прочие исковые



Судья Коваленко В.В. № 33-928/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 апреля 2012 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия

в составе председательствующего Стракатовой З.Е.

судей Черонко Е.В., Глушенко Н.О.

при секретаре Тихоновой К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственной инспекции труда в Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 февраля 2012 года по заявлению муниципального учреждения здравоохранения «Больница скорой медицинской помощи» об оспаривании акта проверки и предписания Государственной инспекции труда в Республике Карелия.

Заслушав доклад судьи Черонко Е.В., судебная коллегия

установила:

Муниципальное учреждение здравоохранения «Больница скорой медицинской помощи» (далее – МУЗ «БСМП») обратилось в суд с заявлением об оспаривании акта проверки от ХХ.ХХ.ХХ г. и предписания от ХХ.ХХ.ХХ г. Государственной инспекции труда в Республике Карелия по тем основаниям, что Государственной инспекцией труда в Республике Карелия проводилась проверка нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении МУЗ «БСМП» по жалобе Шуркина С.В. в связи с невыплатой ему надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном объеме (50 %). По результатам проверки государственным инспектором по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Республике Карелия ХХ.ХХ.ХХ г. на основании акта проверки № (...) было выдано предписание № (...) об устранении нарушения трудового законодательства. На МУЗ «БСМП» возложена обязанность установить Шуркину С.В. процентную надбавку к заработной плате в полном размере 50%, произвести ему перерасчет заработной платы с ХХ.ХХ.ХХ г. с учетом выплаты процентной надбавки в размере 50 %.

Не согласившись с указанным предписанием, МУЗ «БСМП», ссылаясь на положения ст. 316, 317 Трудового кодекса РФ, ст. 11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», п.п. «е» п. 1 постановления Совета Министров РСФСР «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Крайнего севера» от 22.10.1990 г. № 458, полагало, что в действиях учреждения отсутствуют нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении Шуркина С.В. в части выплаты надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, просило признать незаконными и отменить акт проверки от ХХ.ХХ.ХХ г. № (...) и предписание от ХХ.ХХ.ХХ г. № (...).

Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным и отменил предписание Государственной инспекции труда в Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ г. № (...). В удовлетворении остальной части заявления отказано.

С решением суда не согласна Государственная инспекция труда в Республике Карелия. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, преамбулу Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...», указывает, что Шуркин С.В. имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в МУЗ «БСМП». Просит решение суда отменить, вынести новое решение об оставлении обжалуемого МУЗ «БСМП» предписания без изменений.

В возражениях на апелляционную жалобу МУЗ «БСМП» указывает, что судом были приняты во внимание все имеющиеся в материалах дела доказательства, решение суда законно и обоснованно, отмене не подлежит по доводам апелляционной жалобы.

В суде апелляционной инстанции представитель Государственной инспекции труда в Республике Карелия Преображенская Ю.Д. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель МУЗ «БСМП» Богданова А.М. в суде апелляционной инстанции поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу.

Заинтересованное лицо Шуркин С.В. в суд апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен.

Заслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Шуркин С.В. ХХ.ХХ.ХХ года рождения работает в МУЗ «БСМП» в должности (...) с ХХ.ХХ.ХХ г. Шуркин С.В. родился в г. (...), где проживал до (...) года, с (...) года проживает в г. (...), ранее трудового стажа не имел. В связи с его обращением в Государственную инспекцию труда в Республике Карелия по вопросу выплаты не в полном размере надбавки к заработной плате была проведена проверка соблюдения трудового законодательства МУЗ «БСМП». В соответствии с актом № (...) от ХХ.ХХ.ХХ г. установлено нарушение МУЗ «БСМП» требований ст.ст. 22, 57, 146, 315, 317 Трудового кодекса РФ, а также постановления Правительства РФ от 07.10.1993 г. № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера», преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...», выразившееся в том, что работодатель не установил Шуркину С.В., как лицу в возрасте до 30 лет, прожившему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 5 лет по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ г., процентную надбавку к заработной плате в размере 50% с начала его работы в больнице. Предписано устранить данное нарушение.

В соответствии со ст. 146, 148 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлена ст. 317 Трудового кодекса и ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Ранее действующая редакция ст. 11 указанного закона предусматривала выплату данной процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в указанных районах и местностях, если они прожили в них не менее пяти лет.

В указанной редакции статья действовала до 1 января 2005 г. – даты вступления в силу изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации… ".

Действующая в настоящее время редакция ст. 11 Закона не содержит положения о выплате молодежи рассматриваемой надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы на Севере.

Статья 317 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) предусматривает, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Согласно указанной норме права размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

С 20 декабря 1993 года постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 г. № 12 (редакция от 24.04.2007 г.) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029» (вместе с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля I960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 г. № 1029) Петрозаводск отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Подпункт «е» пункта 1 постановления Совмина РСФСР от 22.10.1990 г. № 458 (редакция от 31.05.1995 № 537) «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» предусматривает для молодежи, прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, что надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, работодатель МУЗ «БСМП» назначил Шуркину С.В. при приеме на работу с ХХ.ХХ.ХХ г. выплаты и надбавки к заработной плате в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием. Действующие нормы права не обязывают работодателя назначать при приеме на работу работнику (лицу в возрасте до 30 лет) 50-процентную надбавку к заработной плате с первого дня его работы.

Доводы Государственной инспекции труда в Республике Карелия о необходимости назначения спорной надбавки к заработной плате работника с первого дня его работы в полном объеме основаны на положениях преамбулы к Федеральному закону от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. Однако, с учетом содержащегося в преамбуле данного федерального закона указания на необходимость реализации принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Закона, у лиц в возрасте до 30 лет, проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и с учетом этого получавших указанную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в этих районах и местностях в период до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, право на ее получение в том же размере сохранилось и в дальнейшем.

При этом лицам в возрасте до 30 лет, которые вступили в трудовые отношения с организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в период с 1 января 2005 г., даже если они прожили в указанных местах не менее пяти лет, рассматриваемая надбавка к заработной плате может выплачиваться лишь в соответствии со ст. 317 Трудового кодекса и ст. 11 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ), которыми предусматривается установление размера и порядка ее выплаты в порядке, определенном для установления размера районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в указанных районах и местностях, и порядка его применения, то есть для организаций, финансируемых из федерального бюджета Правительством Российской Федерации.

До установления Правительством РФ соответствующего правового регулирования согласно ст. 423 Трудового кодекса РФ в рассматриваемых случаях применяется постановление Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" и другие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу. Названным постановлением (пп. "е" п. 1) для лиц в возрасте до 30 лет, проживших не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающих в трудовые отношения, надбавки к заработной плате установлены в льготном по сравнению с общеустановленным порядке: в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 "О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР", - в размере 10% за каждые шесть месяцев работы (но не свыше пределов, предусмотренных законодательством).

Указанные положения согласуются с позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении № 433-О-О от 05.03.2009 г., Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 г.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, основанным на правильном применении норм материального права. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 февраля 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной инспекции труда в Республике Карелия – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200