об обязани поставить на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автомобильную дорогу



Судья Костина В.А.

№ 33 – 1144-2012

15 мая 2012 г. г. Петрозаводск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Королевой С.В.

и судей: Леоновой Л.П., Слиж Н.Ю.

при секретаре Мариной Т.С.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Кондопожского муниципального района на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 07 февраля 2012 года по заявлению прокурора Кондопожского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Янишпольского сельского поселения, Администрации Кондопожского муниципального района, Администрации Кондопожского городского поселения, Министерству строительства Республики Карелия об обязании поставить на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автомобильную дорогу.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

Прокуратурой Кондопожского района проведена проверка в части исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании автомобильной дороги от станции Заделье до автомобильной дороги федерального значения «Кола», находящейся на территории Кондопожского муниципального района, которая входит в маршрут школьного автобуса г. Кондопога - ст. Заделье. В ходе проверки выявлены недостатки, такие как ямочность, отсутствие обочин, отсутствие автобусных остановок и посадочных площадок, заужена проезжая часть. Станция Заделье входит в состав Янишпольского сельского поселения Кондопожского муниципального района. Дорога не состоит на балансе администраций сельского поселения и муниципального района, не является собственностью Республики Карелия, не включена в Перечень дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденного распоряжением Правительства Республики Карелия № 471р-П от 01.11.2010г. Отсутствие собственника дороги влечет невозможность обеспечения ее сохранности и обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения.

Ссылаясь на положения ст. 225 ГК РФ, ст.ст. 5, 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 13, 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», ст. 3 Закона РК «О городских, сельских поселениях в РК» прокурор просил обязать ответчика Администрацию Янишпольского сельского поселения обратиться с заявлением в Управление Росреестра по РК о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автомобильной дороги от станции Заделье до автомобильной дороги федерального значения «Кола».

К участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Администрация Кондопожского муниципального района, Министерство строительства Республики Карелия, Администрация Кондопожского городского поселения, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, Управление Росреестра по РК.

Решением суда заявление прокурора Кондопожского района удовлетворено. Суд обязал Администрацию Кондопожского муниципального района обратиться в Управление Росреестра по РКс заявлением о принятии автомобильной дороги протяженностью от федеральной автомобильной магистрали М-18 «Кола» до станции Заделье Кондопожского района на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

С решением суда не согласна Администрация Кондопожского муниципального района, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что земельный участок, на котором расположена автодорога, находится на землях лесного фонда, т.е. земельный участок находится в федеральной собственности, соответственно у него есть собственник в лице Федерального агентства лесного хозяйства, которым функции по распоряжению указанными земельными участкам и на территории Республики Карелия переданы Министерству по природопользованию и экологии РК. В отношении всех земель лесного фонда РФ осуществлена регистрация права собственности РФ в порядке, установленном ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». На землях лесного фонда в силу положений ст. 101 Земельного кодекса РФ могут находиться, в том числе, и дороги. Не согласны с выводом суда о том, что не имеет правового значения для настоящего спора отсутствие необходимых документов на земельный участок, поскольку у данного земельного участка имеется собственник. Соответственно возникнут трудности в постановке автодороги в качестве бесхозяйного объекта в Управлении Росреестра по РК, так как будет иметь место расхождение между собственником недвижимого имущества – спорной автодорогой и собственником земельного участка, на котором расположено данное недвижимое имущество, что нарушает п/п. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ о единстве земельного участка и прочно связанного с ним объекта, которые следуют судьбе земельных участков. Кроме того, невозможно осуществить ремонт автодороги, поскольку не решен вопрос с принадлежностью земельного участка, у которого имеется собственник. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ работы по ремонту автодороги должны осуществляться на основании выданных органом местного самоуправления разрешений, которые в свою очередь могут быть представлены после оформления необходимых документов на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости. Указанный земельный участок имеет собственника. Ненадлежащее техническое состояние дороги подтверждает очевидность спора в рамках оценки возможности нахождения данной дороги в собственности муниципальных образований. Спорная автодорога в соответствии с «Критериями отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения РК» не является дорогой местного значения, а относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.

Поскольку автодорога не является дорогой местного значения, это исключает возможность нахождения ее в собственности муниципального района (ст.ст. 14, 15,50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Также не согласны с выводом суда, что спорная автодорога является объектом недвижимости, поскольку лесные дороги не являются объектами недвижимости.

Кроме того не согласны с тем, что с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи автодороги должна обратиться Администрация Кондопожского муниципального района, поскольку спорная автодорога расположена на территории (в границах) двух поселений -Кондопожского городского и Янишпольского сельского, которые входят в состав Кондопожского муниципального района, но территориально дорога расположена в границах указанных поселений.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор согласен с решением суда. Указывает, что автодорога находится на территории Кондопожского муниципального района, иных дорог, ведущих к ст. Заделье нет. Земельный участок, на котором расположена автодорога, относится к землям лесного фонда, выдел 1 Кондопожского лесничества. В лесном реестре не числится. Распоряжением Правительства РК от 01.11.2010г. автодорога не включена в перечень дорог регионального или межмуниципального значения РК. Соответственно суд сделал правильный вывод о том, что спорная автодорога существует фактически, не находится в собственности каких-либо физических или юридических лиц. Автодорога не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, что затрудняет движение транспорта, в том числе и регулярную перевозку школьников по школьному маршруту. Отсутствие собственника, который будет следить за техническим состоянием автодороги, влечет нарушение прав граждан, проживающих на территории ст. Заделье и иных лиц, которые могут проезжать в данный населенный пункт. Соответственно необходимо признать указанную дорогу бесхозяйной. Обязанность по постановке автодороги на учет как бесхозяйного имущества возложить на Администрацию Кондопожского муниципального района, поскольку автодорога находится в Кондопожском районе вне границ населенного пункта.

В суде апелляционной инстанции пом.прокурора Миронова Д.Ю. заявление поддержала, полагая, что требования заявлены обоснованно.

Остальные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.

Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.

Суд удовлетворил требования прокурора, обосновав свое решение тем, что автодорога до ст. Заделье не состоит на балансе ФКУ «Упрдор «Кола», Кондопожского муниципального района, Янишпольского сельского поселения, не находится в собственности каких-либо юридических или физических лиц, соответственно является бесхозяйной. Спорная дорога является дорогой местного значения, находится в Кондопожском районе вне границ населенного пункта, соответственно обязанность обратиться в Управление Росреестра по РК следует возложить на Администрацию Кондопожского муниципального района.

Однако с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно пунктам 1 и 11 статьи 13 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

Статьей 6 ФЗ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Обеспечение безопасности дорожного движения в силу статьи 5 названного ФЗ № 196-ФЗ осуществляется в том числе, посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 15 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 10 статьи 5 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения (ч. 9).

Из анализа вышеприведенного законодательства следует, что на территории Российской Федерации автомобильные дороги создаются и используются на основе единства экономического пространства, в условиях многообразия форм собственности. Основным критерием отнесения автомобильной дороги к тому или иному уровню собственности является включение или невключение ее в соответствующий федеральный или региональный перечень.

Перечни автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального и местного значения утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (ч.7ст.8, ст. 12 и 13 Закона). Именно включение автомобильной дороги в тот или иной перечень является основанием для ее закрепления за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 25 августа 2010 года № 175-П утверждены критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2010 года № 471р-П (с изм.) утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, из которого следует, что автодорога от автодороги М-18 «Кола» до ст. Заделье в названный Перечень не включена.

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия № 218-п от 12 сентября 2001 года спорная автодорога включена в Перечень автомобильных дорог сельскохозяйственного назначения по предложению Янишпольской сельской администрации.

Из материалов дела также следует, что спорная автодорога от станции Заделье до автомобильной дороги «Кола» М-18 находится на землях лесного фонда, является единственной дорогой, ведущей к населенному пункту ст. Заделье. Согласно объяснениям представителя Администрации Янишпольского сельского поселения, данными в судебном заседании 09.08.2011г. (л.д.43 оборот), спорная автодорога обслуживается Кондопожским ДРСУ до границ населенного пункта ст. Заделье, по населенному пункту -Янишпольским сельским поселением.

Из вышеизложенного следует, что автодорога, являющаяся подъездом к ст. Заделье, является автодорогой сельскохозяйственного назначения, проходит по территории двух муниципальных образований (Кондопожское городское поселение, Янишпольское сельское поселение), соответственно оснований для признания спорной дороги бесхозяйной не имеется. Невключение органами местного самоуправления спорной автодороги в соответствующий Перечень не свидетельствует о том, что спорная автодорога является бесхозяйным имуществом, поскольку в силу вышеприведенного законодательства включение автодороги в тот или иной Перечень возложено, в том числе, и на органы местного самоуправления.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в силу п.1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов, судебная коллегия принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Кондопожского городского суда от 07 февраля 2012 года по настоящему делу отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

Председательствующий

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200