Судья Жданкина И.В. № 33 – 3715-2011 13 декабря 2011 г. г. Петрозаводск КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам в составе: председательствующего Королевой С.В. и судей: Леоновой Л.П., Сыромятникова А.В. при секретаре Саврук Ю.Л. рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе заявителя на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 03 ноября 2011 года по заявлению Бодура А.Д. об оспаривании действий Карельской таможни и возложении обязанности выдать паспорт технического средства на автомобиль. Заслушав доклад председательствующего, объяснения заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителей ответчика по доверенностям Ершова С.П. и Панфилова Д.В., возражавших по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия установила: Бодур А.Д. обратился с заявлением об оспаривании действий Карельской таможни и возложении обязанности выдать паспорт технического средства на автомобиль по следующим основаниям. 07.05.2010г. заявитель приобрел автомобиль (...) года выпуска, ввезенный из Республики Беларусь. Вяртсильский таможенный пост отказал ему в выдаче паспорта транспортного средства (далее по тексту ПТС), ему было предложено выполнить ряд требований. После выполнения всех требований заявитель вновь обратился в Вяртсильский таможенный пост, но вновь получил отказ, в связи с тем, что автомобиль не соответствует экологическому классу ЕВРО 4. Заявитель считает отказ незаконным, поскольку его автомобиль прошел сертификацию в органе по сертификации «Ростест-Москва», где было установлено, что автомобиль заявителя соответствует экологическому классу ЕВРО 4. Согласно протоколу экспертизы технической документации его автомобиль был подвергнут ряду изменений с целью приведения его в соответствие 4-му экологическому классу. Заявитель просил признать действия Карельской таможни по отказу в оформлении паспорта транспортного средства на автомобиль (...) незаконным и обязать выдать ПТС на указанный автомобиль. В судебном заседании заявитель Бодур А.Д. заявление поддержал. Пояснил, что его транспортное средство ввезено из Республики Беларусь. Согласно сертификату автомобиль соответствует 4 экологическому классу, поэтому таможенные органы обязаны выдать ему ПТС на автомобиль. Кроме того, указал, что технический норматив выбросов экологического класса 4 на территории Российской Федерации не введен. В настоящее время действует норматив экологического класса 3. Специалисты АЗС подтвердили, что все топливо, поступающее к ним, соответствует экологическому классу 2 и 3. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008г. № 118 выпуск в оборот бензина допускается по классам. Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.11.2009г. № 956 сроки введения в действие экологического класса 4 перенесены. После приобретения автомобиля он был переоборудован под экологический класс Евро 4. Где, когда и какой организацией проводилось такое переоборудование, он не знает, так как указанные работы проводились по его просьбе продавцом автомобиля. После переоборудования документы были направлены в Орган по сертификации, который подтвердил соответствие его транспортного средства экологическому классу 4. Кроме того, таможенным органом не представлено доказательств тому, что транспортное средство загрязняет окружающую среду, таможенным органом экологический класс автомобиля определен на основании информации, имеющейся на сайте, что является недопустимым. В одобрении типа транспортного средства, полученного с сайта, имеется вилка 3-4 экологический класс. Экологический 4 класс его автомобиля подтвержден сертификатом, который не был признан в установленном порядке незаконным, а также лабораторными испытаниями. Тот факт, что таможенный орган принимает во внимание меньший, а не больший класс, нарушает его конституционные права. Оснований не доверять выводам эксперта от 06.09.2011г. не имеется, однако указанные выводы нельзя принять, так как они сделаны на основании справочной информации. Представители Карельской таможни, действующие на основании доверенностей, Ершов С.П. и Панфилов Д.В. с заявленными требованиями не согласились, полагали решение об отказе заявителю в выдаче ПТС законным и обоснованным. Представитель Вяртсельского таможенного поста в суд не явился, извещен о слушании дела. Решением суда в удовлетворении заявления отказано. С решением суда не согласен заявитель, в кассационной жалобе просит решение отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявления. Указывает, что решение суда не соответствует представленным в деле доказательствам. При обращении за выдачей ПТС им представлен сертификат соответствия автомобиля классу Евро 4, заключение ООО «(...)» носит всего лишь консультативный характер и его нельзя брать за основу. Функции по государственному контролю возложены на агентство ФГУП «ВНИИНМАШ», как экспертной организации. Указывает, что предоставил автомобиль в орган сертификации «Ростест-Москва», где в него были внесены изменения, автомобиль в настоящее время соответствует Евро 4. Полагает, что суд неверно истолковал заключение органа по сертификации «Ростест-Москва». Пунктом 13 Регламента допускается выдача ПТС на автомобили экологического класса 3 до 31.12.2011г. при наличии сертификата. Кроме того на территории РФ не вступил в действие технический норматив экологического класса 4. В возражениях на кассационную жалобу представитель Карельской таможни согласен с решением суда, ссылаясь на доводы, изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статьей 3 ФЗ от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» закреплены основные принципы государственного управления в области атмосферного воздуха, включая принципы недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды и обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Согласно ст. 17 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года таможенному оформлению при ввозе на территорию РФ автомобилей физическими лицами из Республики Беларусь подлежат автомобили, ввезенные на территорию Республики Беларусь и Республики Казахстан после 01 января 2010 года из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины и налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных Соглашением. Судом установлено, что заявитель Бодур А.Д. по договору купли-продажи от 07.05.2011г. приобрел автомобиль (...) года выпуска, ввезенный из Республики Беларусь. Фирмой производителем (страна изготовитель -Южная Корея) для автомобиля марки (...) года выпуска, заявлено об установке на него дизельного двигателя модели (...) мощностью 113 л.с, объемом 1991 куб.см. Автомобиль был ввезен и выпущен в обращение в Республике Беларусь 07.05.2009г., имеет на территории РФ статус товара таможенного союза и не нуждается в таможенном оформлении. При обращении в Карельскую таможню заявителю было отказано в выдаче ПТС на указанное транспортное средство, поскольку двигатель, которым оснащен автомобиль, не соответствует экологическому классу Евро 4. Заявитель с отказом не согласился. Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления Бодура А.Д. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда. Суд правильно указал в решении, что оформление и выдача ПТС на транспортные средства, являющиеся товарами таможенного союза, производится в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным Приказом Министерством внутренних дел РФ № 496, Министерством промышленности и энергетики РФ № 192, Министерством экономического развития и торговли РФ № 134 от 23 июня 2005 года. В соответствии с требованиями пункта 70 Положения о ПТС, заполнение строки «Экологический класс» осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства» и «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям». Сведения формируются и размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы. В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005г. № 609, паспорта не выдаются. Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств, относящиеся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В силу положений ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184 ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Постановлением Правительства РФ № 609 от 12 октября 2005 года утвержден специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» (Регламент), который принят в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ. Пунктом 8 Регламента определены технические требования к автомобильной технике и двигателям внутреннего сгорания. В соответствии с пунктом 10 Регламента экологический класс транспортного средства определяется на момент производства и не должен превышать установленные технические нормативы. Запрещается выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса, после даты вступления в силу требований следующего экологического класса, установленной пунктом 14 Регламента. В соответствии с пунктом 14 Регламента на территории РФ с 01 января 2010 года действует экологический класс 4. Экологический класс Евро 4 присваивается автомобилю, если он полностью соответствует экологическим требованиям, установленным государством. Соответствие определенному экологическому классу задается производителем на стадии проектирования и разработки транспортного средства в целом, на основании технических требований и стандартов, предъявляемых производителю автомобильной техники. Заявитель не представил суду достоверных и бесспорных доказательств соответствия принадлежащего ему автомобиля экологическому классу Евро 4. Представленный заявителем сертификат таким бесспорным доказательством не является, поскольку из сертификата соответствия, выданного заявителю органом по сертификации «Ростест-Москва» от 24.08.2011г. следует, что сертификация проведена на основании свидетельства о регистрации транспортного средства (...) (...), при этом сведений о том, что для сертификации были предоставлены документы, свидетельствующие о переоборудовании транспортного средства в установленном порядке, в частности сведения об организации установившей дополнительное оборудование, не представлено. Из одобрения транспортного средства следует, что транспортное средство марки (...) имеет экологический 3,4 класс. Заключением ООО «(...)» подтвержден экологический класс ввезенного автомобиля Евро 3. Информационным письмом Федеральной таможенной службы от 18.08.2011 года № 01-11/39997 «О применении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и выдаче паспортов транспортных средств» даны разъяснения таможенным органам ФТС России о том, что заполнение строки «Экологический класс» ПТС при выдаче ПТС на единичные транспортные средства, год выпуска которых 2000 год и более, осуществляется на основании сведений, содержащихся в базе данных сертификатов соответствия и ОТТС, при этом, если на транспортное средство одного типа имеется информация с различными экологическими классами, принимается к сведению информация с наименьшим экологическим классом. Согласно Приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.02.2011 года № 733 «О реализации функций Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента «О безопасности конструкции транспортных средств» в отношении единичных транспортных средств», с целью выполнения функций по государственному контролю, возложенных на агентство техническим регламентом и обеспечения соблюдения установленных требований к находящимся в обращении транспортных на ФГУП «ВНИИНМАШ» возложены функции экспертной организации, имеющей полномочия на проведение технической экспертизы документации, послужившей основанием для выдачи свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств, оформленных в соответствии с требованиями технического регламента и сертификатов соответствия на транспортные средства, ранее допущенные для участия в дорожном движении за пределами РФ. Технология получения сертификатов на автомобили, выпускаемые в обращение на территории РФ, закреплена в Техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденном Постановлением Правительства РФ № 720 от 10.09.2009г. Суд правильно указал, что внесение изменений в конструкцию транспортного средства заявителя (переоборудование, установка дополнительного оборудования и (или) иное) было осуществлено с нарушением указанных норм. Заявителю неизвестно когда, какой организацией и каким образом вносились изменения в конструкцию транспортного средства с целью его соответствия экологическому классу Евро 4. Кроме того, внесение изменений в конструкцию транспортных средств регламентируется на территории РФ приложением № 2 «Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Приказу МВД за № 1240 от 07.12.2000 года «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору», где указано, что изменение конструкции может быть выполнено только для зарегистрированных в ГИБДД транспортных средств, т.е. уже выпущенных в обращение. Следовательно, к выпуску в обращение, регистрации и возможности внесения изменений в конструкцию допускаются только те автомобили, экологический класс которых на момент производства уже соответствовал классу, действующему в РФ на дату выпуска в обращение (ввоз), и имеющим законодательно установленное подтверждение этого соответствия - сертификат. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что информация об экологическом классе транспортного средства заявителя Евро 4, имеющаяся в сертификате соответствия, не может являться основанием для выдачи заявителю ПТС таможенным органом, и обоснованно отказал в удовлетворении заявления. Решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит, поскольку они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными. Руководствуясь ст.ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия Определила: Решение Лахденпохского районного суда от 03 ноября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Председательствующий Судьи
Верховного суда Республики Карелия