РФ).

Положением о Министерстве по природопользованию и экологии РК (далее – Министерство), утвержденным постановлением Правительства РК от 06.10.2010г. № 206-П предусмотрено, что Министерство осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений: организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов на указанных землях.

В соответствии со ст. 55 Лесного кодекса РФ и ст. 2 Правил Санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В силу ч. 3 вышеуказанных Правил, санитарно-оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч.1 ст. 83 Лесного Кодекса РФ, обеспечивается органами исполнительной власти субъектов РФ.

Исследовав в совокупности представленные по делу доказательства и  проанализировав содержание вышеприведенных норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки как на орган местного самоуправления - Администрацию Петрозаводского городского округа, так и на Министерство по природопользованию и экологии РК, являющееся органом исполнительной власти субъекта РФ, которому переданы полномочия по охране и защите лесов. 

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана должная правовая оценка, которую судебная коллегия с учетом вышеизложенного находит правильной.

Решение суда законно и обоснованно, соответствует установленным обстоятельствам и требованиям закона. Правовых оснований для его отмены не имеется.

Между тем, судебная коллегия полагает необходимым, не изменяя по существу принятое решение, определить срок исполнения ответчиками предписанных действий - в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

       решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от (...) года по настоящему делу по существу оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия  - без удовлетворения.

Изложить абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции: «Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Петрозаводского городского округа в (...) на землях лесного фонда, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу».

Председательствующий:          

                             

      Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200