прочие исковые



Судья Гельфенштейн С.Л.

№ 33-2200/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 августа 2012 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Фаткуллиной Л.З.,

судей Душнюк Н.В. и Коваленко С.В.,

при секретаре Петровой С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06 июня 2012 г. по иску Луцкой С.А. к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Коваленко С.В., судебная коллегия

установила:

Луцкая С.А. обратилась в суд с названным иском по тем основаниям, что с (...) по (...) находилась в очередном оплачиваемом отпуске и отдыхала в (...). К месту проведения отпуска и обратно следовала по маршруту (...) посредством железнодорожного и воздушного транспорта. Работодатель отказал в оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно со ссылкой на пункт (...) Распоряжения ОАО «РЖД» № (...) от (...). Истица просила взыскать с ответчика задолженность по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме (...) руб. (...) коп. исходя из справки о стоимости проезда в купейном вагоне скорого поезда по маршруту Москва-Сочи и обратно, а также компенсацию морального вреда в размере (...) руб.

Суд удовлетворил иск частично, взыскал в пользу истицы с ответчика (...) руб. (...) коп. и компенсацию морального вреда в сумме (...) руб. В удовлетворении остальной части иска отказал.

С таким решением не согласен ответчик. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения судом норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и указано, что существенное значение для правильного разрешения спора имеет выяснение обстоятельств, связанных с фактической стоимостью перелета истицы по маршруту Москва-(...)-Москва, поскольку из сложившейся судебной практики следует, что стоимость перелета по указанному маршруту в границах Российской Федерации (определенная по правилам ортодромии) значительно меньше, чем стоимость проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда дальнего следования по маршруту Москва-Сочи-Москва. Взыскание решением суда в пользу Луцкой С.А. денежных средств в размере, значительно превышающем фактические расходы по оплате проезда к месту отдыха и обратно, ведет к ее неосновательному обогащению, что противоречит нормам действующего законодательства, гарантирующим работнику, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, именно возмещение фактических расходов, размер которых судом в указанном случае установлен не был.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Репина Т.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Истица о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции она не явилась. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы.

Заслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Луцкая С.А. с (...) г. работает в качестве (...) на станции (...) ОАО «РЖД».

В период с (...) по (...) истица находилась в очередном оплачиваемом отпуске и отдыхала в (...). К месту отдыха и обратно следовала по маршруту (...).

В подтверждение понесенных расходов по проезду к месту отдыха и обратно истицей представлена справка по маршруту Москва-Сочи, выданная (...) от (...) г., согласно которой тариф экономического класса авиакомпании «(...)» по маршруту Москва-Сочи составляет (...) руб., авиакомпанией «(...)» по маршруту Сочи-Москва составляет (...) руб.

Работодатель отказал истице в оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере стоимости железнодорожного проезда в купейном вагоне скорого поезда по маршруту Москва-Сочи и обратно в размере (...) руб. (...) коп. согласно представленной ею справки (...)(...) от (...).

Отказ мотивирован положением пункта (...) Распоряжения ОАО «РЖД» № (...) от (...), согласно которому в случае, если пункт отправления авиатранспорта располагается на территории Российской Федерации, а пункт прибытия за ее пределами, то компенсация расходов при использовании воздушного транспорта не производится.

В соответствии со статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

В подпункте (...) Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2011 - 2013 гг. указано, что обязательством работодателя на основе законодательства Российской Федерации в сфере социальных гарантий работникам и членам их семей является предоставление работникам права бесплатного проезда по личным надобностям по разовому транспортному требованию в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий в направлении туда и обратно.

Согласно подпункту (...) названного Коллективного договора обязательство работодателя на основе законодательства Российской Федерации в сфере социальных гарантий работникам и членам их семей - предоставлять работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и находящимся на их иждивении детям в возврате до 18 лет один раз в два года (начиная со второго года работы) кроме проезда железнодорожным транспортом, предусмотренного подпунктом (...) настоящего Договора, право бесплатного проезда в пределах территории Российской Федерации по разовому транспортному требованию в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий к месту использования отпуска и обратно. Основанием для выдачи транспортного требования является приказ (распоряжение) руководителя филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД» о предоставлении работнику отпуска. При этом работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, разрешается воспользоваться воздушным транспортом по территории Российской Федерации вместо железнодорожного с компенсацией понесенных расходов от пункта отправления до пункта назначения, указанного в авиационном билете, и обратно, но не более стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда дальнего следования, следующего по маршруту, указанному в авиабилете.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сделал вывод о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истицы задолженности по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно исходя из стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда дальнего следования в размере (...) руб. (...) коп.

Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.

Для правильного разрешения спора суду следовало установить размер фактических расходов истицы на проезд воздушным транспортом по маршруту Москва-(...)-Москва. Данные обстоятельства являются юридически значимыми для дела, судом при рассмотрении дела установлены не были.

Согласно дополнительно представленным в материалы дела документам стоимость авиаперелета по маршруту Москва-(...)-Москва, входящего в пакет туристских услуг, предоставленных (...), составила (...) руб. (...) коп.

Из установленных значений ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов общая ортодромия с аэропорта Москва ((...)) до аэропорта (...) ((...)) составляет (...) км, ортодромия по территории Российской Федерации - (...) км, что составляет (...)% от общей ортодромии.

Таким образом, стоимость авиаперелета для истицы составляет (...) руб. (...) коп. ((...) х (...)% : 100). Указанная стоимость авиаперелета значительно ниже стоимости билетов на железнодорожный транспорт в купейном вагоне по маршруту Москва-Сочи-Москва.

Учитывая изложенное, с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию компенсация расходов к месту отдыха и обратно в размере (...) руб. (...) коп.

Компенсация морального вреда, взысканная судом в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, определена правильно.

При изложенных обстоятельствах, решение суда в части взысканной с ответчика в пользу истицы компенсации расходов по оплате проезда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит изменению на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации путем уменьшения взысканной суммы с (...) руб. (...) коп. до (...) руб. (...) коп. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06 июня 2012 г. по настоящему делу изменить, уменьшив взысканную с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу Луцкой С.А. денежную сумму в возмещение расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно с (...) руб. (...) коп. до (...) руб. (...) коп.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200