пенсионные споры



Судья Витухина О.В. № 33-2328/2012

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 августа 2012 г. г.Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Соляникова Р.В.,

судей Данилова О.И., Слиж Н.Ю.

при секретаре Сосновской О.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истиц на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 июня 2012 г. по искам Сивериковой Н.Ф. и Макаровой Т.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, взыскании недоплаченных денежных сумм.

Заслушав доклад судьи Данилова О.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истцы обратились в суд с иском по тем основаниям, что их сыновья погибли при исполнении обязанностей военной службы: С.ХХ.ХХ.ХХ, М.ХХ.ХХ.ХХ. Истицы Сиверикова Н.Ф. с ХХ.ХХ.ХХ года и Макарова Т.Н. с ХХ.ХХ.ХХ года пользовались льготами, предусмотренными Законом СССР от 01.08.1989 № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания». После внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» льготы в натуральной форме были заменены на денежную компенсацию, которая была им назначена бессрочно по категории - член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей. Истицы считают действия ответчика незаконными, полагая, что они имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты по категории - участник Великой Отечественной войны (ВОВ), так как данная льгота была приобретена ими по ранее действовавшему законодательству. В связи с чем, истицы просили признать действия ответчика незаконными, обязать ответчика назначить им ежемесячную денежную компенсацию, как участникам ВОВ, взыскать в их пользу недополученные суммы компенсации с 2005 года по настоящее время по (...) руб. (...) коп. каждой.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г.Петрозаводска» и Военный комиссариат Республики Карелия.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

С вынесенным судебным постановлением не согласны истицы. В апелляционных жалобах просят решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалоб указывают, что они пользовалась льготами, предусмотренными Законом СССР от 01.08.1989 № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», как участники ВОВ. В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О ветеранах» система льготы в натуральной форме были заменены ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), и им была установлена ЕДВ гораздо в меньшей сумме, чем предусмотрено для участников ВОВ. При этом положения названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 г.), предусматривали, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.04.2007 № 331-0-П установлено, что родителям и женам погибших военнослужащих, которым ранее представлялись льготы на основании указанного Закона СССР, установление ЕДВ следует производить в размере не ниже, чем для участников ВОВ. То обстоятельство, что их сыновья погибли после введения в действие Федерального закона «О ветеранах», само по себе не лишает их права на льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, согласно Закону СССР от 01.08.1989, что подтверждается льготами в натуральном виде, получаемыми ими с момента гибели сыновей и до введения Закона «О монетизации». Считают, что дата смерти погибших сыновей не имеет правового значения для определения размера ЕДВ.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица Макарова Т.Н. и ее представитель Манюкова В.Е., истица Сиверикова Н.Ф. и ее представитель Евстифеева Л.Я. доводы апелляционных жалоб поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав истиц и их представителей, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Судом установлено и следует из материалов дела, что сын истицы Сивериковой Н.Ф. погиб ХХ.ХХ.ХХ, сын истицы Макаровой Т.Н. погиб ХХ.ХХ.ХХ. Смерть сыновей истиц наступила в период прохождения военной службы. Истицам были выданы удостоверения о том, что они имеют право на льготы и преимущества, установленные для родителей погибших военнослужащих (ст. 21 Закона «О ветеранах»).

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (вступившего в силу с 16 января 1995 г., в редакции, действующей на дату выдачи истцам удостоверений) льготы, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка льготы предоставляются, в том числе родителям погибшего (умершего).

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой.

Указанным законом Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ был дополнен статьей 23.1 и на период с 01 января по 31 декабря 2005 года определены размеры ежемесячной денежной выплаты в зависимости от категории ветеранов и членов их семей.

С 01 января 2005 г. истицам назначена ЕДВ как членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы. Размер выплаты составляет с учетом индексации (...) руб. (...) коп., что меньше суммы ЕДВ, выплачиваемой участникам ВОВ, которая составляет (...) руб. (...) коп.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 21.10.2008 № 536-О-О, от 16.04.2009 № 453-О-О, от 23.06.2009 № 823-О-О, от 13.10.2009 № 1125-О-О, от 24.02.2011 № 246-О-О, закрепленные в преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ положения не означают, что гражданам, имеющим разный правовой статус, приобретенный на основании различных нормативных правовых актов, должны устанавливаться равные права в сфере социального обеспечения, в том числе на получение одинаковых мер социальной защиты (социальной поддержки). Дифференциация размера выплат основана на объективных обстоятельствах, связанных, в том числе с моментом приобретения соответствующего правового статуса. Установление ежемесячной денежной выплаты родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 г., отличной от размера выплаты участникам войны, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан. Разрешение вопроса о предоставлении членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые приобрели право на льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как лицам, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», является прерогативой законодателя.

Закон СССР от 01.08.1989 № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» фактически утратил юридическую силу с принятием Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Как правильно указано в решении суда, статья 7 Закона СССР от 01.08.1989 № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространившая на родителей и жен, погибших военнослужащих льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, не может быть применена для определения объема социальной поддержки, на которую имеют право истицы. Основания для предоставления им мер социальной поддержки возникли после вступления в законную силу Федерального закона «О ветеранах», который предусматривает разный уровень социальной поддержки для участников ВОВ и членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

В силу изложенного ссылка в жалобе на определение Конституционного Суда Российской Федерации № 331-О-П от 04.04.2007 также не может быть принята во внимание судом, поскольку в данном определении речь идёт лишь о той категории граждан, которые до 01 января 2005 г. приобрели и реализовали право на льготы, предусмотренные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на основании Закона СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения».

Таким образом, поскольку сыновья истиц погибли при исполнении обя­занностей военной службы после вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», на основании которого они и пользовались соответствующими льготами, то право пользования льготами, предусмотренными Законом СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», у них не возникло и не было фактически реализовано, доказательств обратного суду не представлено, соответственно вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований истиц является правильным.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Доказательства, на которые сослались стороны в обоснование своих требований и возражений на них, судом исследованы и им дана надлежащая оценка.

Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется. Доводы жалоб являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, не приняты во внимание.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 июня 2012 г. по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционные жалобы Сивериковой Н.Ф. и Макаровой Т.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Деперсонификацию выполнил помощник судьи

____________________ (Виссарионова М.В.), _____ _________________ 2012 г.

«Согласовано» судья Верховного Суда РК

____________________ (Данилов О.И.), _____ _________________ 2012 г.

«Разместить на сайте» судья Верховного Суда РК

____________________ (Соляников Р.В.), ______ _________________ 2012 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200