Судья Никитина А.В. № 33-1416/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 29 мая 2012 года г. Петрозаводск Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия в составе: председательствующего Переплесниной Е.М. и судей Глушенко Н.О., Сыромятникова А.В. при секретаре Тихоновой К.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от (...) по иску Марковой О.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения РК «Олонецкая центральная районная больница» о взыскании компенсации расходов на оплату электроэнергии. Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Истица Маркова О.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что работает в ГБУЗ «Олонецкая центральная районная больница» (...) проживает в сельской местности. Действующим законодательством ей и членам ее семьи гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Однако за период с (...) года по (...) год ответчик не выплачивает денежную компенсацию расходов на электроэнергию. В связи с чем, просит суд взыскать с ГБУЗ «Олонецкая центральная районная больница» задолженность по оплате за электроэнергию в размере (...) руб. (...) коп. В ходе судебного разбирательства ответчик признал исковые требования частично в сумме (...) руб. (...) коп. в пределах социальной нормы площади жилья (18 кв.м. на человека) и норматива потребления электроэнергии необходимого для освещения - 50 кВт ч. в месяц на одного получателя мер социальной поддержки и 600 кВт ч. в год. Решением суда иск удовлетворен. Суд взыскал с государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Олонецкая центральная районная больница» в пользу Марковой О.В. в счет компенсации расходов по оплате за освещение за период с (...) по (...) денежную сумму в размере (...) руб. (...) коп. Также с ответчика взыскана государственная пошлина в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района в размере (...) руб. С данным решением не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение. Полагает решение суда принятым с неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что распоряжением Правительства Республики Карелия от 30.12.2011г. № 824р-П муниципальное учреждение «Олонецкая центральная районная больница» передано из муниципальной собственности Олонецкого национального муниципального района в государственную собственность Республики Карелия и с 01.01.2012 года переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Олонецкая центральная районная больница». В соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Решением Олонецкого районного совета от 24.12.2008г. № 121 был утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Олонецкого национального муниципального района, которым установлена социальная поддержка специалистам муниципальных учреждений, работающих и проживающих за пределами города: врачам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья. Норматив потребления электроэнергии необходимый для освещения действующего социального норматива площади жилья составляет 50 кВт ч. в месяц на одного получателя мер социальной поддержки, 600 кВт ч. в год на одного получателя мер социальной поддержки. ГБУЗ «Олонецкая центральная районная больница» считает, что поскольку истицей заявлены требования о взыскании компенсации по оплате за электроэнергию за период с (...) по (...), то есть за период работы в муниципальном учреждении, то при расчете льготы за электроэнергию подлежит применению вышеуказанный Порядок. Представлен расчет, согласно которому в пределах социальной нормы за период с (...) по (...) подлежит взысканию денежная компенсация в размере (...) руб. (...) коп. Расчет произведен исходя из того, что норматив месячного потребления электроэнергии на одного получателя за период с (...) по (...) составил - 1,29 руб., за период с (...) по (...) - 1,48 руб., в квартире истца зарегистрированы и проживают два человека. Марковой О.В. представлены возражения на жалобу, в которых она выразила согласие с постановленным решением. Ссылается на то, что до 01.01.2005 года все работники здравоохранения, проживающие и работающие в сельской местности, а также члены их семей, имели право на бесплатное предоставление жилья с отоплением и освещением. После изменения порядка реализации льгот, ранее предоставлявшихся в натуральной форме, а в настоящее время в виде денежной компенсации, совокупный объем финансирования соответствующих льгот не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. При изменении порядка реализации льгот органы власти субъекта и местного самоуправления должны обеспечивать сохранение ранее существовавшего уровня социальной защиты граждан. Не должны приниматься и применяться нормативные акты, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина. В настоящее время данная льгота для медицинских работников, работающих и проживающих на селе, не отменена и должна предоставляться в прежнем объеме. В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ГБУЗ «Олонецкая центральная районная больница» не явился, извещен о дне слушания дела. Истица Маркова О.В. в суде апелляционной инстанции возражала против доводов жалобы, просила оставить решение суда без изменения. Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истицы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению. До 01.01.2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа пользовались правом на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением на основании в т.ч. ст. 59 ЖК РСФСР, ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Кроме того, в статье 38 Закона Республики Карелия от 28.02.1997 года «Об охране здоровья граждан и медико-социальной помощи на территории Республики Карелия» для врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственного и муниципального здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей предусматривалось право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (утратил силу в соответствии с Законом Республики Карелия от 6 июня 2005 года № 876-ЗРК). Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (действующих до 01.01.2012 года), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В силу ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Маркова О.В. работает в структурном подразделении ГБУЗ «Олонецкая ЦРБ» в (...) участковой больнице с (...) и по настоящее время в должности (...). Проживает в п. (...) Олонецкого района, ул. (...), д. (...), кв. (...). Кроме нее в квартире также зарегистрирован и проживает сын (...) Суд правильно указал, что истица, как медицинский работник, проживающий в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления жилой площади с отоплением и освещением. За период с (...) по (...) год за потребленную электроэнергию в объеме 2260 кВт.ч. истицей уплачено (...) руб. (...) коп. Вынося решение об удовлетворении в полном объеме заявленных требований суд исходил из того, что истица является работником государственного бюджетного учреждения здравоохранения РК «Олонецкая центральная районная больница», и имеет право на получение компенсации в соответствии с Законом РК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» от 17.12.2004 N 827-ЗРК и постановлением Правительства РК от 17.01.2005 N 1-П «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», распространяющих свое действие на медицинских работников государственных учреждений, работающих и проживающих за пределами городов. Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции. Судом не было учтено, что распоряжением Правительства Республики Карелия от 30.12.2011г. № 824р-П муниципальное учреждение «Олонецкая центральная районная больница» как имущественный комплекс передано из муниципальной собственности Олонецкого национального муниципального района в государственную собственность Республики Карелия и с 01.01.2012 года переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Олонецкая центральная районная больница». Истицей заявлены требования о взыскании компенсации по оплате электроэнергии за период с (...) по (...), т.е. за период работы в муниципальном учреждении. Решением Олонецкого районного совета № 121 от 24.12.2008 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Олонецкого национального муниципального района. Указанный порядок устанавливает правила представления мер социальной поддержки в виде оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальных и норм площади жилья, в т.ч. специалистам муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Олонецкого национального муниципального района, работающих и проживающих за пределами городов: врачи, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Согласно п.1.4 названного Порядка, возмещение расходов производится за счет средств и в пределах субсидий, предоставляемых из фонда софинансирования Республики Карелия бюджету Олонецкого национального муниципального района, в соответствии с постановлением Правительства РК от 05.02.2008г. № 23-П, и средств местного бюджета. Пунктом 2.2. Порядка предусмотрено, что заявление подается по месту работы на имя руководителя муниципального учреждения о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (оплата жилой площади с отоплением и освещением). Муниципальное учреждение компенсирует гражданам расходы по оплате освещения в пределах соответствующих норм потребления на территории Олонецкого района, согласно раздела 3. Данным разделом Порядка установлен норматив потребления электроэнергии, необходимый для освещения действующего социального норматива площади жилья 50 кВт. ч. в месяц на одного получателя мер социальной поддержки. При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению в силу п.п. 3, 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ. В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия, изменяя решение суда, с учетом вышеизложенных обстоятельств, находит необходимым принять новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Марковой О.В. Всего в пользу истицы с ответчика подлежит взысканию компенсация в размере (...) руб. из следующего расчета: норматив 50 кВт.ч. х 2 (истица и сын) х 4 месяца (период с (...) по (...)) х 1,29 (тариф) = (...) руб., норматив 50 кВт.ч. х 2 х 2 месяца (период с (...) по (...)) х 1,29 (тариф) = (...) руб., норматив 50 кВт.ч. х 2 х 8 месяцев х 1,48 (тариф)= (...) руб. Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от (...) по настоящему делу изменить в части и принять по делу новое решение, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: «Иск Марковой О.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения РК «Олонецкая центральная районная больница» о взыскании компенсации расходов на оплату электроэнергии удовлетворить частично. Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения РК «Олонецкая центральная районная больница» в пользу Марковой О.В. в счет компенсации расходов по оплате за электроэнергию (...) руб., государственную пошлину в доход Олонецкого национального муниципального района (...) руб. В остальной части в удовлетворении иска отказать.» Председательствующий: Судьи: