дела возникающие из публичных правоотношений



Судья Савельева Н.В.

№ 33-140/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 января 2012 г.

 г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Рочевой Е.С.

и судей Глушенко Н.О., Черонко Е.В.

при секретаре Волковой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от (...)г. по заявлению Передни В.Г. об оспаривании действий (бездействия) председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам,

            Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия    

                                                    у с т а н о в и л а:

   Передня В.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Мяки А.Э. по тем мотивам, что на его неоднократные обращения по вопросу предоставления документов, на основании которых происходит формирование цен на тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению в г. Петрозаводске с разбивкой на их составляющие, получен отказ. Поводом для обращений стало несогласие с начислением ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» 18% НДС как на коммунальные тарифы, так и инвестиционные надбавки. Указывает, что в постановлениях Государственного комитета Республики Каре­лия по ценам и тарифам ин­формации о формировании тарифов на холодное водоснабжение и водоотведе­ние, а также информации по поводу НДС не имеется. Считает, что Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам обязан проводить в жизнь государственную политику по защите прав потребителей путём государственного ограничения поставщи­ков коммунальных услуг. Отказ в предоставлении документов нарушает его права. Просит суд обязать председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Мяки А.Э. предоставить ему для ознакомления и дальнейшего использования для защиты своих прав и законных интересов заверенные копии следующих документов: протокола заседания Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам по результатам рассмотрения дела о тарифах на холодное водоснабжение и водоотведение в г. Петрозаводске на 2011 год, следствием рассмотрения которого явилось постановление государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от (...)г. (...) «О тарифах ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» на услуги водоснабжения и водоотведения г. Петрозаводск»; протокола заседания Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам по результатам рассмотрения дела о тарифах на тепловую энергию в г. Петрозаводске на 2011 год, следствием рассмотрения которого явилось постановление государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от (...)г. (...) «О тарифах на тепловую энергию ОАО «Петрозаводские коммунальные системы»; протокола заседания Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам по результатам рассмотрения дела об установлении розничных цен на природный газ на 2011 год, следствием рассмотрения которого явилось постановление государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от (...)г. (...) «О розничных ценах на природный газ, реализуемый ЗАО «Петербургрегионгаз» населению Республики Карелия; протокола заседания Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам по результатам рассмотрения дела о государственном регулировании тарифов на электрическую энергию на 2011г., следствием рассмотрения которого явилось постановление государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от (...)г. (...) «О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненных к категории населения, по Республике Карелия».  

В последующем заявителем были уточнены обоснования заявленных требований.

   К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.

В судебном заседании заявитель требования поддержал.

Председатель Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Мяки А.Э. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела.

Представители заинтересованного лица Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Атарщикова Т.М. и Ропотихина О.О., действующие на основании доверенностей, с заявленными требованиями не согласились со ссылкой на то, что законом не предусмотрено ознакомление населения г. Петрозаводска с протоколами заседания Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от (...)г. в удовлетворении заявления отказано.

  С данным решением не согласен заявитель, просит его изменить или отменить с принятием нового решения. Полагает, что суд не применил подлежащее в данном случае применению законодатель­ство Российской Федерации, регулирующее правоотношения по обеспечению доступа к информации о деятель­ности государственных органов и органов местного самоуправления. Кроме того, имеет место нарушение его процессуальных прав. В обоснование жалобы указывает, что Конституцией РФ, Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Законом «О порядке рассмотрения обраще­ний граждан Российской Федерации», Законом «Об обеспече­нии доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено право граждан на ознакомление с документами, непосредственно затрагивающими их права и относящимися к рассмотрению их обращений, право на получение достоверной информации о деятельности государственных органов и орга­нов местного самоуправления без обоснования необходимости получения запрашиваемой информации, доступ к которой не ограничен, закреплены право и  порядок на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Определено, что информация о деятель­ности государственных органов и органов местного самоуправления – это информация, в том числе документированная, созданная в пределах своих полномочий государственными ор­ганами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организа­циями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и орга­низации. Отказ в предоставлении информации законодательно закреплен. Отсутствуют доказательства того, что испрашиваемая информация либо её часть отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. Отказ по иным основаниям законом не предусмотрен. В ходе судебного разбирательства установлено нарушение его прав, поскольку Федеральная служба по тарифам России уполномочена осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регули­рования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (та­рифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам осуществляет деятельность по регулиро­ванию цен и тарифов в соответствии с законодательством, что не имеет никакого отношения к нормативно-правовым актам по обеспечению доступа к информации о деятельности государ­ственных органов и органов местного самоуправления. Уточненные требования не были приняты во внимание и рассмотрены судом, что является грубым нару­шением гражданского процессуального законодательства.

 В дополнении к кассационной жалобе Передня В.Г. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Также просит суд кассационной инстанции удовлетворить заявленные им в суде первой инстанции ходатайства. Основаниями к отмене решения суда являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;  недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права. Указывает, что гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), обязан лишь доказать факт нарушения своих прав и свобод. Для того чтобы суд обеспечил ему исполнение его процессуальных прав он вынужден был заявить об этом ходатайство, однако суд ограничился приобщением к материалам дела его письменных пояснений и замечаний на протоколы, уклонившись от проведения обязательных процессуальных действий в отношении ходатайства, установленных ст. 257 ГПК РФ.

   Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»  при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Согласно п.5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ (ред. от 19.07.2010г.) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» информация о регулируемых товарах и услугах организаций коммунального комплекса, поставляемых (оказываемых) в сфере деятельности естественной монополии, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

 В силу п. 2 ст.8.1 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ (ред. 19.07.2011г.) «О естественных монополиях» стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом положений федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности, по каждой сфере деятельности субъектов естественных монополий. 30.12.2009года Правительством РФ принято постановление за № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии».

Как следует из представленных материалов, заявитель дважды (...) обращался к председателю Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Мяки А.Э. с заявлениями по размеру установленных тарифов на тепловую энергию, на услуги по водоснабжению и водоотведению. Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам обращения Передня В.Г. были рассмотрены и даны ответы (...) 

(...)г. заявитель вновь обратился к председателю Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Мяки А.Э. с письмом о предоставлении заверенных ксерокопий вышеуказанных протоколов.

Письмом (...) от (...)г. председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Мяки А.Э. заявителю было отказано в предоставлении протоколов заседаний Правления Госкомитета, поскольку они предоставляются только по запросам надзорных органов.

   Как указано в  п.59 Административного регламента Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам предоставления государственной услуги по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, газового и энергетического хозяйства, утвержденного Приказом Госкомитета РФ по ценам и тарифам от (...), решение об установлении тарифов принимается в форме постановления на заседании Правления Госкомитета путем голосования. Пунктом 64 Административного регламента предусмотрено, что заседание Правления Госкомитета по рассмотрению дел об установлении тарифов оформляется протоколом заседания, который утверждается председательствующим и удостоверяется подписями членов Правления. Порядок оформления указанного протокола и принесения замечаний на него установлены п.67-72 Административного регламента. Пунктом 73 указанного Административного регламента установлен порядок публикации принятых Госкомитетом постановлений об установлении тарифов, а пункт 75 регламента предусматривает направление постановления с протоколом заседания Правления только в отношении обратившегося заявителя.    

Установив, что действующим законодательством Российской Федерации не установлена обязанность Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам по направлению копии протоколов заседаний Правления Госкомитета по установлению тарифов и розничных цен на коммунальные услуги по требованию потребителей услуг, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

  Ссылки заявителя в кассационной жалобе о том, что отказ в предоставлении запрашиваемых протоколов повлек нарушение его прав, не могут быть приняты во внимание, поскольку при несогласии с размерами установленных тарифов заявитель не лишен возможности в установленном законом порядке оспаривать соответствующие постановления об установлении тарифов.

   Доводы кассационной жалобы, касающиеся обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу, являлись предметом судебного рассмотрения. Эти доводы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом, и поэтому не могут служить поводом для отмены решения.

Процессуальных оснований для его отмены также не имеется. Все заявленные Передня В.Г. в ходе рассмотрения дела ходатайства были разрешены судом в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ, отложение судебных разбирательств были связаны с проведением судом процессуальных действий, замечания на протоколы судебных заседаний удостоверены и приобщены к материалам дела.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права. Оснований к отмене решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, (в редакции, действовавшей до 01.01.2012г.), статьей 2 Федерального закона от 09.12.2010г. N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от (...)г. по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Председательствующий:          

                             

      Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200