о предоставлении земельного участка



Судья Гудкова Г.В.

№ 33 – 2307-2012

03 августа 2012 г. г. Петрозаводск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Королевой С.В.

и судей: Леоновой Л.П., Степановой Т.Г.

при секретаре Климовиче С.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Егоровой Е.В. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 июня 2012 года по иску Егоровой Е.В. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении земельного участка.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

Егорова Е.В. обратилась в суд по тем основаниям, что 06.03.2012г. истица обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ее многодетной семье конкретного земельного участка общей площадью (...) га, расположенного в районе (...), примыкающего к кварталу будущей малоэтажной застройки (кадастровый номер квартала (...)), целевое назначение - земли для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с приложенной к заявлению схемой расположения земельного участка. Ответом от 04.04.2012г. Администрация Петрозаводского городского округа указала на тот факт, что в отношении земельного участка, испрошенного Егоровой Е.В. не разработан проект планировки территории, предоставление его для индивидуального жилищного строительства в настоящее время не представляется возможным. Егорова Е.В. полагает отказ ответчика незаконным, просила признать ответ Администрации Петрозаводского городского округа от 04.04.2012г. (...) незаконным, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить многодетной семье Егоровой Е.В. земельный участок общей площадью (...) га, расположенный в районе (...), в кадастровом квартале (...), в соответствии с приложенной к заявлению от 06.03.2012г. схемой расположения земельного участка.

В последующем истица дополнила исковые требования, просила признать противоречащим федеральному законодательству решение Администрации Петрозаводского городского округа от 04.04.2012г. (...) об отказе в предоставлении ее многодетной семье земельного участка, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и направить ей схему расположения земельного участка общей площадью (...) га, расположенного в районе (...) в кадастровом квартале (...), в соответствии с приложенной к заявлению от 06.03.2012г. схемой расположения земельного участка, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа бесплатно предоставить в собственность ее многодетной семье земельный участок общей площадью (...) га, расположенный в районе (...), в кадастровом квартале (...), в соответствии с приложенной к заявлению от 06.03.2012г. схемой расположения земельного участка.

Решением суда в иске отказано.

С решением суда не согласен истец Егорова Е.В., в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение.

Указывает, что п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ и п. 5 Закона РК № 1560-ЗРК содержат исчерпывающий перечень оснований к отказу в предоставлении земельного участка в собственность. Доказательств того, что спорный земельный участок в соответствии с указанными нормами закона не может быть предоставлен, суду не представлено.

Полагает, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, является отсутствие проекта планировки в соответствии с требованиями Решения Петросовета «Об утверждении правил землепользования и застройки».

Указывает, что в соответствии с п. 9 ч. 4 ст. 4 Закона РК № 1560, Порядка рассмотрения заявления о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия решения по ним, орган местного самоуправления обязан утвердить схему расположения земельного участка в течение 20 календарных дней с даты принятия решения о соответствии многодетной семьи, требованиям Закона РК № 1560-ЗРК, и в течение 7 дней направить указанную схему заявителю.

Для утверждения схемы участка никаких дополнительных проектов планировок, не требуется.

Полагает несостоятельным довод суда о том, что формирование земельных участков в испрашиваемой территориальной зоне возможно в целях их комплексного освоения. Указывает, что истцу и ответчику было известно, что вся часть кадастрового квартала (...), в которой располагается испрашиваемый земельный участок, была распределена между 25 многодетными семьями, каждая из которых в один день обратилась с заявлением о предоставлении ей отдельного земельного участка в рамках данного квартала.

Кроме того, исходя из решения суда удовлетворение требований истца обусловлено наступлением определенных обстоятельств, а именно изготовлением проекта планировки, что само по себе недопустимо.

На апелляционную жалобу поступили возражения ответчика Администрации Петрозаводского городского округа, который просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу истицы - без удовлетворения, указывая на необоснованность доводов истицы о том, что отсутствие проекта планировки не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. В действительности, Постановлением Правительства Республики Карелия №29-П 31.01.2012 г. «О порядке рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия решений по ним» определено, что в случае указания заявителем местоположения испрашиваемого земельного участка, уполномоченный орган рассматривает возможность его предоставления с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденные Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010г. № 26/38-771, устанавливают, что в границах территориальной зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки) (Жип) запрещается формирование земельных участков и осуществление любого строительства без утвержденной документации по планировке территории (проектов планировки). В связи с чем отказ Администрации в предоставлении земельного участка является правомерным.

