Судья Сысоева О.В. № 33–363/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 17 февраля 2012 года г. Петрозаводск Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе: председательствующего Роговой И.В., судей Стыцюн С.А., Степановой Т.Г., при секретаре Петровой С.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 13 декабря 2011 года по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрации Кончезерского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки. Заслушав доклад судьи Стыцюн С.А., объяснения прокурора Соболевой Ю.В., поддержавшей доводы кассационного представления, представителя Министерства по природопользованию и экологии РК Бочинского О.А., полагавшего решение суда законным, обоснованным и не подлежащим изменению по доводам кассационного представления, представителя Администрации Кончезерского сельского поселения Сыырд Н.В., согласившейся с доводами кассационного представления в части обязания Министерства по природопользованию и экологии РК ликвидировать свалку, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления было установлено, что в квартале (...) выделы (...) Кондопожского участкового лесничества (Берёзовского по материалам лесоустройства) на территории Кончезерского сельского поселения выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов. Ответчиками не принимаются меры, направленные на ликвидацию указанной свалки, что является нарушением конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Прокурор просит обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале (...) выделы (...) Кончезерского участкового лесничества (Берёзовского по материалам лесоустройства). В судебном заседании прокурор Швецова М.С. поддержала исковые требования, дополнив их в части срока – в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, уточнила, что речь идет о Кондопожском участковом лесничестве. Представитель ответчика Министерства по природопользованию и экологии РК Бочинский О.А. считал, что иск подлежит удовлетворению к надлежащему ответчику - Администрации Кончезерского сельского поселения, поскольку обязанность производить сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов законодательством возложена на органы местного самоуправления; кроме того, в земли поселения входят также земли лесного фонда. Представитель ответчика Администрации Кончезерского сельского поселения – Глава поселения Нефедов А.Ф. не признал исковые требования, полагал, что у Администрации отсутствует обязанность убирать данные свалки, поскольку они расположены на лесном участке, не являющимся территорией поселения. Санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках земель лесного фонда обязаны проводить органы государственной власти субъекта РФ и арендаторы. Кроме того, на фотографиях, представленных прокурором, не видно бытового мусора, имеющийся мусор (шины, покрышки, фильтры, масла) Администрация утилизировать не должна. Представитель третьего лица – ГУ РК «Кондопожское центральное лесничество» Наследсков С.М. полагал, что ответственность за ликвидацию несанкционированной свалки должна нести Администрация Кончезерского сельского поселения; пояснил, что частично происхождением мусора является эксплуатация автодороги «Кола», поэтому, по его мнению, соответчиком должна быть организация, в управлении которой находится эта федеральная дорога. Представители третьих лиц Администрации Кондопожского муниципального района, ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург – Мурманск Федерального дорожного агентства», ООО «Технострой» в судебное заседание не явились, представив отзывы. Решением суда иск удовлетворен частично. Суд обязал Администрацию Кончезерского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале (...) выделы (...) Кондопожского участкового лесничества (Берёзовского по материалам лесоустройства). В удовлетворении остальной части иска отказано. С решением суда не согласен Карельский межрайонный природоохранный прокурор, в кассационном представлении просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству по природопользованию и экологии РК и принять новое решение о полном удовлетворении требований прокурора, не передавая дело на новое рассмотрение. Указывает, что решение суда в указанной части является незаконным и необоснованным, так как принято в нарушение норм материального права. Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, не обосновал принятое решение об отсутствии у Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия обязанности по ликвидации несанкционированной свалки. В судебное заседание был представлен и исследован акт осмотра от (...)., а также иные материалы прокурорской проверки. Согласно вышеуказанным документам участок, на котором расположена данная несанкционированная свалка, относится к лесному фонду в квартале (...) выделы (...) Кондопожского участкового лесничества (Берёзовского по материалам лесоустройства). Ссылаясь на нормы Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, Правил санитарной безопасности в лесах, прокурор считает, что суд ошибочно пришел к выводу о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки только на органы местного самоуправления. Министерство по природопользованию и экологии РК является надлежащим соответчиком по делу и должно принять меры по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки. В возражениях на кассационное представление третье лицо ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» считает кассационное представление необоснованным; указывает, что охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Министерство по природопользованию и экологии РК, помимо прочего, осуществляет полномочия РФ в области лесных отношений, а именно: организует использование лесов, их охрану, защиту. Понятие защиты в ст.54 Лесного кодекса РФ не содержит санитарно-оздоровительных мероприятий, следовательно, защита не включает в себя очистку лесов от захламления. Лесной кодекс РФ, имеющий более высокую юридическую силу по отношению к Правилам санитарной безопасности, не предусматривает проведение Министерством по природопользованию и экологии РК санитарно-оздоровительных мероприятий, поэтому отсутствуют правовые основания по возложению обязанности ликвидации несанкционированных свалок на Министерство по природопользованию и экологии РК. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам. Материалами дела установлено, что в ходе осмотра, проведенного лесничим, государственным инспектором по охране леса и инженером по лесовосстановлению на территории Кондопожского участкового лесничества (Берёзовского по материалам лесоустройства) в квартале (...) автодорога между выделами (...) и (...) обнаружена несанкционированная свалка бытового мусора размером 16м*3*0,5м, объемом 24 кв.м., о чем был составлен акт от (...) г. Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка на предмет соблюдения законодательства о природопользовании и охране окружающей среды. В результате проведенной проверки установлено, что ответчиками не принимаются меры, направленные на ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки. В статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Факт существования на территории Кончезерского сельского поселения на указанных выше землях несанкционированной свалки ответчиками не оспорен. Сведений о предоставлении указанных лесных участков в аренду не имеется. С учетом установленных обстоятельств, анализа вышеприведенных норм закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленных к Администрации Кончезерского сельского поселения требований о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в квартале (...) выделы (...) и (...) Кондопожского участкового лесничества, и правомерно удовлетворил их. Решение суда в данной части сторонами не оспаривается, и правовых оснований для его отмены в этой части не имеется. В то же время судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что нет оснований для возложения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на Министерство по природопользованию и экологии РК. Как установлено судом и подтверждено материалами дела, участки, на которых расположены несанкционированные свалки, относятся к лесному фонду. В силу п.4 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях. В соответствии со ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Статья 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 (далее-Правила), предусматривает, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Согласно подпункту «б» части 3 Правил санитарно-оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, согласно Положению о данном органе, утвержденному Постановлением Правительства РК от 6 октября 2010 года № 206-П, является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды, а также по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов Республики Карелия в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия. Вышеуказанным Положением также предусмотрена компетенция данного органа по охране и защите лесов на землях лесного фонда. Таким образом, Министерство по природопользованию и экологии РК, наряду с Администрацией Кончезерского сельского поселения, является по данному делу надлежащим ответчиком, на которого должна быть возложена обязанность по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок. С учетом изложенного, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на Министерство по природопользованию и экологии РК обязанности по ликвидации несанкционированной свалки в означенном месте Кондопожского участкового лесничества подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012г.) в связи с неправильным применением норм материального права. И, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, коллегия полагает возможным принять по делу в этой части новое решение об удовлетворении исковых требований, не передавая дело в суд на новое рассмотрение. Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», судебная коллегия Решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 13 декабря 2011 года по настоящему делу в части отказа в удовлетворении иска Карельского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия отменить. Принять в этой части новое решение об обязании Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале (...) выделы (...) Кондопожского участкового лесничества (Берёзовского по материалам лесоустройства). В остальной части решение оставить без изменения. Председательствующий: Судьи: