Судья Васильев Д.В. № 33-1051/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «17» апреля 2012 года г. Петрозаводск Судебная коллегия по гражданским делам в составе: председательствующего Фаткуллиной Л.З. и судей Гельфенштейна В.П., Душнюк Н.В. при секретаре Макаршиной А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тарасовой В.Н. на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 18 января 2012 года по иску Тарасовой В.Н. к Муниципальному учреждению «Лоухская центральная районная больница» и Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Лоухском районе РК о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и взыскании компенсации причинённого морального вреда. Заслушав доклад судьи Гельфенштейна В.П., объяснения представителя ГУ УПФ РФ в Лоухском районе РК Зайкова А.Ф., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Тарасова В.Н. первоначально обратилась с иском к Муниципальному учреждению «Лоухская центральная районная больница» (далее МУ «Лоухская ЦРБ») по тем основаниям, что она состояла в трудовых отношениях с данным учреждением, работала (...) в МДОУ «Лоухский детсад». Истице работодателем - МУ «Лоухская ЦРБ» не выплачена положенная ей компенсация за дрова и электроэнергию. Кроме этого, МУ «Лоухская ЦРБ» в адрес пенсионного фонда была представлена справка, которая не содержала в себе сведений о стаже ее работы за последние три года, в связи с чем ей было отказано в назначении пенсии. Истица просила суд взыскать с МУ «Лоухская ЦРБ» возникшую задолженность, разрешить вопрос о её пенсионной льготе как медицинского работника, обязать создать надлежащие условия труда на рабочем месте и возместить компенсацию морального вреда, причинённого ей как указанными действиями (бездействием), так и утратой работодателем документов, подтверждающих трудовые правоотношения с истицей. По требованиям о взыскании с работодателя задолженности по выплатам и взыскании компенсации причинённого морального вреда, в том числе связанной с утратой документов, подтверждающих трудовые правоотношения, а также требованиям о создании на рабочем месте условий труда, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям Лоухским районным судом РК вынесены решения от 31.10.2011 и от 29.11.2011. Исковые требования Тарасовой В.Н. о назначении ей досрочной трудовой пенсии и взыскании компенсации морального вреда выделены в отдельное производство в рамках настоящего гражданского дела. Судом к участию в деле в качестве соответчика по данному делу привлечено Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Лоухском районе РК (далее ГУ УПФ РФ в Лоухском районе РК). Истица Тарасова В.Н. в судебном заседании иск уточнила, просила обязать надлежащего ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента наступления права на получение данной пенсии, которое она приобрела, по её мнению, ещё до обращения в УПФ в Лоухском районе с соответствующим заявлением, взыскать в её пользу с каждого из ответчиков компенсацию морального вреда в сумме по (...) рублей, причинённого ей длительным не назначением пенсии, материальными затруднениями, вызванными данным обстоятельством. Решением суда иск удовлетворен частично. Суд обязал ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Лоухском районе РК зачесть Тарасовой В.Н. период её работы с (...) по (...) включительно в должности (...) ясли - сада № 1 пос. Лоухи (МДОУ «Детский сад № 1») в стаж, дающий ей право на досрочное назначение пенсии по старости как медицинскому работнику, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001. В удовлетворении остальной части иска отказано. С ГУ УПФ РФ в Лоухском районе РК взыскана госпошлина в сумме (...). С решением суда не согласна Тарасова В.Н., в апелляционной жалобе просит его отменить. Полагает исковые требования законными и обоснованными, указывает, что МУ «Лоухская центральная районная больница» поэтапно уничтожила документы, подтверждающие записи в трудовой книжке, считает данные действия ответчика преднамеренными. Полагает, что собранные ею документы подтверждают, что она не является нарушителем закона или чьих-либо прав. Считает, что нарушителем ее прав является МУ «Лоухская центральная районная больница», которая воспрепятствовала ей в получении информации для реализации своих законных прав и интересов, связанных с получением пенсии. Полагает, что сам факт того, что ее пытаются выставить перед судом как «прогульщика» является недостойным и оскорбительным со стороны МДОУ «Лоухский детский сад». В возражениях на апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Лоухском районе РК считает апелляционную жалобу Тарасовой В.Н. не подлежащей удовлетворению. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Лоухском районе РК Зайков А.Ф. полагал решение суда законными обоснованным, а апелляционную жалобу истицы – не подлежащей удовлетворению. Истица Тарасова В.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, просила рассмотреть апелляционную жалобу без ее участия, поддерживает заявленные требования об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований в полном объеме. Представитель ответчика МУ «Лоухская ЦРБ» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Проверив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, судебная коллегия приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Согласно пп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. На основании пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, (...) Тарасова В.Н. обратилась в ГУ УПФ в Лоухском районе РК с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от (...) № (...) установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у Тарасовой В.Н. отсутствует связи с недостаточностью стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (стаж работы Тарасовой В.Н. составил календарно (...), с учетом Постановления Конституционного суда № 2-П – (...), при требуемом стаже 25 лет). Согласно данному протоколу в стаж работы истицы, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии, не включены периоды ее работы: с (...) по (...) в должности (...) Лоухской центральной районной больницы, так как работа в указанной должности в данном учреждении не засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии; с (...) по (...) в должности (...) (детского сада № 1, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1»), так как трудовая деятельность в указанной должности в данном учреждении не засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, а также на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, начиная с (...). С (...) по (...) в должности (...) муниципального образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом Огонёк», так как указанная должность в данном учреждении не предусмотрена действующим законодательством, а также на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. Остальные периоды работы включены истице пенсионным органом в стаж, дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии, до момента её обращения в УПФ в Лоухском районе (до (...)). Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждён список учреждений и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Медицинские сестры таких учреждений, как детские ясли, детские сады, в указанном списке не поименованы. В период трудовой деятельности истицы действовали Закон СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года, Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» от 15 мая 1990 года, Закон РСФСР № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 года, Федеральный Закон РФ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с Постановлением Совета министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», принятым на основании ст. 58 Закона СССР от 14 июля 1956 года, работа в детских яслях, детских садах и объединённых яслях - садах давала право медицинским сестрам на назначение досрочной трудовой пенсии за выслугу лет. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 был утверждён новый список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения давала право на пенсию за выслугу лет, который, на основании п. 4 Постановления Правительства РФ 22 сентября 1993 года № 953, с внесёнными в нём изменениями, был введен в действие на территории Российской Федерации с 01 октября 1993 года, и применялся при назначении пенсии лицам в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В связи с принятием Постановления Правительства РФ 22 сентября 1993 года № 953, Постановление Совета Министров СССР № 1397 утратило юридическую силу. В дальнейшем Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года был принят новый список должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Данное Постановление действовало до принятия Правительством РФ Постановления № 781 от 29 октября 2002 года. В указанных нормативных актах включение работы в должности медицинской сестры детских садов и детских яслей - садов в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии, после 01 октября 1993 года предусмотрено не было. С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что время работы истицы в должности (...) в детских яслях после 01 октября 1993 года не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную либо иную деятельность, связанную с охраной здоровья населения, в учреждениях здравоохранения. В то же время, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ № 868-0-0 от 20 ноября 2008 года, период работы Тарасовой В.Н. с (...) по (...) включительно в должности (...) ясли - сада № 1 пос. Лоухи (МДОУ «Детский сад № 1») подлежит включению в стаж, дающий ей право на досрочное назначение пенсии по старости как медицинскому работнику, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года. Требования истицы о зачете работы в должности (...) МУ «Лоухская ЦРБ» в период с (...) по (...) в размере 1 год работы как 1 год и 9 месяцев удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Согласно имеющимся в материалах дела документам (приказ № (...) от (...) о переводе Тарасовой В.Н. на должность (...) ДДОУ «Лоухский детский сад», трудовой договор № (...) от (...), заключенный между Тарасовой В.Н. и МУ «Лоухская ЦРБ»), истица работала в хирургическом отделении МУ «Лоухская ЦРБ» (...). Данная должность в перечне структурных подразделений и должностей, утверждённом Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, дающим право на исчисление стажа из расчёта 1 год как 1 год и 6 месяцев, не поименована, и отнесена к списку должностей, дающему право на зачёт стажа в календарном исчислении. Возможность учёта стажа медицинским работникам из расчёта 1 год как 1 год и 9 месяцев действующими нормативными актами не предусмотрена. Указанный период работы включен в стаж работы истицы ГУ УПФ в Лоухском районе в календарном исчислении обоснованно. Также пенсионным законодательством не предусмотрено включение в льготный стаж время нахождения истицы на учёте в центре занятости населения в качестве безработной, в связи с чем, доводы Тарасовой В.Н. в данной части обоснованно признаны судом несостоятельными. Доводы истицы в том, что с (...) она была переведена с должности (...) на должность (...), в которой работала до (...), однако выполняла прежнюю работу, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Истицей не представлено доказательств в подтверждение ее доводов о тождественности должности (...) детского сада, которую она занимала, и должности (...) детского сада. Доводы истицы в том, что медицинский и педагогический стажи подлежат суммированию при исчислении общего стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии, не основаны на Законе. Действующее пенсионное законодательство, включая Постановление Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», не содержит в себе положений, предусматривающих возможность суммирования медицинского и педагогического стажа для назначения льготной пенсии. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что решение ГУ УПФ в Лоухском районе об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии соответствует закону. Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными. Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 18 января 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасовой В.Н. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: