Судья Никитина А.В. № 33-1818/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 26 июня 2012 года г. Петрозаводск Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе: председательствующего Переплесниной Е.М., судей Сыромятникова А.В., Черонко Е.В., при секретаре Макаршиной А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 20 апреля 2012 года по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Олонец-древ» и администрации Куйтежского сельского поселения об обязании ликвидировать несанкционированную свалку. Заслушав доклад судьи Сыромятникова А.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Олонец-древ» и администрации Куйтежского сельского поселения по тем основаниям, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в выделе квартала (...) участкового лесничества в границах территории Куйтежского сельского поселения обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов. В соответствии с договором аренды лесного участка от 18.12.2007 данный участок лесного фонда находится в аренде у ООО «Олонец-древ». Несоблюдение федерального законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления влечет возникновение загрязнения окружающей среды и создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем прокурор просил суд обязать ООО «Олонец-древ» и администрацию Куйтежского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов площадью , расположенную в выделе квартала (...) участкового лесничества. Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию Куйтежского сельского поселения и общество с ограниченной ответственностью «Олонец-древ» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку площадью га, расположенную в выделе квартала (...) участкового лесничества. С общества с ограниченной ответственностью «Олонец-древ» в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия взыскана госпошлина в размере руб. Определением суда от 05 мая 2012 года исправлена описка, допущенная в решении суда в части указания номера квартал (...) участкового лесничества, вместо ошибочно указанного квартала указан квартал выдела С решением суда не согласен ответчик ООО «Олонец-древ». В жалобе просит решение в части обязания Общества ликвидировать несанкционированную свалку отменить. В обоснование жалобы указывает, что арендатор осуществляет только те санитарно-оздоровительные мероприятия, которые предусмотрены проектом освоения лесов и отражены в лесохозяйственном регламенте. Между тем, ни проектом освоения лесов, ни лесохозяйственным регламентом подобные мероприятия в квартале в выделе квартала (...) участкового лесничества не предусмотрены. Действующим законодательством предусмотрен специальный порядок действий при выявлении несанкционированных свалок, который в рассматриваемой ситуации компетентными органами не соблюден. Выявленная свалка не относится к производственной деятельности лесозаготовительного предприятия, является свалкой бытовых отходов, организация сбора и вывоза которых возложена на органы местного самоуправления. В возражениях на жалобу ответчика Карельский природоохранный прокурор ссылаясь на законность и обоснованность решения просит жалобу ответчика оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения. В суде апелляционной инстанции прокурор Крылов Д.И. указал на отсутствие оснований для отмены решения суда. В суд апелляционной инстанции представители ООО «Олонец-древ», администрация Куйтежского сельского поселения не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения поселений. Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения земель. Согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. В силу пунктов 2, 4, 28, 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия. Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. При использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами. Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой, в квартале выдел (...) участкового лесничества обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов на площади га. Согласно договору аренды от ХХ.ХХ.ХХ (в редакции дополнительного соглашения от ХХ.ХХ.ХХ), арендатором лесного участка, на котором расположена свалка, является ООО «Олонец-древ». Договор заключен на срок по ХХ.ХХ.ХХ Пунктом 3.4.5 договора аренды предусмотрена обязанность арендатора осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов. Установив данные обстоятельства, оценив представленные доказательства, с учетом положений ст.42 Конституции РФ, ст.ст. 3, 4, 7, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 51, 55, 83 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Pоссийской Федерации», а также Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414, принимая во внимание, что наличие несанкционированной свалки нарушает права населения на благоприятную окружающую среду, суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований, правильно при этом определив надлежащих ответчиков по делу в лице ООО «Олонец-древ» и администрации Куйтежского сельского поселения. При этом суд обоснованно исходил из того, что в силу ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения городских, сельских поселений, сам по себе факт передачи в аренду лесного участка не освобождает муниципальные органы от обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов. ООО «Олонец-древ», являясь арендатором указанного участка, обязано принимать меры санитарной безопасности, в т.ч. осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, на лесном участке, предоставленном в аренду. Доводы жалобы ООО «Олонец-древ» относительно того, что проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом проведение известных санитарно-оздоровительных мероприятий не предусмотрено, не соблюден порядок действий при выявлении несанкционированных свалок, в связи с чем Общество является ненадлежащим ответчиком по делу, не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления. Указанные обстоятельства не имеют правового значения применительно к рассматриваемой ситуации с учетом обозначенных выше законоположений, принимая во внимание, что обязанность арендатора лесного участка (как лица, ответственного за проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном лесном участке) принимать меры, в т.ч. и к ликвидации несанкционированных свалок производственных и бытовых отходов, предусмотрена действующим законодательством, вытекает из смысла вышеобозначенных норм. Иные доводы жалобы также не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не являются основанием к отмене по сути правильного судебного постановления. Выводы суда полно указаны в решении и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 20 апреля 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Олонец-древ» – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: