Судья Прохоров А.Ю. № 33-1830/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 26 июня 2012 года г. Петрозаводск Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе: председательствующего Переплесниной Е.М., судей Сыромятникова А.В., Черонко Е.В., при секретаре Макаршиной А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица - администрации Пряжинского национального муниципального района на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 20 апреля 2012 год по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия к администрации Эссойльского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки. Заслушав доклад судьи Сыромятникова А.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия обратилось в суд с иском к администрации Эссойльского сельского поселения по тем основаниям, что по результатам проведенной проверки соблюдения лесного законодательства установлено, что в квартале выделе (...) участкового лесничества ((...) участкового лесничества по лесоустройству) расположена несанкционированная свалка. Истец просил суд обязать администрацию Эссойльского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения в законную силу ликвидировать указанную несанкционированную свалку. Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию Эссойльского сельского поселения в срок не позднее, чем до истечения шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Эссойльского сельского поселения, в выделе квартала (...) участкового лесничества. С таким решением не согласно третье лицо – администрация Пряжинского национального муниципального района. В жалобе ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия к администрации Эссойльского сельского поселения. Указывает, что судом не учтено, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления поселения обязанности по обеспечению чистоты, защите от захламления, загрязнения всей территории поселения. Указывает, что органами местного самоуправления Пряжинского национального муниципального района предприняты все необходимые меры по исполнению возложенного законом полномочия по организации сбора и вывоза отходов: переданы полномочия на уровень района, заключены необходимые договоры, приобретена спецтехника. Считает, что судом не дана правовая оценка доказательствам, подтверждающим исполнение обязанности по организации сбора и вывоза отходов, не указаны доводы, по которым суд отверг те или иные доказательства. Ссылаясь на ч.2 ст.51, ст.55 Лесного кодекса РФ, ст.13 Земельного кодекса РФ, п.4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ указывает, что органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в связи с чем по настоящему спору обязанность по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель лесного фонда должна быть возложена на Министерство по природопользованию и экологии РК. В возражениях на жалобу третьего лица Министерство по природопользованию и экологии РК в лице ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество» указывает на законность и обоснованность обжалуемого решения и просит жалобу оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения. В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица администрации Пряжинского национального муниципального района Федорова Е.А. доводы жалобы поддержала. Представитель ответчика - глава Эссойльского сельского поселения Ореханов А.И. согласился с доводами жалобы, не оспаривал обязанность поселения по организации сбора и вывоза мусора. При этом указал, что свалка возникла не в результате деятельности сельского поселения. Представитель истца – Министерства по природопользованию и экологии РК Бочинский О.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции указал, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в силу действующего законодательства должна быть возложена на администрацию сельского поселения. Представитель третьего лица – ООО «Вега - Союз» в суд апелляционной инстанции не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом. Заслушав объяснения представителя третьего лица, представителя ответчика, представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения поселений. В соответствии со статьей 13 названного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В соответствии с п.п. 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В силу п.1 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 06.10.2010 № 206-П Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды, а также по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов Республики Карелия в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия. Согласно пп. 5, 7 п. 9. указанного Положения Министерство координирует в пределах своей компетенции деятельность органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, организаций в установленных сферах деятельности. В области лесных отношений осуществляет полномочия собственника лесных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, в пределах, установленных законодательством, в том числе организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. Как следует из материалов дела в ходе проверки соблюдения лесного законодательства установлено, что в квартале выдела (...) участкового лесничества (Эссойльского участкового лесничества по лесоустройству) обнаружена несанкционированная свалка бытового и иного мусора. Лица, разместившие отходы, не установлены. Территория размещения свалок входит в состав лесного фонда и не является арендуемой территорией. Указанные обстоятельства подтверждены представленными по делу доказательствами. Наличие несанкционированной свалки нарушает права населения на благоприятную окружающую среду. Установив данные обстоятельства, оценив представленные доказательства, с учетом положений ст. ст. 3, 51 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», ст.13 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления», ст.12, 13 Лесного кодекса РФ, а также положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд сделал правильный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия исковых требований, правильно при этом определив надлежащего ответчика по делу в лице администрации Эссойльского сельского поселения. Как следует из акта осмотра № 7 от 12.09.2011, несанкционированная свалка находится в границах Эссойльского сельского поселения. В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений. Аналогичное положение закреплено и в ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, довод жалобы администрации Пряжинского национального муниципального района о том, что обязанность по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель лесного фонда должна быть возложена на Министерство по природопользованию и экологии РК в связи с тем, что администрация поселения не является собственником участка лесного фонда, котором расположена несанкционированная свалка мусора, является ошибочным, поскольку основан на неверном понимании норм материального права. Не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и доводы жалобы о том, что органами местного самоуправления Пряжинского национального муниципального района предприняты все необходимые меры по исполнению возложенного законом полномочия по организации сбора и вывоза отходов, поскольку указанные обстоятельства не опровергают установленного судом факта наличия несанкционированной свалки на территории Эссойльского сельского поселения. Выводы суда полно указаны в решении и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Иные доводы жалобы не являются основанием для отмены судебного постановления. Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 20 апреля 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: