Судья Блаженова Т.М. № 33– 3651/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «09» декабря 2011 года г. Петрозаводск Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе: председательствующего Фаткуллиной Л.З. судей Степановой Т.Г. и Гельфенштейна В.П. при секретаре Сидорове А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Кемского городского поселения и кассационному представлению прокуратуры Кемского района на решение Кемского городского суда Республики Карелия от 17 октября 2011 года по иску прокурора Кемского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал», Администрации Кемского городского поселения Республики Карелия о понуждении к совершению определенных действий. Заслушав доклад судьи Гельфенштейна В.П., объяснения прокурора Волковой Е.А., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Прокурор Кемского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал», Администрации Кемского городского поселения РК (далее по тексту Администрация) о создании общего нормативного запаса топлива на тепловых котельных не позднее (...) по тем основаниям, что на основании постановления Главы Администрации № (...) от (...) для осуществления уставной деятельности на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал» закреплено муниципальное имущество, в том числе и котельные №№ (...). Согласно п. 11.9 Приказа Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых установок» энергетические организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива. В соответствии с Инструкцией по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66, норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ). Общий нормативный запас дизельного топлива в МУП «Водоканал» должен составлять 288 тонн, угля - 801 тонна. Фактически предприятием по состоянию на (...) создан запас дизельного топлива - (...) тонны или (...) от установленного, угля - (...) тонны или (...) от установленного. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, просил обязать МУП «Водоканал» создать нормативный запас топлива не ниже утвержденного в срок до (...). Ответчик Администрация Кемского городского поселения в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия представителя. Представитель ответчика МУП «Водоканал» в судебное заседание не явился, поступила телефонограмма о рассмотрении дела без участия представителя, исковые требования не признает. Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал МУП «Водоканал» в срок до (...) создать общий нормативный запас дизельного топлива и угля не ниже утвержденного (соответственно 288 тонн дизтоплива и 801 тонну угля). При недостаточности средств МУП «Водоканал» суд возложил субсидиарную ответственность по обязанности создания общего нормативного запаса дизельного топлива и угля не ниже утвержденного на Администрацию Кемского городского поселения. С МУП «Водоканал» взыскана госпошлина в доход бюджета Кемского муниципального района в размере (...). С решением суда не согласна Администрация Кемского городского поселения, в кассационной жалобе просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение. Полагает, что суд применил закон, не подлежащий применению, и не применил закон, подлежащий применению. Организационно - правовой формой МУП «Водоканала» является муниципальное унитарное предприятие. Унитарное предприятие в соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации признается коммерческой организацией, что также зафиксировано в п. 2.1 Устава МУП «Водоканал». В соответствии с п. 2.4 Устава МУП «Водоканал» последнее наделяется муниципальным имуществом, закрепленным за предприятием на праве полного хозяйственного ведения и находящимся на его балансе. Суду при вынесении решения следовало применить нормы, регламентирующие правовое положение муниципального унитарного предприятия, а именно п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации № 161 от 14.11.2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Администрация, в свою очередь, реализовала полномочия по организации теплоснабжения населения в полном объеме, обратного суду не представлено. Обязанность по созданию нормативного запаса топлива на органы местного самоуправления законодательством не возложена. В соответствии с п. 11.9 Приказа Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 г. № 115 «Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых установок» данная обязанность возложена на энергоснабжающие организации. С решением суда не согласен также прокурор Кемского района, в кассационном представлении просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. Указывает, что возлагая субсидиарную ответственность на Администрацию Кемского городского поселения, суд сослался на п. 2 ст. 120 ГК РФ. Между тем, МУП «Водоканал» является муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, вопросы осуществления деятельности которого, регламентированы ст. 113-115 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, суд, возлагая субсидиарную ответственность на Администрацию Кемского городского поселения, неверно истолковал требования норм материального права, а, следовательно, выводы не в полной мере отвечают требованиям закона. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам. Согласно положениям п.п. 1, 39 Инструкции об организации работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных в Минэнерго России, утвержденной Приказом Минэнерго Российской Федерации от 4 сентября 2008 года №66 (далее Инструкция) норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее НЭЗТ). ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии. Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой электростанции и котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток. Согласно требований п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003г., готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого -по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. В соответствии с п. 7 Распоряжения Правительства РК «О мерах по подготовке объектов жизнеобеспечения к работе в осенне-зимний период 2009-2010 гг.» от 16.02.2009 г. № 51р-П организациям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, обеспечивающим электро-, тепло-, водо- и газоснабжение населенных пунктов РК, рекомендовано в том числеобеспечить создание нормативных запасов топлива к началу отопительного сезона и создать неснижаемые запасы материалов и оборудования для проведения аварийно-восстановительных работ. Постановлением Главы Администрации Кемского городского поселения № (...) от (...) для осуществления уставной деятельности на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал» закреплено муниципальное имущество, в том числе и котельные № (...). Основной целью деятельности МУП «Водоканал» в соответствии с Уставом является качественное и надежное обеспечение потребителей Кемского городского поселения услугами теплоснабжения. Согласно справке о нормативах создания запасов топлива общий нормативный запас дизельного топлива должен составлять 288 тонн, угля - 801 тонна. Исходя из справки МУП «Водоканал» по состоянию на (...) на предприятии фактически создан запас в размере: уголь - (...), что составляет (...) от установленного; дизельное топливо - (...), что составляет (...) от установленного. МУП «Водоканал» заключен ряд договоров: (...) на поставку дизельного топлива в (...) в размере (...), (...) на поставку угля в количестве (...) в период с (...), (...) (...) на поставку угля в количестве (...) в (...), в стадии согласования заключение договоров на поставку зимнего дизтоплива с (...) (...) направлена заявка на поставку (...) дизтоплива и (...) угля в (...), (...) соответственно (...). Разрешая спор по существу, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, который подлежит применению по данному делу, правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования в части возложения на МУП «Водоканал» обязанности по созданию общего нормативного запаса топлива. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на Администрацию Кемского городского поселения субсидиарной ответственности по созданию общего нормативного запаса топлива в случае недостаточности средств на указанные цели у МУП «Водоканал». Согласно Уставу Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» и Постановлению Администрации Кемского городского поселения от 04 сентября 2009 года № 90 МУП «Водоканал» наделено муниципальным имуществом, закрепленным за предприятием на праве полного хозяйственного ведения. Согласно части 7 статьи 114 Гражданского кодекса РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса. При таких обстоятельствах, вывод суда о необходимости возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества МУП «Водоканал» является ошибочным, основанным на неверном применении норм материального права. В связи с изложенным, решение в этой части подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ). Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части. Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 362, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия Решение Кемского городского суда Республики Карелия от 17 октября 2011 года по настоящему делу отменить в части возложения на Администрацию Кемского городского поселения субсидиарной ответственности по созданию общего нормативного запаса дизельного топлива и угля не ниже утвержденного. Вынести в данной части новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора Кемского района к Администрации Кемского городского поселения создать общий нормативный запас дизельного топлива и угля не ниже утвержденного. В остальной части решение суда оставить без изменения. Председательствующий: Судьи: Деперсонификацию выполнил помощник судьи ____________________ (Нуриева А.В.) _____________________ 2011 г. «Согласовано» судья Верховного Суда РК ____________________ (Гельфенштейн В.П.) ________________ 2011 г. «Разместить на сайте» судья Верховного Суда РК ____________________ (Фаткуллина Л.З.) ______________________ 2011 г.