дела, возникающие из публичных правоотношений



Судья Петраков М.Ю.

№ 33а- 25 /2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 февраля 2012 года

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Сильченко Р.П.

и судей Савельевой Н.В., Колбасовой Н.А.

при секретаре Мариной Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от (...) по заявлению Трунова И.А. об оспаривании действий Карельской таможни Северо-западного таможенного управления Федеральной таможенной службы,

заслушав доклад судьи Савельевой Н.В., пояснения заявителя Трунова И.А. и его представителя Лалетина П.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представителей Карельской таможни Панфилова Д.В. и Ершова С.П., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Трунов И.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Карельской таможни Северо-западного таможенного управления Федеральной таможенной службы по отказу в выдаче паспорта транспортного средства по тем основаниям, что (...) он приобрел в Республике (...) для личного пользования автомобиль (...). На обращение заявителя в Карельскую таможню Северо-западного таможенного управления Федеральной таможенной службы с заявление о выдаче паспорта транспортного средства на указанный автомобиль, им (...) был получен ответ об отказе в выдаче паспорта транспортного средства в связи с отсутствием достаточных оснований для отнесения данного транспортного средства к экологическому классу 4. Заявитель полагает отказ таможни незаконным, поскольку указанный автомобиль относится к экологическому классу Евро -4, что подтверждается сертификатом соответствия, ввезен на территорию Республики (...) до (...), в связи с чем просил принять решение, обязывающее Карельскую таможню Северо-западного таможенного управления Федеральной таможенной службы выдать паспорт транспортного средства в отношении принадлежащего ему автомобиля (...).

В судебном заседании заявитель и его представитель Лалетин П.А. заявление поддержали по указанным в нем основаниям.

В судебном заседании Панфилов Д.В. и Ершов С.П. полагали заявление не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что указанный в представленном заявителем сертификате соответствия экологический класс указанного автомобиля Евро-4 не соответствует сведениям таможенного органа, содержащимся в Одобрениях типа транспортного средства на совпадающий по марке, типу транспортного средства, идентификационному номеру и году выпуска автомобиль с ввезенным заявителем. Содержащаяся в сертификате информация не была подтверждена документально, не представлен документ, послуживший основанием для отнесения указанного автомобиля к 4 экологическому классу- протокол экспертизы технической документации.

Решением суда в удовлетворении заявления отказано.

С решением суда не согласен заявитель, просит его отменить и принять решение, обязывающее Карельскую таможню Северо-западного таможенного управления Федеральной таможенной службы выдать паспорт транспортного средства в отношении принадлежащего ему автомобиля (...), указав на то, что судебное решение не содержит правовой оценки письма ОАО (...) в котором указано о соответствии принадлежащего заявителю автомобиля экологическому классу Евро-4. В материалах дела имеется информация о внесении представленного заявителем сертификата соответствия указанного автомобиля экологическому классу Евро-4 в единый реестр, размещена на официальном информационном ресурсе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, доказательств исключения сертификата из единого реестра таможней не представлено. Таможней не представлены доказательства недействительности сертификата соответствия. Законодательством РФ не установлено требование о необходимости предоставления в таможенный орган каких-либо иных документов. Представленные заявителем доказательства не были должным образом исследованы судом и не были учтены при вынесении решения. В дополнениях к апелляционной жалобе указал на то, что ответственность за решение о достаточности доказательственной базы, использованной при классификации транспортного средства по экологическому классу, и выдачу сертификата соответствия несет ОС «Ростест-Москва». Определение экологического класса транспортного средства должно осуществляться таможенным органом на основании сертификата соответствия, выданного аккредитованным в установленном порядке органом по сертификации, который внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в Единый реестр сертификатов соответствия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель по договору купли-продажи от (...) приобрел в Республике (...) для личного пользования автомобиль (...). При ввозе указанного автомобиля на территорию Российской Федерации заявитель обратился с заявлением в Карельскую таможню Северо-западного таможенного управления Федеральной таможенной службы о выдаче паспорта транспортного средства. К заявлению был приложен сертификат соответствия (...), выданный «Ростест-Москва», который впоследствии был заменен на сертификат соответствия (...) В сертификате соответствия указанный автомобиль был отнесен к экологическому классу 4.

