прочие исковые



Судья Соляников Р.В.                                                                                                                        № 33-3602/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 декабря 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Королевой С.В.,

судей Сыромятникова А.В., Леоновой Л.П.,

при секретаре Климовиче С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика открытого акционерного общества «Сегежский ЦБК» на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 25 октября 2011 года по делу по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Сегежский ЦБК", администрации Надвоицкого городского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.

Заслушав доклад судьи Сыромятникова А.В., объяснения представителя Министерства по природопользованию и экологии РК Манцырева С.С., возражавшего против доводов жалобы, представителя ГКУ РК «Сегежское центральное лесничество» Зиновьева С.В., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, прокурора Соболевой Ю.В., полагавшей, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иск заявлен по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в результате которой было установлено, что на территории Надвоицкого городского поселения в квартале ХХ выдел ХХ ... участкового лесничества расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. В соответствии с договором аренды данный участок лесного фонда находится в аренде у ОАО «Сегежский ЦБК». Ссылаясь на то, что наличие данной свалки влечет загрязнение природной среды, нарушает права и иные интересы населения, прокурор просил обязать администрацию Надвоицкого городского поселения, ОАО «Сегежский ЦБК» ликвидировать свалку.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Ответчик ОАО «Сегежский ЦБК» представил отзыв на иск, в котором указал, что протокол о нарушении лесного законодательства оформлен без соблюдения установленной процедуры, арендатор не извещался о дате и времени его составления. Договор аренды возлагает на арендатора обязанность по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок производственных отходов своей деятельности в  пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора. Вина арендатора в возникновении свалки не установлена. Ответчик производил заготовку древесины в районе квартала ХХ ... лесничества, лесной декларации не подавал. Свалка находится на участке, прилегающем к населенному пункту ... и дачным кооперативам, отходы являются бытовыми. Согласно Руководству по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, уполномоченные органы исполнительной власти принимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных санкций, очистка леса производится за счет нарушителя. В случае, если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий. Надлежащими ответчиками по делу являются администрация Надвоицкого городского поселения, а также Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, как орган, осуществляющий полномочия собственника.

В судебном заседании представители ОАО «Сегежский ЦБК» Филатова Ж.В., Готчиева И.В. поддержали доводы отзыва. Дополнительно пояснили, что проектом освоения лесов ликвидация спорной свалки силами арендатора не предусмотрена. Ответчику до настоящего времени неизвестно о наличии данной свалки, возможности выехать к месту ее расположения для опровержения изложенных прокурором сведений ОAO «Сегежскии ЦБК» не имеется в связи с отсутствием денежных средств.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Надвоицкого городского поселения Барышев Д.Н. иск не признал и  пояснил, что виновными в образовании свалки являются жители дачных кооперативов, которые и должны нести обязанность по ее ликвидации. Не отрицал, что свалка находится на территории Надвоицкого городского поселения.

Привлеченное судом к участию в деле в качестве соответчика Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия представило отзыв, в котором полагало себя ненадлежащим ответчиком, мотивируя это тем, что, являясь органом государственной власти, оно обеспечивает охрану, защиту и воспроизводство лесов на землях лесного фонда, осуществляя иные полномочия за счет средств субвенций из федерального бюджета. Субвенций на выполнение мероприятий по ликвидации последствий загрязнения или захламленности лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, а также бытовым и строительным мусором, не предусмотрено. Обязанность по организации сбора и вывоза отходов лежит на органах местного самоуправления. Ликвидировать свалку должен арендатор лесного фонда.

Представители Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, являясь также представителями третьего лица ГУ РК «Сегежское центральное лесничество» Галашова А.А., Зиновьев С.В. поддержали требования прокурора, пояснив, что арендатор не мог не знать о наличии свалки, поскольку она находится около дороги, которой пользуется ОАО «Сегежский ЦБК» для осуществления заготовки леса.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал ОАО «Сегежский ЦБК», администрацию Надвоицкого городского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале ХХ выдел ХХ ... участкового лесничества. В удовлетворении исковых требований к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия отказано. С ОАО «Сегежский ЦБК» в бюджет Сегежского муниципального района взыскана госпошлина в размере ХХ руб.

С таким решением суда не согласен ответчик ОАО «Сегежский ЦБК».

В кассационной жалобе представитель ОАО «Сегежский ЦБК», ссылаясь на положения статьи 210 ГК РФ, полагает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов должна быть возложена на Министерство по природопользованию и экологии РК, как собственника участка лесного фонда, на котором расположена свалка, поскольку договором аренды, заключенным между Министерством по природопользованию и экологии РК и ОАО «Сегежский ЦБК» передача полномочий по содержанию участка лесного фонда ОАО «Сегежкий ЦБК» не предусмотрена. Кроме того, полагает, что другим надлежащим ответчиком по делу является администрация Надвоицкого городского поселения, на территории которого располагается свалка, поскольку в силу п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. Указывает на отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что свалка образовалась в результате производственной деятельности арендатора участка лесного фонда - ОАО «Сегежский ЦБК». Обращает внимание, что пунктом 4.4.13 Договора аренды участка лесного фонда, заключенного между Министерством по природопользованию и экологии РК и ОАО «Сегежский ЦБК» № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. г. не предусмотрена обязанность арендатора принимать меры по ликвидации своими силами и за свой счет производственных свалок и бытовых отходов, возникших не по вине арендатора. Учитывая изложенное, ОАО «Сегежский ЦБК» является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем, просит решение суда в части обязания ОАО «Сегежский ЦБК» ликвидировать несанкционированную свалку отменить.

В возражениях на жалобу Карельский межрайонный природоохранный прокурор, ссылаясь на положения ст. 55 Лесного кодекса РФ, Правила безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414, указывает, что ОАО «Сегежский ЦБК» является надлежащим ответчиком по делу и просит оставить жалобу ответчика без удовлетворения, решение суда без изменения.

В возражениях на кассационную жалобу Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, ссылаясь на законность и обоснованность решения, просит оставить жалобу ОАО «Сегежский ЦБК» без удовлетворения, решение суда – без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения земель.

Статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения поселений. В соответствии со статьей 13 названного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с пунктом 2 статьи 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Как следует из материалов дела, участок лесного фонда (квартал ХХ ... участкового лесничества) на котором расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, для использования в целях заготовки древесины на основании договора от ХХ.ХХ.ХХ. ХХ.ХХ.ХХ. года № ХХ передан в аренду ОАО «Сегежский ЦБК» сроком до 31 декабря 2053 года. Пунктом 3.1 договора аренды предусмотрено, что пользование лесным участком осуществляется в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесных отношений, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия. В соответствии с п. 4.4.13 договора аренды арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду.

Согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.

В силу пунктов 2, 4, 28, 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия. Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. При использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия является арендодателем участка лесного фонда и в соответствии с п.п. 7 п. 9 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 6 октября 2010 года № 206-П его полномочия носят контрольно-надзорный характер.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно указал, что вина арендатора в возникновении свалки не имеет правового значения по настоящему делу, поскольку несанкционированные свалки подлежат ликвидации в рамках исполнения обязанности по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке арендованного участка леса, а не в порядке возмещения вреда.

Довод жалобы о том, что ОАО «Сегежский ЦБК» не является надлежащим ответчиком по делу, не может повлечь отмену решения суда по изложенным выше обстоятельствам. Иные доводы жалобы не содержат в себе обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, в связи с чем они также не могут являться основанием для отмены решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 25 октября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:                                              

-32300: transport error - HTTP status code was not 200