Кроме того, формирование спорного земельного участка, начальным этапом которого является утверждение схемы расположения земельного участка, без утвержденной документации по планировке территории (проектов планировки) Правилами землепользования и застройки г.Петрозаводска запрещено.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 23.12.2009г. (...), на которое ссылается Егорова Е.В. в обоснование доводов жалобы, судом первой инстанции обоснованно не применено при рассмотрении дела, поскольку данное Министерство в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. (...) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» не наделено правом давать разъяснения действующего законодательства РФ.

Доводы жалобы о наличии в рассматриваемом случае признаков комплексного освоения кадастрового квартала не соответствуют положениям ст.30.2 ЗК РФ, предусматривающей, что комплексное освоение включает в себя, кроме жилищного строительства, подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление иного, не жилищного, строительства. Земельный участок предоставляется победителю аукциона, а не 8 и более лицам в заявительном порядке, который предусмотрен Законом.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица Егорова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Ответчик Администрация Петрозаводского городского округа в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил; о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Третье лицо Егоров Ю.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене на основании положений п.п.1, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.

Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2011г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Согласно п.1 ст.28 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков урегулирован Законом Республики Карелия от 30.11.2011г. №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия» (Закон Республики Карелия о предоставлении многодетным семьям земельных участков) и Постановлением Правительства Республики Карелия от 31.01.2012г. №29-П «О Порядке рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия решений по ним».

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 06.03.2012г. истица обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении ее многодетной семье в собственность бесплатно земельного участка с указанием его местоположения, а именно испрашивала земельный участок общей площадью (...) га в районе (...) примыкающий к кварталу будущей малоэтажной застройки (кадастровый номер квартала (...)), целевое назначение - земли для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с приложенной к заявлению схемой расположения земельного участка. Письмом Администрации от 04.04.2012г. в выделении испрашиваемого земельного участка истице отказано со ссылкой на ч.9 ст.15 Правил землепользования и застройки г.Петрозаводска, в связи с отсутствием утвержденной документации по планировке территории.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что поскольку проект планировки территории, на которой расположен спорный земельный участок, не разработан, осуществление его предоставления для индивидуального жилищного строительства в настоящее время невозможно.

Однако судебная коллегия считает такой вывод суда первой инстанции основанным на неправильном применении норм материального права.

06.03.2012г. истица г. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении ее многодетной семье конкретного земельного участка общей площадью (...) га, расположенного в районе (...) в соответствии с приложенной к заявлению схемой расположения земельного участка.

В соответствии с Порядком рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия решений по ним, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 31.01.2012г. №29-П, земельный участок предоставляется в собственность многодетной семье на основании заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, поданного одним из родителей (супругов), в орган исполнительной власти Республики Карелия или орган местного самоуправления в Республике Карелия, обладающий правом распоряжения земельными участками в соответствии со статьями 10 и 11 ЗК РФ, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – уполномоченный орган). При этом заявитель вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок. Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка в случае указания его местоположения с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий). Аналогичная норма введена в ч.2 ст.4 Закона Республики Карелия о предоставлении многодетным семьям земельных участков Законом Республики Карелия от 08.06.2012г. №1600-ЗРК «О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Карелия «О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия».

Испрашиваемый Егоровой Е.В. земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Петрозаводска, вступившими в законную силу 08.04.2010г., расположен в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки) (Жип). То есть участок испрошен истицей в соответствии с требованиями к зонированию указанной территории.

Разработка и принятие правил землепользования и застройки предусмотрена нормами Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ).

В соответствии со ст. 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Вопросы территориального планирования и застройки городских округов отнесены действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство отнесены законом к вопросам местного значения муниципального образования (п.п.5, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. При этом согласно ч.8 ст.45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

Согласно ст.46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 ГрК РФ.

С учетом требований приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы подготовки документации по планировке территории, следует заключить, что отсутствие проекта планировки района не является законным основанием для отказа от исполнения обязанности по утверждению схемы расположения спорного земельного участка и не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Более того, в соответствии с п.14 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 31 декабря 2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. То есть отказ в предоставлении земельных участков возможен не ранее 31.12.2012г. при условии отсутствия правил землепользования и застройки. Однако такие правила в Петрозаводском городском округе уже утверждены, что исключает возможность отказа в предоставлении участков со ссылкой на указанные нормы.

