прочие исковые



Судья Великанов Е.Г.

№ 33-717/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«10» апреля 2012 года

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Фаткуллиной Л.З.,

судей Душнюк Н.В., Савельевой Н.В.,

при секретаре Макаршиной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 14.02.2012 года по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрации Кедрозерского сельского поселения, Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «Кондопожское дорожное ремонтно-строительное учреждение» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку.

Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., пояснения представителя Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, прокурора, судебная коллегия

установила:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления было установлено, что в квартале ХХ выдел ХХ (...), расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Ответчиками не принимаются меры, направленные на ликвидацию указанной свалки, что является нарушением конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Прокурор просил обязать ответчиков в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать названную несанкционированную свалку.

Решением суда иск удовлетворен частично. Суд обязал Министерство по природопользованию и экологии РК, Администрацию Кедрозерского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале ХХ выдел ХХ (...). В остальной части иска отказано.

С решением суда не согласен ответчик - Министерство по природопользованию и экологии РК (далее Министерство). В апелляционной жалобе представитель Министерства Величко Д.С. просит отменить решение суда в части возложения на Министерство обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов и прекратить в этой части производство по делу. Указывает, что обязанность Министерства по ликвидации свалок бытовых и иных отходов на территории лесного фонда законодательством не установлена. Полномочия в области защиты и охраны лесов в соответствии с ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ осуществляются за счет средств субвенций из федерального бюджета. На запрос Министерства в (...) г. Федеральное агентство лесного хозяйства разъяснило, что расходование средств из федерального бюджета на выполнение мероприятий по ликвидации последствий загрязнения или захламленности лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, а также бытовым и строительным мусором не предусмотрено. Полагает, что согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения земель. Несанкционированная свалка находится на территории Кедрозерского сельского поселения, что свидетельствует о ненадлежащем контроле за процессом сбора и вывоза отходов Администрацией Кедрозерского сельского поселения.

В возражениях на апелляционную жалобу Карельский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства без удовлетворения. Считает, что с учетом положений ст. 83 Лесного кодекса РФ ст.ст. 3, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 2, 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007г. № 414, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки обоснованно возложена на орган исполнительной власти и орган местного самоуправления.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства Наследсков С.М. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в апелляционной жалобе доводам.

Прокурор Волкова Е.А. возражала по доводам жалобы по изложенным в письменном возражении основаниям.

Представители ГУП РК «Кондопожское дорожное ремонтно-строительное учреждение», Министерства строительства РК в суд не явились, о времени и месте судебного заседания судом апелляционной инстанции извещены.

Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения законодательства о природопользовании и охране окружающей среды. В результате проверки установлено, что в квартале ХХ выдела ХХ (...) расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Указанная свалка находится в границах Кедрозерского сельского поселения, на землях лесного фонда, образована в результате действий жителей д.(...). Сведений о передаче данного земельного участка в пользование или в собственность какому-либо физическому или юридическому лицу суду не представлено.

Статьей 42 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 51 Лесного кодекса РФ установлены общие положения об охране и о защите лесов. Указанной статьей предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено в ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе, осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

На основании ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется ряд мер санитарной безопасности, в частности, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В соответствии с п.п. 7 п. 9 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии РК, утвержденного Постановлением Правительства РК от 06.10.2010 года № 206-П, указанное ведомство осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: организует использование лесов и охрану лесов (в том числе, осуществление мер пожарной безопасности), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе, создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

С учетом установленных обстоятельств по делу, а также анализа приведенного законодательства обязанность принять меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки, по решению суда обоснованно возложена на Министерство по природопользованию и экологии РК и Администрацию Кедрозерского сельского поселения. При этом суд руководствуясь ст.56 ГПК РФ правомерно освободил ГУП РК «Кондопожское ДРСУ» от гражданско-правовой ответственности, поскольку доказательств нахождения спорной свалки в полосе отвода какой-либо автодороги суду представлено не было, не представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.

Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность Министерства по ликвидации свалок бытовых и иных отходов на территории лесного фонда законодательством не установлена, опровергается положениями выше указанных нормативных актов. Ссылка Министерства о том, что финансирование работ по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов не предусмотрено, не может быть принята во внимание, поскольку не освобождает ответчика от выполнения предусмотренных законодательными актами обязанностей и правового значения для разрешения спора не имеет. При этом, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана должная правовая оценка, которую судебная коллегия с учетом вышеизложенного находит правильной.

На основании изложенного, судебная коллегия считает, что постановленное по настоящему делу судебное решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 14.02.2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200