Судья Сидоров А.А. № 33-2273/2012 ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 07 августа 2012 г. г.Петрозаводск Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе председательствующего Соляникова Р.В., судей Стыцюн С.А., Данилова О.И. при секретаре Сафроновой О.П. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 28 мая 2012 г. по заявлению Драль И.Б. об оспаривании решения призывной комиссии Беломорского муниципального района о призыве его на военную службу. Заслушав доклад судьи Данилова О.И., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Драль И.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Беломорского района Республики Карелия от ... № ХХ о призыве его на военную службу. С указанным решением он не согласен по тем основаниям, что ... был зачислен на учебу в С-ПУ МВД России с ... на очную форму обучения и ему было присвоено специальное звание - .... ... г. он был отчислен из университета по собственному желанию и сразу же был принят на службу ... ППС ОВД по Беломорскому району, где проходит службу в настоящее время. Полагает, что на него распространяется действие подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в редакции, действовавшей до 01.01.2010. Заявитель просил признать оспариваемое решение призывной комиссии незаконным. Решением суда в удовлетворении заявления отказано. С принятым судебным постановлением не согласен заявитель, в апелляционной жалобе просит решение отменить и вынести новое об удовлетворении заявления. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что вывод суда о том, что ему ранее не предоставлялась отсрочка от военной службы, не соответствует действительности, поскольку он с ... по ... в военкомат вызывался только для уточнения документов и предоставления необходимых справок. Полагает, что на него распространяются положения подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в редакции, действовавшей до 01 января 2010 г. Также указывает, что отсутствие решения уполномоченного органа о предоставлении ему отсрочки не означает отсутствие у него права на ее предоставление. В возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованных лиц призывной комиссии Беломорского муниципального района и Военного комиссариата Республики Карелия Анисько В.Т. полагал апелляционную жалобу несостоятельной и не подлежащей удовлетворению. В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель и его представитель Багинская Г.Ф. доводы апелляционной жалобы поддержали. Представитель заинтересованного лица – Военного комиссариата Республики Карелия Минина М.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражала. Представители призывной комиссии Беломорского муниципального района и МО МВД России «Кемский» в судебном заседании суда апелляционной инстанции не участвовали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ). Статьей 22 указанного закона предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Согласно подпункту «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ, в редакции Федерального закона от 17.12.2009 № 312-ФЗ, действующей с 01 января 2010 г., отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях. Статьей 2 Федерального закона от 17.12.2009 № 312-ФЗ установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ до 1 января 2010 г. пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований. Как установлено судом и усматривается из материалов дела с ... по ... заявитель состоял на воинском учете в военном комиссариате Б-го района. ... г. заявитель поступил на учебу на очное отделение С-ПУ МВД РФ, ему присвоено специальное звание – .... ... г. заявитель был поставлен на учет военного комиссариата В-го района С-Пб. ... г. заявитель был отчислен из университета по собственному желанию и откомандирован в распоряжение МВД по РК. Согласно академической справке АВ ХХ, выданной Санкт-Петербургским университетом МВД РФ, заявитель в университете практику не проходил, выпускную квалификационную работу не выполнял, итоговые государственные экзамены не сдавал, из нормативного периода очного обучения в пять лет обучался менее ... лет. С ... г. после отчисления из учебного заведения заявитель откомандирован в распоряжение МО МВД России «...» и с указанного периода до настоящего времени работает в должности ... отделения ... в отделе полиции по Беломорскому району, имеет специальное звание - .... На воинский учет по месту жительства и службы в отделе военного комиссариата по Б-му району заявитель был поставлен ..., где он прошел медицинское освидетельствование и был признан годным к прохождению военной службы с категорией ХХ. Решением призывной комиссии Беломорского муниципального района от ... № ХХ заявитель был призван на военную службу. Оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, суд обоснованно отказал заявителю в признании решения призывной комиссии незаконным, поскольку заявитель право на отсрочку от военной службы не имеет. Довод апелляционной жалобы заявителя о распространении на него отсрочки от военной службы, предусмотренной подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ (в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ, действовавшей до 1 января 2010 г.), свидетельствует об ошибочном толковании данного закона по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ (в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ, действовавшей до 1 января 2010 г.) отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях. Из анализа указанной нормы закона следует, что для предоставления данной отсрочки заявителю необходимо было поступить на службу в органы внутренних дел непосредственно по окончании обучения в С-ПУ МВД РФ при наличии специального звания в период до 01.01.2010, при этом с учетом того, что в следующей редакции закона добавлены только слова «при наличии у них высшего профессионального образования», соответственно под окончанием учебного заведения ранее действующей редакцией (до 01.01.2010) подразумевалось его завершение, в том числе и с академической справкой. Однако, поскольку заявитель поступил на службу в полицию непосредственно после окончания С-ПУ МВД РФ с академической справкой ... г., то есть в период действия новой редакции закона, требующей от лица кроме прочего наличие высшего профессионального образования, следовательно, на него данная отсрочка не распространяется. Довод апелляционной жалобы заявителя о том, что поскольку он в период с ... по ... в военкомат вызывался только для уточнения документов и предоставления необходимых справок и, следовательно, ему фактически была предоставлена отсрочка от военной службы является несостоятельным, поскольку материалами дела предоставление заявителю в указанный период какой-либо отсрочки от военной службы не подтверждается, более того, оснований для предоставления отсрочки, кроме как на период обучения в С-ПУ МВД РФ, заявитель и не имел. С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 28 мая 2012 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения. Председательствующий Судьи Деперсонификацию выполнил помощник судьи ____________________ (Чернобай Н.Л.), _____ _________________ 2012 г. «Согласовано» судья Верховного Суда РК ____________________ (Данилов О.И.), _____ _________________ 2012 г. «Разместить на сайте» судья Верховного Суда РК ____________________ (Соляников Р.В.), ______ _________________ 2012 г.