жилищны споры



Судья Кипятков К.А.                                                                                       № 33-148/2012

    КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«13» января 2012 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Роговой И.В.

судей Злобина А.В., Стыцюн С.А.

при секретаре Степаненко А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 ноября 2011 года по делу по иску Тимофеева А.Ю. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить жилое помещение.

Заслушав доклад судьи Роговой И.В., объяснения представителя ответчика Администрации Петрозаводского городского округа Павловой Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения истца Тимофеева А.Ю., его представителя Рябухина А.А., возражавших относительно кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тимофеев А.Ю. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с исковым заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить жилое помещение. Иск мотивирован тем, что истец Тимофеев А.Ю. с ... г. по ... г. являлся воспитанником ... детского дома, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, мать истца лишена родительских прав, отец умер в ... г., истец зарегистрирован в жилом помещении, где зарегистрировано ... человек, проживает его брат Тимофеев Р.Ю. с семьей, в связи с чем он проживать в нем возможности не имеет. Истец просил суд обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ему вне очереди жилое помещение по социальным нормам, предусмотренным действующим законодательством.

В судебном заседании истец Тимофеев А.Ю., его представитель Рябухин А.А. заявленные требования поддержали, привели доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Администрация Петрозаводского городского округа представителя в судебное заседание не направила, представила письменный отзыв, просили в иске отказать по тем основаниям, что муниципальное жилье по договору социального найма может быть предоставлено гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, признанным малоимущими, а истец на соответствующем учете не состоит, кроме того, полагала, что ответчик утратил право на предоставление льгот, предусмотренных лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент устного обращения в Администрацию ему исполнилось ... года, также просили учесть, что ответчику не передано материальных и финансовых средств для полной реализации переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.

Третьи лица Тимофеев А.Ю., Тимофеев Р.Ю. в судебном заседании полагали исковые требования подлежащими удовлетворению.

Третьи лица Тимофеев С.Ю., Тимофеев А.Ю. в судебном заседании не присутствовали, о рассмотрении дела извещены.

Суд постановил решение об удовлетворении иска. Обязал Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Тимофееву А.Ю. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в г.... жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Взыскал с Администрации ... городского округа в пользу Тимофеева А.Ю. судебные расходы в размере ... руб.

С таким решением суда не согласен ответчик Администрация Петрозаводского городского округа. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, просят принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов кассационной жалобы указывают, что решение суда незаконно, необоснованно, суд неправильно применил нормы материального права. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется только гражданам, которые признаны нуждающимися в установленном законом порядке, малоимущим гражданам. Муниципальное жилье по договору социального найма может быть предоставлено гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, в порядке очередности постановки на учет. Тимофеев А.Ю. на таком учете в Администрации Петрозаводского городского округа не состоит. Тимофеев А.Ю. являлся воспитанником ... детского дома, в ... г. был зарегистрирован в двухкомнатной квартире по адресу: ... в которой проживал ранее, данное жилое помещение закреплено за истцом, его братьями и сестрой. Полагают, что на истца не распространяются нормы Федерального закона по обеспечению мер социальной поддержки детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент обращения Тимофеева А.Ю. в Администрацию Петрозаводского городского округа за устной консультацией о включении его в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Тимофееву А.Ю. исполнилось ... года, а, следовательно, отсутствуют законные основания для постановки Тимофеева А.Ю. в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления истцу мер социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилой площадью. Материальные и финансовые средства выделены на обеспечение жилыми помещениями только детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в льготной очереди при Администрации Петрозаводского городского округа.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч.1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч.2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы, ст.1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Согласно ч.6 ст. 3 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК от 28.11.2005 года «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ч.4 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, указанные выше лица выделены в ЖК РФ не только в целях обеспечения жильем во внеочередном порядке (ст.57 ЖК РФ), но и как особая категория, общее право которой получить жилое помещение по договору социального найма закрепляется федеральным законом (ч.3 ст.49 ЖК РФ).

При этом, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма должно быть обеспечено лицам, указанным в ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ и пп. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, не только в случае отсутствия закрепленного за ними жилого помещения (которыми граждане пользовались до направления в специализированные учреждения и т.п.), но и в иных случаях нуждаемости в жилых помещениях, предусмотренных нормами жилищного законодательства (в т.ч. наличие общей площади жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы - ст.51 ЖК РФ).

В силу ч.1 ст.4 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК от 28.11.2005 года «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела, решением ... городского суда Республики ... от ... г. мать истца ... лишена родительских прав в отношении сына, отец умер в ... г., Тимофеев А.Ю... рождения, был передан на попечение ... детского дома. Согласно справке ГОУ РК для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «...» истец с ... г. по ... г. являлся воспитанником указанного учреждения, находился на полном государственном обеспечении. Жилое помещение по адресу: ... в котором истец проживал до направления в детский дом, было закреплено за ... детьми (истцом, его братьями и сестрой), при его жилой площади ... кв.м. Иного жилого помещения на праве собственности либо занимаемого на основании договора социального найма у истца не имеется, иных доказательств, опровергающих указанное, не представлено.

Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства в совокупности, поскольку на период обращения в Администрацию Петрозаводского городского округа по вопросу обеспечения жильем, постановке на соответствующий учет, что имело место до достижения истцом 23-летнего возраста, а истец относился к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе рассмотрения спора установлена его объективная нуждаемость в жилом помещении, поскольку жилое помещение истцу не было предоставлено, а социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью может считаться реализованной только после предоставления жилого помещения, правильными являются выводы суда о том, что истец имеет право на внеочередное предоставление ему жилого помещения по договору социального найма и о том, что достижение Тимофеевым А.Ю. на настоящий момент ...-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. При указанных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил иск Тимофеева А.Ю.

Доводы кассационной жалобы, касающиеся обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу, являлись предметом судебного рассмотрения. Эти доводы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 57 Гражданского процессуального кодекса РФ, и поэтому не могут служить поводом к отмене решения. Данным доводам судом дана надлежащая оценка, которую, с учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит правильной.

Выводы суда соответствуют материалам дела, основаны на совокупности представленных по делу доказательств и действующем законодательстве, оснований для признания их незаконными по доводам жалобы не имеется.

Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, ст.2 Федерального закона от 09.12.2010 г. №353-ФЗ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

   решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 ноября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика  – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200