Кроме того, ссылка ответчика на ч.9 ст.15 Правил землепользования и застройки г.Петрозаводска, согласно которой в границах территориальной зоны перспективной застройки Жип запрещается формирование земельных участков и осуществление любого строительства без утвержденной документации по планировке территории (проектов планировки) и формирование земельных участков указанной территориальной зоны возможно только для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, не может быть признана судебной коллегией обоснованной, так как Градостроительный и Земельный кодексы РФ подобного запрета не содержат. Напротив, ч.8.1 ст. 45 ГрК РФ указывает, что в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.

Более того, в соответствии с ч. 9 ст.4 (ранее на момент обращения истицы с заявлением о предоставлении земельного участка – ч.5 ст.4) Закона Республики Карелия о предоставлении многодетным семьям земельных участков основанием для отказа в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, помимо случаев, установленных пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ, является наличие решения уполномоченного органа о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, принятого на основании настоящего Закона. Иных оснований для отказа многодетной семье в предоставлении земельного участка законом не установлено.

На основании изложенного, учитывая отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка многодетной семье истицы, решение Администрации Петрозаводского городского округа, изложенное в письме от 04.04.2012г. (...), об отказе в предоставлении многодетной семье Егоровой Е.В. земельного участка, является незаконным. Поскольку ответчиком созданы препятствия семье истицы в реализации ее права на приобретение земельного участка в собственность, на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению семье истицы испрашиваемого земельного участка.

Требование истицы о понуждении ответчика утвердить схему расположения земельного участка также является обоснованным.

Действовавшая на момент обращения истицы с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства редакция Закона Республики Карелия о предоставлении многодетным семьям земельных участков не указывала на обязанность Администрации утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка. Однако такая обязанность была установлена Постановлением Правительства Республики Карелия от 31.01.2012г. №29-П «О Порядке рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям и принятия решений по ним» (п. 9 Порядка). Кроме того, такая обязанность определяется при применении в силу аналогии закона пункта 7 статьи 36 ЗК РФ.

Утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления. Невыполнение Администрацией Петрозаводского городского округа данных обязанностей, препятствует истице в проведении кадастровых работ, постановке участка на кадастровый учет и приобретению его в собственность.

Так как в соответствии с указанными нормами схема расположения земельного участка утверждается на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, то отсутствие документов по планировке территории не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение суда подлежит отмене, а заявленные Егоровой Е.В. исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Судебная коллегия полагает необходимым возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанность предоставить бесплатно земельный участок в общую долевую собственность всех членов семьи истицы, а именно Егоровой Е.В.., (...) г.р., Егорову Ю.В. (...) г.р., Е.3, (...) г.р., Е.1, (...) г.р., Е.2, (...) г.р. При этом судебная коллегия исходит из того, что предоставление такого земельного участка возможно только после постановки его на кадастровый учет. Согласно ст.4 Закона Республики Карелия о предоставлении многодетным семьям земельных участков (в ред. Закона Республики Карелия от 14.06.2012г.) выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка обеспечивается за счет средств заявителя. Решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье принимается уполномоченным органом в срок не более 14 календарных дней со дня получения уполномоченным органом кадастрового паспорта указанного земельного участка. Таким образом, обязанность Администрации по предоставлению многодетной семье истицы земельного участка должна осуществляться в порядке, установленном приведенными положениями действующего законодательства.

На основании положений ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию понесенные ею при подаче иска расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь положениями статей 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 июня 2012 года по настоящему делу отменить.

Принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Егоровой Е.В. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании решения незаконным, предоставлении земельного участка в собственность.

Признать незаконным решение Администрации Петрозаводского городского округа, выраженное в письме от 04.04.2012г. (...), об отказе в предоставлении многодетной семье Егоровой Е.В.. земельного участка.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и направить Егоровой Е.В. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, общей площадью (...) га, расположенного в районе (...) в кадастровом квартале (...), в соответствии с приложенной к заявлению Егоровой Е.В. от 06.03.2012г. схемой расположения земельного участка.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить многодетной семье Егоровой Е.В. (в составе: Егорова Е.В., Егоров Ю.В., Е.3, Е.1, Е.2) бесплатно в общую долевую собственность всех членов многодетной семьи в равных долях для индивидуального жилищного строительства земельный участок общей площадью (...) га, расположенный в районе (...) в кадастровом квартале (...), в срок не более 14 календарных дней со дня получения кадастрового паспорта земельного участка, сформированного на основании заявления Егоровой Е.В. от 06.03.2012 года и утвержденной Администрацией схемы расположения указанного земельного участка.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Егоровой Е.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере (...) рублей.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200