Карельской таможней Северо-западного таможенного управления Федеральной таможенной службы было отказано заявителю в выдаче паспорта транспортного средства в связи с отсутствием достаточных оснований для отнесения принадлежащего заявителю транспортного средства к экологическому классу 4.

В статье 3 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об охране атмосферного воздуха" закреплены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, включая принцип недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды и обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Согласно ст. 4 названного Федерального закона государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 5 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, в том числе относится установление порядка разработки технических нормативов выбросов, утверждение технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастров), в отношении которых они разрабатываются.

Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с выпуском, определен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010г.

Оформление и выдача паспортов транспортного средства на транспортные средства, являющиеся товарами таможенного союза, производится в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом Министерства внутренних дел РФ №496, Министерства промышленности и энергетики РФ №192, Министерства экономического развития и торговли РФ №134 от 23.06.2005г.

В соответствии с требованиями пункта 70 Положения о паспортах транспортных средств заполнение строки «Экологический класс» осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства» и «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям». Сведения формируются и размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы. В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005г. №609, паспорта не выдаются.

Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств, относящиеся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 года №184 –ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Постановлением Правительства РФ №609 от 12 октября 2005 года утвержден специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (далее- Регламент), который принят в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ.

Пунктом 8 Регламента определены технические требования к автомобильной технике и двигателям внутреннего сгорания. В соответствии с пунктом 10 Регламента экологический класс транспортного средства определяется на момент производства и не должен превышать установленные технические нормативы.

Запрещается выпуск в обращение автомобильной техники двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса после даты вступления в силу требований следующего экологического класса, установленной пунктом 14 Регламента.

В соответствии с пунктом 14 Регламента на территории РФ с 01 января 2010 года действует экологический класс 4. Экологический класс Евро 4 присваивается автомобилю, если он полностью соответствует экологическим требованиям, установленным государством.

Соответствие определенному экологическому классу задается производителем на стадии проектирования и разработки транспортного средства в целом, на основании технических требований и стандартов, предъявляемых производителю автомобильной техники.

В базе Одобрений типа транспортных средств на зарубежные автомобили, подтверждающих соответствие требованиям технического регламента, с указанием экологического класса, размещенной на официальном сайте Федеральной таможенной службы, на совпадающий по марке, типу транспортного средства, идентификационному номеру и году выпуска автомобиль с ввезенным заявителем указан экологический класс Евро-2,3.

Карельской таможней было направлено обращение в Государственный научный центр РФ Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института письмом от (...) для проведения проверки и даче заключения по вопросу обоснованности принятия решения и выдачи сертификатов соответствия, подтверждающих экологический класс автотранспортных средств. К обращению, в том числе был приложен первоначально представленный заявителем сертификат соответствия (...), выданный «Ростест-Москва», на принадлежащий ему автомобиль.

Согласно ответу Органа по сертификации «ОСМТС-Центр экспертизы» ФГУП «НАМИ» транспортное средство, принадлежащее заявителю, имеет экологический класс ниже четвертого.

Информационным письмом Федеральной таможенной службы от (...) «О применении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и выдаче паспортов транспортных средств» даны разъяснения таможенным органам ФТС России о том, что заполнение строки «Экологический класс» ПТС при выдаче ПТС на единичные транспортные средства, год выпуска которых 2000 год и более, осуществляется на основании сведений, содержащихся в базе данных сертификатов соответствия и ОТТС, при этом, если на транспортное средство одного типа имеется информация с различными экологическими классами, принимается к сведению информация с наименьшим экологическим классом.

При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Карельской таможни в выдаче паспорта транспортного средства заявителю на принадлежащий ему автомобиль (...) является законным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что определение экологического класса транспортного средства должно осуществляться таможенным органом на основании сертификата соответствия, выданного аккредитованным в установленном порядке органом по сертификации, который внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в Единый реестр сертификатов соответствия, не основаны на приведенном судом первой инстанции анализе законодательства РФ.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть учтены, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств, правовых оснований для иной оценки установленных судом доказательств у судебной коллегии не имеется, заявителем не представлено суду достоверных и бесспорных доказательств соответствия принадлежащего ему автомобиля экологическому классу Евро 4.

Таким образом решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327, 372.1, 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от (...) по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200