Прочие исковые



Судья Леккерева И.С.

№ 33–3699/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«13» декабря 2011 года

 г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Фаткуллиной Л.З.

судей Стракатовой З.Е. и Гельфенштейна В.П.

при секретаре Нуриевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 26 октября 2011 года по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Заозерского сельского поселения, Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

Заслушав доклад судьи Гельфенштейна В.П., объяснения прокурора Волковой Е.А., поддержавшей доводы кассационного представления, представителей Министерства по природопользованию и экологии РК Клюквиной Ю.Н., Манцырева С.С., полагавших решение суда законным, обоснованным и не подлежащим изменению по доводам кассационного представления, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления было установлено, что в (...) расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Администрацией Заозерского сельского поселения, Министерством по природопользованию и экологии РК не принимаются меры, направленные на ликвидацию указанной свалки, что является нарушением конституционного права на благоприятную окружающую среду. Прокурор просит обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную (...)

В судебном заседании прокурор Швецова М.С. поддержала исковые требования, просила обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в границах (...), в течение (...) после вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации Заозерского сельского поселения Зноева А.В. не признала исковые требования, полагала, что надлежащим ответчиком является Министерство по природопользованию и экологии РК.

Представитель ответчика Министерства по природопользованию и экологии РК Клюквина Ю.Н. считала, что иск подлежит удовлетворению к надлежащему ответчику - администрации Заозерского сельского поселения.

Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал администрацию Заозерского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в (...) в течение (...) со дня вступления решения суда в законную силу. В иске к Министерству по природопользованию и экологии РК отказано.

С решением суда не согласен Карельский межрайонный природоохранный прокурор, в кассационном представлении просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение о полном удовлетворении требований прокурора, не передавая дело на новое рассмотрение. Указывает, что решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству по природопользованию и экологии РК является незаконным и необоснованным, так как принято в нарушение материальных норм права. Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, не обосновал принятое решение об отсутствии у Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия обязанности по ликвидации несанкционированной свалки. В судебное заседание был представлен и исследован акт осмотра № (...) от (...), а также иные материалы прокурорской проверки. Согласно вышеуказанным документам участок, на котором расположена данная несанкционированная свалка, относятся к лесному фонду (...). Ссылаясь на нормы Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 06.10.2010 N 206-П, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. № 414, прокурор считает, что с учетом изложенных норм законодательства, суд ошибочно приходит к выводу о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки только на органы местного самоуправления. Министерство по природопользованию и экологии РК является надлежащим соответчиком по делу и должно принять меры по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок.

В возражениях на кассационное представление Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия просит решение суда оставить без изменения, кассационное представление Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка на предмет соблюдения законодательства о природопользовании и охране окружающей среды. В результате проведенной проверки установлено, что (...) расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Указанное обстоятельство никем не оспаривалось и подтверждено материалами дела.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска прокурора к Министерству по природопользованию и экологии РК суд пришел к выводу о том, что несанкционированная свалка находится на территории Заозерского сельского поселения, администрацией которого не приняты меры по предотвращению засорения земель на его территории.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.

Статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» гласит, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного Кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В силу п.4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

 Исходя из пп.7 п. 9 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии РК, утвержденного Постановлением Правительства РК от 06.10.2010г. № 206-П, указанное ведомство осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

С учетом установленных обстоятельств по делу, а также анализа приведенного законодательства обязанность принять меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки, должна быть возложена как на Администрацию Заозерского сельского поселения так и на Министерство по природопользованию и экологии РК.

В связи с изложенным, решение суда в части отказа в удовлетворении иска прокурора к Министерству по природопользованию и экологии РК подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 362, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 26 октября 2011 года по настоящему делу отменить в части отказа в удовлетворении иска к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия.

Вынести в данной части новое решение, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции.

Иск удовлетворить.

Обязать Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия и Администрацию Заозерского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в границах (...) в течение (...) со дня вступления решения в законную силу.  

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200